Коммуникационный менеджмент — научное направление в рамках теории управления или менеджмента, рассматривающее процесс управления как систему социального взаимодействия[1]. Понимание социальной сущности теории управления оформилось одновременно в нескольких научных концепциях лишь в XIX веке. Наиболее известные теории в сфере коммуникации принадлежат Фрицу Хайдеру (англ. Fritz Heider) (теория когнитивного баланса или диссонанса); англ. cognitive dissonance theory, 1958), Ирвингу Хофману (теория управления впечатлениями; англ. impression management theory, 1959), Абрахаму Маслоу (теория коммуникативных потребностей), Ричарду Эмерсону (теория социального обмена; англ. social exchange theory, 1972), Теодору Ньюкому (теория коммуникативных актов, сommunicative аcts, 1953), Перси Танненбауму (теория конгруэнтности; англ. congruence theory, 1957).
Общепризнанной теории или концепции коммуникационного менеджмента пока не сложилось. Наиболее авторитетными школами, разрабатывающими данное научное направление являются северо-американская (США), английская и японская [2]. По убеждению сторонников формальной модели теории управления, ее основами являются кибернетика и теория информации. Сторонники логической модели теории менеджмента признают ее основами социальный феномен в его функциональном и информационном аспектах, концепции лидерства и командообразования. В коммуникационном менеджменте выделяют либо системный (основан на специфическом аналитическом образе мышления субъекта управления), либо контингентный (основан на оптимизации переменных факторов объекта управления) подходы.[3]
Коммуникационный менеджмент на практике охватывает практически все стороны жизни общества. Как теория он оперирует понятиями информационных систем и ресурсов, деловых, политических, информационных коммуникаций, системой коммуникаторов и структурой коммуникационных сред. Общеизвестны такие прикладные отрасли коммуникационного менеджмента как GR (коммуникации с сектором власти), HR (внутренние коммуникации проекта), PR (внешние коммуникации проекта), IR (коммуникации с инвесторами), CR (коммуникации с потребителями или маркетинг), LR (коммуникации логистики или инфраструктурные коммуникации), а также доверительные коммуникации (TR). Теория коммуникационного менеджмента базируется на принципах социальной ответственности и принципах верификации коммуникаторов [2][4] [5].
Первым российским ученым, приступившим в 1980-х гг. к исследованию социальных закономерностей коммуникаций в процессах управления был социолог Ф.Р. Филиппов. После смерти ученого начатые разработки продолжил его аспирант А.С. Орлов-Кретчмер. Созданные им в 1990-х гг. методологические основы преподавания коммуникационного менеджменте и прикладного применения теоретических наработок в российских условиях востребованы не был. Тогда Орлов-Кретчмер прочитал курс лекций по приглашению International Academy of Management, став в 1996 г. действительным членом IAM. Орловым-Кретчмером была предложена своя оригинальная понятийная система коммуникационного менеджмента [2]. Однако в России до 1998 г. коммуникационный менеджмент не имел широкого распространения ни в научных кругах, ни в повседневной практике.
После кризиса и острой необходимости модернизации общества такая потребность возникла. Но попытки переноса на российскую почву передового международного опыта менеджмента наталкивалась на непреодолимую проблему: практика и теория управления в СССР и её модификация в новой России не могли служить надежной бесконфликтной средой для внедряемых новаций [6]. В ВУЗах страны не готовили необходимых специалистов, а специалисты с зарубежным опытом с трудом адаптировались в российской действительности. В 2005 г. вышел в свет первый российский учебник по коммуникационному менеджменту для высших учебных заведений. Автор труда А. С. Орлов-Кретчмер с 2003 года преподавал этот предмет в качестве профессора Высшей школы экономики Высшая школа экономики. Книга сразу же получила высокую оценку специалистов, отметивших её российскую специфику [7].
Коммуникационный менеджмент.