Касса́ндра (др.-греч. Κασσάνδρα), второе имя: Алекса́ндра (др.-греч. Ἀλεξάνδρα) — персонаж древнегреческой мифологии, дочь Приама и Гекубы. Большинство авторов описывает её как прорицательницу. Согласно Гомеру, она была красивейшей из дочерей Приама, её пророческий дар он не упоминает. Имена Кассандра и Александра зафиксированы в микенских текстах[1].
Содержание |
Наиболее популярная версия приведена в трагедии Эсхила «Агамемнон», где Кассандра рассказывает, что пообещала Аполлону ответить на его любовь, и получила от бога способность вещать о будущем, но нарушила своё обещание, и таким образом навлекла на себя его гнев: Аполлон сделал так, чтобы никто не верил её словам[2]. В рассказе Сервия это отображается в символической форме: Аполлон плюет в рот девушке.
По рассказу Антиклида (автора III века до н. э.), Кассандра ещё в детстве вместе со своим братом-близнецом Геленом заснула в храме Аполлона Фимбрейского, и там храмовые змеи вылизали ей уши так чисто, что она смогла «слышать» будущее[3]. Эта версия периодически встречается в греческой мифологии, хотя иногда говорится , что Кассандра приобрела способность понимать язык животных, а не предсказывать будущее.
Кассандра открыла, что выросший среди пастухов Парис — сын Приама[4], и умоляла убить его, так как он принесёт Трое несчастье, но её не послушали[5].
Она предсказывает будущее Парису, отплывающему в Спарту[6], но ей не поверили. Она напрасно предрекала, что Елена будет причиною гибели Трои, когда та приехала в город[7].
Её семья полагала, что Кассандра безумна, и, согласно некоторым версиям мифа (Ликофрон), из-за этого её держали взаперти.
Кассандра первой увидела тело своего брата Гектора, когда его привёз Приам, и подняла плач[8].
Ряд авторов называет Кассандру, как жрицу Аполлона, девственницей[9]. Однако, по Гомеру, герой Офрионей пришёл на помощь Трое, прося Кассандру в жены и обещая изгнать данайцев, и Приам согласился[10].
Телефос, сын Геракла, также любил Кассандру , но она презирала его и даже помогла совратить свою сестру Лаодику.
Многие авторы называют женихом Кассандры Кореба[11], погибшего в ночь взятия Трои. По Вергилию, хотя он был влюблен в пророчицу, но не верил её словам[12].
Кассандра напрасно противилась введению деревянного коня в город, сказав, что внутри коня сидят вооруженные воины[13].
Когда ахейцы захватили Трою, она искала убежище в храме Афины у деревянной статуи богини. Локриец Эант (Аякс Малый) оторвал её от статуи[14] и, по некоторым авторам, изнасиловал. Глаза статуи обратились к небу, не желая смотреть на позор жрицы[15], и Афина разгневалась и решила отомстить грекам (см. также Аякс Малый и Локрийские девы).
Филострат отмечает, что Аякс не изнасиловал её, как о том ложно рассказывают, а лишь отвел к себе в палатку. Когда Агамемнон увидел Кассандру, то был поражен её красотой и, желая отобрать её у Аякса, обвинил того в святотатстве, и Аякс бежал[16]. Более ранние авторы пишут, что Кассандра досталась Агамемнону при разделе добычи и стала его наложницей[17].
Квинт Смирнский повествует, что пленные троянки рыдали и смотрели на Кассандру, вспоминая её пророчества, которым не верили, а она смеялась[18].
Ахейцы обсуждали, нужно ли принести в жертву Ахиллу Кассандру или Поликсену[19], но выбрали вторую, так как Кассандра уже побывала на ложе Агамемнона. Павсаний также пишет, что Кассандра оставила ларец с изображением Диониса на несчастье тому из эллинов, который его найдет, и тот достался в добычу Еврипилу, сыну Евемона[20].
Пока Агамемнон был на войне, его жена Клитемнестра стала изменять мужу с Эгисфом. Согласно неизвестной трагедии, пересказанной Гигином, брат Паламеда Ойакс, чтобы отомстить за него, солгал, что Агамемнон везет Кассандру как наложницу, тем самым вызвав её ревность[21]. Остальные авторы не сомневаются, что она стала наложницей царя.
Когда Агамемнон и Кассандра прибывают в Микены, Клитемнестра просит своего мужа пройти по пурпурному ковру, этот цвет символизирует богов[22]. Первоначально Агамемнон отказывается, но в конечном итоге сдаётся и ступает на него[23]; но, идя по этому пурпурному ковру, он совершает кощунство , а также игнорирует предсказание Кассандры[24] (которая предвидит свою смерть, смерть царя и месть за них Ореста).
Тогда Клитемнестра и Эгисф убивают Агамемнона, а Кассандру убила сама Клитемнестра (по Гомеру, вместе с царем, по Эсхилу — несколько позже)[25].
Некоторые источники упоминают, что у Кассандры и Агамемнона рождается либо сын Теледем[26], либо мальчики-близнецы — Теледам и Пелоп, также убитые Эгисфом[27].
Могилу Кассандры показывали в Амиклах, а могилу её детей — в Микенах[27]. Впрочем, у Еврипида Кассандра предсказывает, что её тело сожрут звери[28] (что объясняло отсутствие могилы в месте смерти). В Амиклах и Левктрах (Лаконика) в античное время были храмы со статуями Кассандры, почитавшейся здесь под именем Александры[29]. Её святилище было в Давнии, где её почитали как богиню[30]. Плутарх приводит толкование, по которому Кассандра умерла в Таламах (Лаконика) и получила имя Пасифаи, под которым и почиталась (так она отождествлялась с местным божеством, чье прорицалище было в Таламах)[31].
Именем Кассандры назван астероид 114, открытый в 1871 году[32].
Гомер ограничивается тем, что называет Кассандру «прекраснейшей»[33] и сравнивает её с «золотой Афродитой»[34]. У Ивика также говорится о её красоте, и она названа «синеокой девой в пышных кудрях»[35]. О «золоте кос» говорит Еврипид[36]. Согласно Лукиану, Полигнот в Дельфах изобразил Кассандру с замечательными бровями и румянцем на щёках[37].
Портретные характеристики появляются уже в раннесредневековых текстах. У Дарета она «небольшого роста, с изящным ртом, рыжая, со сверкающими глазами, знающая будущее»[38]. Малала дает следующее описание:
небольшого роста (?), с круглыми глазами, светлокожая, с мужским сложением, с красивым носом, красивыми глазами, черноглазая, со светлокаштановыми волосами, кудрявая, с красивой шеей, большой грудью, маленькими ногами, спокойная, благородная, жрица, пророчица правдивая и все предсказывающая, целомудренная дева[39]
Иоанн Цец в описании внешности Кассандры следует Малале, слегка сокращая его[40]
Одна из сцен на ларце Кипсела показывала, как Аякс оттаскивает Кассандру от статуи Афины, и включала приводимую Павсанием стихотворную строку об этом[41]. На картине Полигнота, находившейся в Дельфах, был изображен последующий эпизод: Аякс приносит присягу на жертвеннике, а Кассандра сидит на земле с ксоаном Афины, которое держит в руках[42]. Насилие Аякса над Кассандрой были также сюжетом картины Панэна, находившейся в Олимпии[43]. Согласно Плинию, живописец Теор (конец IV-начало III века до н. э., возможно, нужно исправить на Теона[44]) создал картину «Кассандра», которую позднее можно было увидеть в римском храме Согласия[45]. Поэт Христодор описал статую Кассандры, изображенной молчащей[46].
Действующее лицо трагедии Эсхила «Агамемнон», трагедий Еврипида «Александр» и «Троянки», трагедии неизвестного автора «Кассандра», трагедии Акция «Клитемнестра», Сенеки «Агамемнон». Монодрама Ликофрона «Александра» почти целиком состоит из монолога пророчицы, загадочным языком предсказывающей грядущие события вплоть до походов Александра Великого.
Переделки из Эсхила:
Произведения, использующие имя или образ Кассандры:
В честь Кассандры назван астероид (114) Кассандра открытый 23 июля 1871 года германо-американским астрономом К. Г. Ф. Петерсом в Клинтоне, США
Справочные издания:
Исследования:
Кассандра.