Ка́та (яп. 型 или 形) — формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. По сути, является квинтэссенцией техники конкретного стиля боевых искусств. Аналогично таолу в ушу и пхумсэ в тхэквондо. В школе современного карате Дзёсиндо в определение ката дополнительно внесено понятие ката как эталонного образца техники карате для подражания и изучения.
Принцип изучения боевого искусства на основе ката состоит в том, что повторяя ката многие тысячи раз, практик боевого искусства приучает свое тело к определенного рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само» на основе рефлексов, вложенных многократным повторением ката. Также считается, что ката обладают медитативным воздействием.
Содержание |
Нихон кэндо ката были созданы путем интеграции многих ката (форм) из разных школ кэндзюцу в 1912 году. Целью этого было сохранение традиционных форм кэндзюцу в кэндо, чтобы помнить, откуда пошло кэндо.[1]
Кэндо ката состоят из 7 ката с тати (длинным мечом) и 3 ката с кодати (коротким мечом).
В ката можно увидеть некоторые стойки, которые больше не используются в современном кэндо.
Чтобы практиковать кэндо ката нужно два человека, и каждый из них имеет свою собственную роль. Одного называют утитати (некоторые говорят утидати (яп. 打太刀 )), другого — ситати (некоторые говорят сидати (яп. 仕太刀 )).[1]
Кэндо ката практикуются, как правило, с боккэном и без защитного снаряжения. Кэндо ката выступают связующим звеном между кэндо и кэндзюцу.
В начале каждой схватки и при объявлении своих имен, два участника, один с красным поясом (АКА), другой с синим (АО), должны встать в линию у края площадки лицом к Главному Судье по Ката. После поклона Судейской Бригаде, АО делает шаг назад и оказывается вне площадки. После того, как АКА занимает свою исходную позицию и четко объявляет название исполняемого Ката, он начинает исполнение. Выполнив свое Ката, АКА покидает площадку и ожидает, когда АО закончит выполнение. После того, как АО выполнил своё Ката, оба участника возвращаются к краю площадки и ожидают решения Судей.
Name | Имя | Значение и происхождение |
Taikyoku 1—3 | Тайкёку 1—3 | «Великое Начало». Созданы в 40-х годах Г.Фунакоси. Предназначены для развития силы и координации. Не относятся к категории т. н. «классических» ката. Обычно не изучаются. |
Heian 1—5 | Хэйан 1—5 | «Мир и покой». В Сюри-тэ назывались Хэйва-Антэй. После модификации Итосу назвал их Пинан. Под таким названием они изучаются в Вадо-рю, Сито-рю, Киокусинкай и др. С 1936 г. Фунакоси изменил название на Хэйан. Учебные ката, подготавливающие ученика к постижению более сложных ката. |
Tekki 1—3 | Тэкки 1—3 | «Железный всадник». Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для маневра, в лодке, в комнате, на краю обрыва. Во всех трёх вариантах используется только стойка всадника и отражение атак спереди и сбоку по принципу — стена сзади, имитируя сбивание захватов при борьбе в латах, удары на близком расстоянии (каги-цуки) и староокинавскую технику низких ударов ногами по ногам противника (фумикоми). Прежнее название Найханти. Ката воплощает основные черты Сёрэй-рю. Тэкки Сёдан — исходная форма, предположительно из Китая. Тэкки нидан и Тэкки сандан созданы Итосу. Под названием Найханти изучаются во многих стилях. |
Bassai dai | Бассай-дай | «Преодоление препятствий». Традиционная ката во многих стилях и школах. Имеется множество интерпретаций. Под название Пассай или Бассай практикуется в Вадо-рю, Сито-рю, Итосу-кай, Исиминэ и др. Создана основателем окинавской школы Сюри-тэ Мацумура Соконом на основе некоторых китайских комплексов таолу. Мощная и динамичная ката с постоянной, быстрой сменой рук в блоках и ударах, подобно действиям при осаде замка. |
Empi | Эмпи | «Полёт ласточки». Первоначальное название Вансу, по имени создателя ката Саппусина Вансу, впервые продемонстрировавшего её на Окинаве в 1863 году. Вариант мастера Санаэды, ученика Вансу впоследствии был модифицирован Итосу. Под названием Вансу практикуется в Вадо-рю, Сёрин-рю и в других стилях. Старейшая ката в каратэ-до, была очень популярна в Томари. Техника в ката значительно изменилась к нашему времени. Но остался темп смены уровня центра тяжести, и движения бедра, и исполнения техники подобно порханию ласточки вверх и вниз |
Kanku dai | Канку-дай | «Созерцание небес». Прежнее название Кусянку или Кванку по имени создателя Гунь-Сянь-цзюна. Существует множество вариантов этой ката: Канку-дай и Канку-сё в Сётокане, Кусянку в Вадо-рю, Сихана-Кусянку в Сюри-тэ, Кусянку мастеров Китаяра и Куниеси, Кокосун-Дай в стиле Санкюкай и др. Считается, что Итосу взял Кусянку за основу при создании ката ряда Хэйан (Пинан). Одно из самых зрелищных традиционных ката Окинавы. Любимая ката мастера Фунакоси, именно ката Канку-дай демонстрировал Фунакоси Гитин во время показательных выступлений в штаб-квартире и главном тренировочном зале дзюдо Кодокане. Считается, что в этой ката зашифрована вся основная техника Сётокана. Так же называется сложнейшая и основная ката Кекусинкая. Как и в Сётокане, в ней зашифрована вся основная техника Кекусина. |
Hangetsu | Хэнгэцу | «Полумесяц». Мастер Фунакоси называл её Сэйсан в книге «Рюкю кэмпо: каратэ». Единственная энергетическая ката в Сётокане. Происходит из Наха-тэ |
Jitte | Дзиттэ | «Десять рук». Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации. Характерна техника боя против нескольких противников, быстрые смены позиций и направлений действий |
Gankaku | Ганкаку | «Журавль на утесе». Древнее название Чинто по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю Сёрэй-рю. Изучается также в Сито-рю. В Сётокане изучается версия Итосу. Одна из старейших ката в каратэ-до. |
Nijushiho | Нидзюсихо | «24 шага». В Сито-рю, Томари-тэ называется Нисэйси. Происхождение и автор неизвестны. Также изучается в Вадо-рю. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с Сотин и Унсу. Это очень мощное, силовое ката. В технике превалируют удары локтями. В старом варианте, вместо ёко гэри, практиковали фумикоми. |
Chinte | Тинтэ | «Необычные руки» (также «редкие руки» или «сумасшедшие руки»). Фунакоси называл её Сеин. Изучается в Сито-рю. Сэнсэй Канадзава относит её к ката защитных действий. Происходит из Китая. |
Sochin | Сотин | «Великое умиротворение» или «непоколебимость». Ранее называлась Хакко. Изучается только в Сётокане и Сито-рю. Происхождение и автор неизвестны. |
Meikyo | Мэйке | «Блестящее зеркало». Прежнее название Рохай. В Томари-тэ имеет 3 варианта. Название изменено Фунакоси Гитином. |
Unsu | Унсу | «Облачная рука» или «Руки, раздвигающие облака». Происхождение и автор ката неизвестны. Возможно, это самая древняя форма. Изучается также и в Сито-рю. |
Bassai sho | Бассай-сё | Малая форма Бассай-Дай. Создана мастером Итосу. Практикуется только в Сётокане. |
Kanku sho | Канку-сё | Малая форма. Создана Итосу. Практикуется только в Сётокане. |
Wankan | Ванкан | «Королевская корона». Также известна под названиями Сиофу и Хито. Относится к Томари-тэ, к школе К.Мацумора. В Сито-рю изучается под названием Мацукадзэ. Самая короткая ката в Сётокане. |
Gojushiho dai | Годзюсихо-дай | «54 шага». Фунакоси называл её Хотаку. В Сито-рю называется Усэси. |
Gojushiho sho | Годзюсихо-сё | Малая форма ката Годзюсихо-Дай |
Jion | Дзион | Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия:
1) по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и якобы создавшего эту форму; 2) по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно создана эта ката. Изучается в Сётокане и Вадо-рю. |
Ji’in | Дзи’ин | «Правдивая любовь» (а также имя буддистского монаха). Ещё одна ката из Томари-тэ. Фунакоси Гитин называл её Соке. Модифицирована Итосу. |
Помимо классического способа выполнения ката, существуют «нетрадиционные» способы. Как правило, эти способы не имеют широкого распространения и в основной своей массе (для СССР) практикуются специалистами, пришедшими в каратэ во время «первой волны» в 1960—1970 г.
Стойки каратэ | |
---|---|
|
|
|
|
|
|
Ката.