Рейс 800 Trans World Airlines | |
Мемориал рейсу 800 |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
20:31 EDT |
Характер |
Падение с эшелона, разрушение в воздухе |
Причина |
Взрыв топливного бака, короткое замыкание, неисправная электропроводка |
Место |
над Атлантическим океаном, около Ист Моричес (Нью-Йорк, США) |
Координаты |
40°39′00″ с. ш. 72°38′00″ з. д. / 40.65000° с. ш. 72.63333° з. д. (O)(O) |
Погибшие |
230 (все) |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания |
Trans World Airlines (TWA) |
Пункт вылета | |
Остановки в пути |
Международный аэропорт имени Шарля-де-Голля, Париж (Франция) |
Пункт назначения |
Международный аэропорт имени Леонардо да Винчи, Рим (Италия) |
Рейс |
TWA800 |
Бортовой номер |
N93119 |
Дата выпуска |
18 августа 1971 года (первый полёт) |
Пассажиры |
212 |
Экипаж |
18 |
Выживших |
0 |
Изображения на Викискладе |
Катастрофа Boeing 747 под Нью-Йорком — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 17 июля 1996 года. Над Атлантическим океаном рядом с Ист Моричес (штат Нью-Йорк, США) через 12 минут после взлёта взорвался авиалайнер Boeing 747-131 авиакомпании Trans World Airlines (TWA), совершавший плановый международный пассажирский рейс TWA800 по маршруту Нью-Йорк — Париж — Рим. Все 230 человек, находившихся на его борту (18 членов экипажа и 212 пассажиров), погибли[1].
Прежде чем эксперты из NTSB прибыли к месту катастрофы, было сделано много предположений, что взрыв является терактом[2][3]. В связи с этим Федеральное бюро расследований (ФБР) начало параллельное расследование причин катастрофы. 18 ноября 1997 года было объявлено, что не найдено никаких доказательств теракта, и NTSB продолжило расследование самостоятельно[4].
Boeing 747-131 (регистрационный номер N93119, заводской 20083, серийный 153) был выпущен в 1971 году (первый полёт совершил 18 августа). Бортовой номер самолёта был N93119, из чего можно сделать вывод, что первоначальным заказчиком была авиакомпания Eastern Air Lines. Однако данной авиакомпании самолёт так и не был передан, а вместо этого 27 октября 1971 года поступил в авиакомпанию Trans World Airlines (TWA). С 15 декабря 1975 года по 16 декабря 1976 года эксплуатировался корпорацией-производителем «Boeing», после чего вернулся в TWA. Оснащен четырьмя двигателями Pratt & Whitney JT9D-7AH. На день катастрофы совершил 16869 циклов «взлёт-посадка» и налетал 93303 часа.
В Нью-Йорке у рейса 800 сменился экипаж. Состав нового экипажа рейса 800, летевшего по маршруту Нью-Йорк—Париж—Рим, был таким:
В салоне самолёта работали 14 бортпроводников.
Среди пассажиров на борту находились:
Среди пассажиров мог оказаться итальянский футболист Кристиан Пануччи, но его багаж из Атланты был утерян и он не попал на рейс.
17 июля 1996 года Boeing 747-131 борт N93119 вылетел из Афин (Греция) рейсом TWA881 и около 16:38 EDT прибыл в Международный аэропорт имени Джона Кеннеди. По прибытии в аэропорт самолёт был дозаправлен и сменился летный и кабинный экипаж[5].
Рейс TWA800 должен был вылететь в 19:00 EDT, но был задержан. Причинами задержки стали неполадка в наземном оборудовании и подозрение в неправильной загрузке багажа (багаж был загружен в самолёт, а его владельца на борту самолёта не было)[6]. В 20:02, после устранения неполадки и подтверждения, что владелец багажа на борту, самолёт начал движение[5].
Данные с бортовых самописцев показали, что взлёт рейса 800 прошёл в штатном режиме около 20:19 EDT[7][8]. Вскоре рейс 800 получил серию указаний о наборе высоты и изменении курса по мере того, как он набирал крейсерскую высоту 4500 метров[9]. Последний сеанс связи с самолётом произошёл в 20:30 EDT, когда экипаж получил и подтвердил указание от Бостонского центра УВД о наборе высоты в 15 000 футов[9]. Рейс TWA800 был в процессе набора высоты в тот момент, когда оба самописца прекратили запись в 20:31:12[7][8]. В это же самое время самолёт был последний раз зафиксирован радаром Федеральной администрации по авиации в Тревосе, штат Пенсильвания[5].
В 20:31:50 EDT командир авиалайнера Boeing 737 авиакомпании Eastwind Airlines (рейс SGR507) первым доложил Бостонскому центру УВД, что он видел здесь взрыв, впереди нас… около 16 000 футов или что-то около того, он просто упал вниз в воду[9]. В это же время многие диспетчерские пункты в Нью-Йорке и на Лонг-Айленде получили доклады о взрыве от других пилотов в этом районе[9]. Другие свидетели на земле или в океане позже подтвердили, что они видели и/или слышали взрывы, сопровождаемые облаком пламени над океаном, а также наблюдали горящие обломки, которые падали в воду[5]. Около одной трети свидетелей показали, что они видели светящуюся полосу, движущуюся вверх в небо к точке, где появился огненный шар[5].
Отдельные лица в гражданских, военных и полицейских судах добрались до места катастрофы и начали поиск людей спустя минуты после падения самолёта в воду. Выживших не было найдено[5].
Члены семей жертв рейса 800, эксперты, представители прессы и сотрудники авиакомпании Trans World Airlines собрались в отеле Ramada Inn в аэропорту имени Джона Кеннеди[10].
Гражданство | Пассажиры | Экипаж | Всего |
---|---|---|---|
Алжир | 9 | 0 | 9 |
Бельгия | 4 | 0 | 4 |
Великобритания | 7 | 0 | 7 |
Германия | 2 | 0 | 2 |
Дания | 6 | 0 | 6 |
Израиль | 1 | 0 | 1 |
Ирландия | 4 | 0 | 4 |
Испания | 1 | 0 | 1 |
Италия | 8 | 1 | 9 |
Норвегия | 2 | 0 | 2 |
США | 125 | 17 | 142 |
Франция | 42 | 0 | 42 |
Швеция | 1 | 0 | 1 |
Всего | 212 | 18 | 230 |
Расследованием причин катастрофы рейса TWA800 занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB).
Поисковая операция и восстановление обломков рейса 800 были проведены федеральными агентствами, агентствами штата и местными агентствами, а также их подрядными организациями[11]. Приоритетным направлением был поиск людей и опознание жертв; затем — восстановление обломков[5]. Телеуправляемые аппараты, гидролокаторы и лазерные сканеры были использованы для поиска и исследования обломков под водой[11]. Жертвы и обломки были подняты аквалангистами и телеуправляемыми аппаратами, позже были использованы траулеры для поднятия обломков, застрявших в дне океана[11]. Многочисленным аквалангистам потребовалась помощь из-за кессонной болезни[12].
По мере обнаружения и исследования обломков было выделено три основные зоны. Жёлтая зона, красная зона и зелёная зона, которые содержали обломки из носовой, центральной и хвостовой части самолёта соответственно[5]. Красная зона была наиболее обширной и главным образом содержала обломки фюзеляжа.
На речевом самописце не было обнаружено ничего необычного до 20:29:15 EDT, когда КВС сказал[13]:
|
В 20:30:15 самописец зафиксировал указание бостонского центра управления воздушным движением рейсу 800 о наборе и поддержании высоты 15000 футов, сопровождаемое приказом капитана «набор высоты» и подтверждением указания. В 20:30:35 бортинженер сказал, что необходимая мощность установлена[13]. В 20:30:42 самописец записал звук механического движения в кабине самолёта, в 20:31:03 — неразборчивое слово и в 20:31:05 — звук, похожий на «разрушение записывающей ленты». Запись неожиданно закончилась в 20:31:12. Спектральный анализ звукозаписи выявил два необычных звука в последнюю секунду записи на канале капитанского микрофона, где был записан короткий 400 Гц звук (электрическая сеть самолёта работает на частоте 400 Гц)[14]. Другие электрические фоновые шумы, записанные на этом канале, прекратились во время двух кратковременных событий за 0,73 и 0,68 секунды до конца плёнки. Остальные каналы речевого самописца были записаны без необычных звуков[15]. Последней записью на всех каналах речевого самописца был очень короткий и громкий звук за 0,117 с до конца плёнки. Запись прекратилась в 20:31:12 из-за отсутствия электричества, в то же самое время, когда радар последний раз зафиксировал самолёт[15].
Громкий звук в конце записи самописца рейса 800 был сравнён с похожими шумами на самописцах других Boeing 747 (Pan American-103 и Air India-182), которые были разрушены в результате срабатывания бомбы в переднем грузовом отсеке.
Расшифрованные данные параметрического самописца, характерные для нормального полёта самолёта с набором высоты, неожиданно прерваны из-за прекращения подачи электрического напряжения[16].
Допрос свидетелей катастрофы рейса TWA 800 был проведён ФБР; NTSB было указано не допрашивать или не проводить повторных допросов во избежание сложностей с прокурорским надзором[17]. Допросы не были записаны в аудиоформате, вместо этого агенты ФБР, которые проводили допросы, делали письменный отчёт с кратким изложением беседы[17]. Свидетели не могли просмотреть и исправить такие отчёты[17].
Тщательный анализ распределения обломков, найденных повреждений, следов сажи и возгорания — всё это внесло вклад в понимание последовательности событий во время крушения самолёта. В начале катастрофы не было пожара, он возник в результате разрушения конструкции самолёта и топливных баков. Взрыв произошел в днище самолета, где образовалась огромная дыра. Через 4 секунды многочисленные трещины в корпусе соединились, и носовая часть самолета оторвалась. Нос пулей устремился вниз, а обрубленный горящий авиалайнер резко набрал высоту, затем потерял управление и рухнул в воду[18].
Окончательный отчёт расследования NTSB был опубликован 23 августа 2000 года. Согласно отчёту, вероятной причиной катастрофы стал[1]:
|
Однако в альтернативных версиях предполагается, что самолёт мог быть сбит ракетой ВМС США или подорван террористом-смертником, или же взорваться в результате срабатывания бомбы на борту[19][20][21]. Во время расследования эксперты NTSB принимали во внимание вероятность того, что бомба или ракета привели к несчастному случаю, но[22]:
|
|
Катастрофа Boeing 747 под Нью-Йорком.