Гавриил Игнатьев | |
Дата рождения | |
---|---|
Дата смерти | |
Место смерти | |
Принадлежность | |
Род войск | |
Звание |
Гавриил Игнатьев (ок. 1748—1804) — кораблестроитель конца XVIII — начала XIX веков, корабельный мастер генерал-майорского ранга, построил 33 линейных корабля и фрегата.
Игнатьев Гавриил родился около 1748 года. Службу начал в 1762 году в Главном Санкт-Петербургском адмиралтействе.
В 1778—1782 годах работал на Соломбальской верфи в Архангельске под началом корабельного мастера бригадирского ранга М. Д. Портнова.
В 1783 году был переведён в Кронштадт, где руководил судоремонтом, а затем вместе с корабельным мастером А. С. Катасановым на Кронштадтской верфи строил 100 пушечный корабль «Ростислав»[1]
22 февраля 1784 года Г. Игнатьев самостоятельно заложил на Кронштадтской верфи 100 пушечный корабль «Саратов», который был спущен на воду 15 октября 1785 года. Корабль вошёл в состав Балтийского флота[2].
19 сентября 1785 года Игнатьев заложил на Кронштадтской верфи ещё один 100 пушечный корабль «Святой Николай Чудотворец» и 13 мая 1789 года спустил его на воду[3].
В 1791 году Гавриил Игнатьев, после смерти своего учителя М. Д. Портнова, переехал в Архангельск и возглавил судостроение на Соломбальской верфи. В том же году он был произведён в корабельные мастера генерал-майорского ранга. На Соломбальской верфи он построил десять 66-пушечных и 74-пушечных кораблей, шесть 36- и 44-пушечных фрегатов.
19 июля 1791 года Игнатьев заложил 66-пушечный линейный корабль «Европа». Спущен на воду 15 мая 1793 года, вошёл в состав Балтийского флота[4].
10 октября 1792 года на Соломбальской верфи Игнатьев заложил 74-пушечный линейный корабль «Исидор» — один из девятнадцати кораблей типа «Ярослав». После спуска на воду в 1795 году корабль вошёл в состав Балтийского флота.
21 сентября 1794 года Игнатьев заложил два корабля: 74-пушечный линейный корабль «Всеволод»[5] и 66-пушечный линейный корабль «Азия», которые были спущены на воду в 1796 году.
В 1797 году Игнатьевым были спущены ещё два линейных корабля «Победа» и «Северный Орёл»[6].
В 1798—1799 годах Гавриил Игнатьев спустил на воду 36-пушечный фрегат «Поспешный» (заложен 19 декабря 1796 года)[7] и три 44-пушечных фрегата: «Счастливый» (заложен 19 декабря 1796 года)[8], «Феодосий Томский» (заложен 19 августа 1798 года) и «Тихвинская Богородица» (заложен 9 августа 1798 года). 44-пушечные фрегаты были построены по чертежам взятого в плен шведского фрегата «Венус»[9].
В 1799 году Г. Игнатьев завершил постройку трёх 74-пушечных линейных корабля: «Москва» (заложен 21.8.1798)[10], «Ярослав» (заложен 21.8.1798)[11] и «Святой Пётр» (заложен 12.11.1798)[12].
В 1801 году корабельным мастером Г. Игнатьевым на Соломбальской верфи было завершено строительство фрегата «Спешный»[13]. Проект корабля, пропорции корпуса оказались настолько удачными, что по его чертежам на верфях Архангельска и Санкт-Петербурга с 1801 по 1844 год было построено ещё 33 фрегата одинаковых типоразмеров. Это была самая крупная серия русских парусных 44-пушечных фрегатов (34 единицы).
18 октября 1800 года на Соломбальской верфи строитель Г. Игнатьев заложил 38-ми пушечный фрегат «Лёгкий», который был спущен на воду 7 мая 1803 года, и затем вошёл в состав Балтийского флота[14].
29 августа 1801 года Игнатьев заложил 74-пушечный линейный корабль «Сильный», но скоропостижная смерть корабельного мастера в 1804 году не позволила завершить строительство. Достройку корабля вёл приемник Игнатьева на Соломбальской верфи — молодой корабельный мастер A. M. Курочкин. Корабль был спущен 28 мая 1804 года и вошёл в состав Балтийского флота. За постройку этого корабля Курочкин получил от императора Александра I особую награду — бриллиантовый перстень и крупную денежную премию[15].
Корабли постройки корабельного мастера Г, Игнатьева отличались высокой скоростью и долговечностью. Вместо сосны Игнатьев стал применять для постройки корпусов древесину лиственницы, он был также опытным специалистом по камельному делу, все построенные корабли успешно проводил через мелководье реки Северная Двина.
Игнатьев, Гавриил.