Императорское Православное Палестинское Общество — старейшая в России научная и гуманитарная организация, уставными задачами которой являются содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока.
Основано 21 мая 1882 года, в день памяти святых равноапостольных Константина и Елены, как Православное Палестинское Общество. В 1889 году получило почетное наименование Императорское. После Октябрьской революции общество вынужденно разделяется на две независимые организации — российскую и зарубежную.
В www.ippo.ru С www.ippo-jerusalem.info и имеет официальное название Russian Orthodox Society Holy Land — «Русское православное общество Святой Земли», с юридической регистрацией в городе Мюнхен (Германия), юридический и почтовый адрес и реквизиты которого совпадают с фондом памяти композитора Глазунова в городе Мюнхен.
Императорское Православное Палестинское Общество не признает «Русское православное общество Святой Земли» с центром на Александровском подворье.
Содержание |
Устав ИППО высочайше утверждён 8 мая 1882 года императором Александром III, в дальнейшем утверждён собранием членов-учредителей 21 мая 1882 года. В соответствии с этим Уставом ИППО осуществляло многогранную и плодотворную деятельность вплоть до Первой мировой войны.
Почетными членами состояли в разное время почти все выдающиеся представители правящей элиты, начиная с императорской фамилии, в том числе Председатели Совета Министров (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцев, И. Л. Горемыкин, Б. В. Штюрмер) и обер-прокуроры Святейшего Правительствующего Синода (К. П. Победоносцев, П. П. Извольский, В. К. Саблер).
Усилиями ИППО на Ближнем востоке была создана собственная школьная система, которая к 1914 году состояла из более чем 100 школ и двух учительских семинарий. Школы ИППО противостояли растворению местных православных общин в окружающей массе иноверного и инославного населения. В них учились дети преимущественно из православных семей, в том числе беднейших, потому что обучение было бесплатным. Первая начальная школа была открыта уже в год создания Общества в селении Муджедиль 6 декабря 1882 года, а чуть позже, 1882—1884 годах, в Галилее были открыты ещё три начальные школы. Школы Общества испытывали серьёзную конкуренцию со стороны католических и протестантских учебных заведений, а также определенное противодействие со стороны Иерусалимских Патриархов. Начиная с 1895 года новые школы открывались преимущественно в Сирии, на территории Антиохийского Патриархата. Учителя в школах были светские и в первые годы часть из них приглашалась из России либо получала образование в России. Позднее для подготовки местных преподавателей были созданы две учительские семинарии, мужская в Назарете и женская в Бейт-Джале (см. Женская учительская семинария), ученики в которых получали полный пансион. В начальных школах преподавался Закон Божий, арабский язык, арифметика, география, история и ремёсла. Кроме того, во многих школах преподавался русский язык, а лучшие ученики продолжали образование в России. Необходимые учебники составлялись и печатались собственными силами, главным образом на арабском языке. Помещения для школ обычно арендовались, но в некоторых случаях и строились.[3][4]
Содержание школ обходилось более чем в 240 тыс. рублей в год и было тяжелой нагрузкой для Общества, поэтому начиная с 1904 года ставился вопрос о государственном финансировании. Позднее, в 1912 году, Николай II утвердил одобренный Государственной Думой закон от 5 июля о финансировании учебных заведений ИППО в Сирии отдельной строкой государственного бюджета (более 150 тыс. золотых рублей в год). В 1911 году общее число учащихся составило 11112 человек (5426 мальчиков и 5686 девочек), причем в школах Палестины было 1493 ученика, в школах Ливана — 1231, в Сирии — 8388. Через русские школы прошли несколько поколений арабской интеллигенции Ближнего востока. В первые два десятилетия школы не имели легального статуса и получили его только 1 мая 1902 года специальным фирманом султана Абдул-Хамида II. Школы ИППО практически прекратили существование после начала Первой мировой войны.[3][4]
После начала Первой мировой войны турецкие власти в декабре 1914 года реквизировали имущество ИППО, закрыли храмы и выслали членов Общества и духовенство из Иерусалима. В помещениях, приютах и монастырях разместились турецкие солдаты. Сообщение с Россией было прервано.
18 марта 1917 года, после Февральской революции, Совет Общества принял решение именоваться Православным Палестинским обществом (ППО).[5] 26 марта 1917 подала в отставку великая княгиня Елизавета Федоровна, возглавлявшая Общество после гибели мужа, великого князя Сергея Александровича (†1905) и 6 апреля её отставка была принята.
9 апреля 1917 на общем собрании Председателем Общества был избран князь А. А. Ширинский-Шихматов.[6]
После Октябрьской революции, в 1918 году, та часть Общества, которая осталась в России, была преобразована в Российское Палестинское Общество (РПО) при Академии наук. Зарубежная часть ППО продолжила самостоятельную деятельность. Таким образом Общество оказалось вынужденно разделенным на две независимые организации.
Осенью 1918 года Председатель Общества князь А. А. Ширинский-Шихматов эмигрировал в Германию[7], где возглавил Совет ППО.[8]
В 1919 году Святую землю заняли англичане и некоторые члены Общества вернулись в Иерусалим, были возобновлены богослужения. К этому моменту значительная часть имущества была разграблена либо уничтожена. Бо́льшая часть зданий была занята английской администрацией под свои нужды. Защиту интересов Общества временно взял на себя испанский консул.[9]
В 1922 году в Палестине начал действовать Британский мандат. Английская администрация признаёт существование Общества и становится опекуном ППО и Русской Духовной Миссии. В январе 1925 года она назначает капитана Каста[10] администратором.[11] Одновременно с этим колониальные власти начинают принудительно арендовать имущество ППО и Миссии.
Чтобы придать зарубежному Совету ППО легитимный статус, использовалась документально неподтвержденная легенда о том, что Патриарх Тихон в одном из писем 1924 г. якобы поручил управление имуществом ИППО кн. А. А. Ширинскому-Шихматову. При этом, как зарубежные, так и отечественные источники легко путают категории объектов недвижимости, которые в Святой Земле принадлежали Церкви — и никогда ей не принадлежали.
При этом Советское правительство не оставляет попыток завладеть имуществом ППО и Миссии в Палестине и Сирии. Английскому и французскому правительству посылаются соответствующие ноты[6] а полпред Раковский в 1925 году ведет в Лондоне переговоры, но не достигает успеха.
14 мая 1948 года провозглашается государство Израиль и сразу начинается Первая арабо-израильская война. СССР одним из первых устанавливает с Израилем дипломатические отношения. Уже 20 мая 1948 года был назначен «уполномоченный по делам русского имущества» на территории Израиля И. Л. Рабинович. Правительство Израиля признаёт собственностью СССР все здания и земли ППО и РДМ на территории, завоеванной Израилем в ходе войны. Члены Общества и Миссии РПЦЗ были оттуда поспешно и насильственно изгнаны[12] и их взял под свое покровительство король Иордании Абдалла. Таким образом в ведении ППО на Святой Земле остаются только те строения и земли, которые находились в Старом городе, Восточном Иерусалиме и на Западном Берегу, то есть на территориях присоединенных после арабо-израильской войны к Иордании.[9]
В 1967 году, после Шестидневной войны весь Иерусалим и Западный Берег переходят под контроль Израиля. Совет ППО в целях безопасности принимает решение о временном попечении Общества Архиерейским Синодом РПЦЗ, что и реализуется Указом последнего от 24 марта 1969 года.[13] Кроме того, в апреле 1970 года структура ППО реорганизуется и возникают три независимые секции: американская, европейская и в Святой Земле.[14][1]
После Шестидневной войны и до создания Палестинской автономии (1994) сохранялся «статус разделенных имуществ». Начиная с 1994 года российские органы власти обращаются к президенту Палестинской автономии Ясиру Арафату с требованием передать им два участка ППО в Иерихоне и вскоре добиваются своего.[9]
С 1986 года архимандрит Антоний (Граббе) согласно указу Архиерейского Синода за номером 1135136 от 4 сентября 1986 года лишён сана за «безответственную растрату церковных средств, отсутствие отчётности в Русской духовной Миссии в Иерусалиме, нарушения законов об управлении чужим имуществом и соблазнительный образ жизни в нравственном отношении». С этого момента секция Святой Земли отделяется от РПЦЗ, поскольку Антоний Граббе уходит в церковный раскол. Следующие председатели этой секции, уже не имеющей отношения к зарубежному ППО и самовыдвигаются соотвественно в:
В настоящее время секция Святой Земли представляет собой общественную организацию c официальным названием согласно юридической регистрации в городе Мюнхен (Германия) «Русское православное общество Святой Земли», находящееся вне какой-либо церковной юрисдикции.[17] Эта организация по сегодняшний день (2011) занимает Александровское подворье — самый близкий ко Храму Гроба Господня русский участок. Подворье расположено в Старом городе Иерусалима и включает в себя Порог Судных Врат, домовую церковь святого Александра Невского, археологические раскопки и другие достопримечательности. Археологические исследования на этом участке начаты в 1882, а строительство подворья в 1887.
В 2000-х годах на Александровском подворье началась реконструкция. В 2006 году на крыше установлен и освящен новый Крест«Русское православное общество Святой земли», находящееся вне какой-либо церковной юрисдикции и имеющее юридическую регистрации в городе Мюнхен (Германия), основало сделаны новодельные вензеля над входом[32], привезены и освящены новые колокола[33], позолочен Крест на крыше[34]. По данным официального сайта финансовая сторона деятельности Общества находится под аудитом правительства Баварии.[16]
Основными целями Общества являются:
ИППО организует и проводит консультации, доклады, лекции, беседы и дискуссии по вопросам библейской истории и филологии, палестиноведения, византинистики, арабистики, исторических и культурных связей с народами Ближнего Востока и Средиземноморья.
ИППО проводит консультации, рецензирование, экспертные оценки и обсуждение научной, учебной и популярной литературы по профилю деятельности Общества, а также заботится о введении в научный оборот, издании и популяризации материалов по православным святыням, научных трудов и документов из архивов и частных собраний.
ИППО строит свою деятельность во взаимодействии с Русской Духовной Миссией в Иерусалиме и оказывает содействие паломникам и туристам, направляющимся к православным святыням и памятникам древности в странах Ближнего Востока и Средиземноморья.
Председатель ИППО:
Председатель Комитета Почетных членов ИППО:
Заместители Председателя ИППО:
ИППО насчитывает 17 отделений как в России, так и за границей. В России отделения открыты в таких городах, как Белгород, Владимир, Нижний Новгород, Орел, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тверь, Воронеж, Кострома. В Святой земле отделения работают в Иерусалиме (Председатель — П. В. Платонов, Полномочный представитель ИППО в государстве Израиль), Вифлееме (Председатель — Дауд Матар), Акко. Кроме того, созданы отделения на Кипре, в Болгарии и в Узбекистане. Отделения в Иерусалиме, Вифлееме и на Кипре имеют юридическую регистрацию на территориях государства Израиль, Палестинской национальной администрации и республики Кипр. Представителем ИППО в Таганроге был Ипполит Ильич Чайковский, родной брат Петра Ильича.
ИППО издает печатный научный орган — Православный Палестинский сборник[52], а также выпускает другие печатные издания, которые могут осуществляться Обществом в сотрудничестве с российскими и зарубежными научными и общественно-культурными учреждениями и организациями.
ИППО имеет свою библиотеку и комплектует фонд редких книг, рукописей, географических карт.
<ref>
; для сносок .D1.81.D0.B0.D1.84.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D0.B2
не указан текстИмператорское Православное Палестинское общество.