Кведлинбу́ргские анна́лы (лат. Annales Quedlinburgenses) — всемирная хроника от сотворения мира до 1025 года, описывающая, в основном, историю территорий, входивших в Священную Римскую империю (Германию), и близлежащих земель. Анналы составлены в первой половине XI века в женском Кведлинбургском аббатстве (около города Кведлинбург), по которому они и получили своё название.
Оригинал рукописи Кведлинбургских анналов не сохранился до нашего времени. Наиболее старая из существующих копий, ставшая основой для всех последующих изданий анналов, была сделана в 1556 году в Дрездене. Однако, в основу этой копии был положен уже дефектный вариант протографа. Из-за этого в анналах не сохранились записи для целого ряда лет (например, отсутствуют записи за 874—909 и 964—983 годы), а также полностью утеряно окончание рукописи[1].
Кведлинбургские анналы, вместе с Хильдесхаймскими и Вайсенбургскими анналами, а также с анналами Ламберта Херсфельдского и хроникой Саксонского анналиста, входят в Херсфельдскую группу анналов. Своё название группа получила по Херсфельдским анналам — одному из основных источников для ранних частей всех этих анналов[2].
Предполагается, что автором анналов была женщина, одна из монахинь Кведлинбургского монастыря. Близость аббатства к одному из главных городов Священной Римской империи X века и покровительство, которое оказывали обители члены правящей Саксонской династии[3], позволили автору анналов включить в них много достоверных и подробных сведений, часто носящих уникальный характер[4].
Кведлинбургские анналы в своей ранней части основаны на трудах Иеронима, Исидора Севильского и Беды Достопочтенного. Однако, здесь же присутствуют записи, в основе которых лежат сведения, почерпнутые из германского народного эпоса (рассказы об Аттиле, Теодорихе Бернском, Одоакре и Беовульфе). Это наиболее ранние в истории записи фрагментов этих сказаний[5] и единственные, содержащиеся в раннесредневековых анналах[6].
Начальная часть Кведлинбургских анналов почти не датирована, однако с 702 года начинаются годовые записи, основанные, в основном, на Херсфельдских анналах. В этой части почти нет незаимствованных свидетельств (первая оригинальная запись датирована 852 годом). С 984 года число ежегодных записей возрастает, а с 993 года записи становятся современными происходившим событиям. Ещё большее увеличение сведений, содержащихся в анналах, относится к периоду после 1008 года, что, вероятно, свидетельствует о начале работы в это время основного автора Кведлинбургских анналов, продолжавшего с небольшими перерывами свой труд, по крайней мере, до 1025 года. В этой части содержится множество уникальных сведений по истории взаимоотношений Священной Римской империи с её славянскими соседями (в основном, с Польшей). К числу таких свидетельств относится запись 1009 года, в которой впервые в исторических источниках зафиксирован топоним Литва. Кведлинбургские анналы обрываются, вероятно из-за дефекта несохранившегося протографа, на середине записи о событиях 1025 года[6].
В XI—XII веках сведения из Кведлинбургских анналов были использованы в нескольких исторических сочинениях: хрониках Титмара Мерзебургского и Саксонского анналиста, Магдебургских анналах, Вюрцбургской хронике и Хронике епископов Хальберштадта. Кведлинбургские анналы — ценный исторический источник по истории Священной Римской империи конца X—первой трети XI веков, особенно по отношениям империи с её славянскими соседями в это время[4].
На латинском языке.
На русском языке.
Анналы читать онлайн, анналы жизни, анналы дмитриева, анналы хирургической гепатологии журнал 2023 1.
Материенко, Николай Филиппович, Шаблон:Даллас Маверикс, Файл:Moscow Southern Okrug districts.png, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Хэган, Молли.