Ефрем Иванович Зверьков | |||||||||||
Имя при рождении: |
Ефрем Иванович Зверьков |
||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения: | |||||||||||
Место рождения: | |||||||||||
Дата смерти: | |||||||||||
Место смерти: | |||||||||||
Гражданство: | |||||||||||
Жанр: | |||||||||||
Учёба: |
Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова |
||||||||||
Влияние: |
Цыплаков, Виктор Григорьевич, Грицай, Алексей Михайлович, Пластов, Аркадий Александрович |
||||||||||
Награды: |
Конфессиональные награды: |
Ефре́м Ива́нович Зверько́в (1 февраля 1921, с. Нестерово, Тверская губерния — 31 июля 2012, Москва) — советский и российский живописец, народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственных премий Российской Федерации и РСФСР, вице-президент государственного учреждения «Российская академия художеств», профессор, участник Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
Содержание |
Родился 1 февраля 1921 года в селе Нестерово Тверской губернии. Отец — Зверьков Иван Сергеевич (1890—1942), работал инспектором по сбору лекарственных трав. Мать — Зверькова (Посадская) Мария Тимофеевна (1891—1963).
В 1926 году семья Зверьковых переезжает в Тверь. Здесь Ефрем начинает брать уроки живописи у художника Н. Я. Борисова, выпускника Императорской академии художеств, ученика великого И. Е. Репина. Это и определило его дальнейшую судьбу. В 1939 году он был принят на подготовительное отделение Всероссийской академии художеств в Ленинграде.
Вскоре его призвали в Красную армию. Часть, куда попал Ефрем Зверьков, находилась в Харькове. Здесь и застало его сообщение о начале Великой отечественной войны. Потом было тяжелое отступление с боями, расформирование части.
Весной 1942 года Зверьков, рядовой 301-й стрелковой дивизии Юго-Западного фронта, участвовал в боях под Белгородом. В июне 1942 года в тяжелом состоянии он почти на полгода попадает в госпиталь. Возвращается в батальон, участвует в боях под Сталинградом. В связи с острой нехваткой водителей в январе 1943 года направлен в 17-й отдельный автомобильный батальон.
После демобилизации в 1946 году занимается живописью в Москве, в студии у академика Б. В. Иогансона. С отличием оканчивает Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (1947—1953).
С 1946 года Е. И. Зверьков — постоянный участник всесоюзных, всероссийских, московских и международных выставок. В 1975, 1993, 1996, 1998, 2001—2004 годах в Москве, в 1976 году в городах Болгарии состоялись персональные выставки произведений мастера.
Заслуженное признание не одного поколения художников принесла Е. И. Зверькову многолетняя работа в составе руководящих органов творческих организаций:
Любил слушать классическую музыку, хоровое пение, посещал концерты органной музыки.
Жил и работал в Москве. Ушел из жизни 31 июля 2012 года после продолжительной болезни, отпевание народного художника СССР прошло в Храме Христа Спасителя. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Супруга — Ширшова Любовь Васильевна, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, кандидат наук, член Московского союза художников и Международной ассоциации искусствоведов.
Работы художника представлены в крупнейших собраниях России: в Государственной Третьяковской галерее и Московском музее современного искусства, Государственном Русском музее, во многих отечественных художественных музеях, в государственных и частных коллекциях Франции, Болгарии, Италии, Бельгии, США, Японии, Китая и других стран.
Пейзажи Е. И. Зверькова полны чистой и тихой радости, трогают благородством, утонченностью колорита. Доведенные до высокой степени живописной законченности, они сохраняют свежесть и трепетную непосредственность живого восприятия природы.
В начале творческого пути получает признание как автор жанровых работ. Проницательность, чуткость художника помогают ему понять новые тенденции в искусстве 1960-х годов. Однако идеи времени, преломленные лирическим мировосприятием живописца, приобретали в его произведениях новый смысл, становились поэтичнее —
Раскрывая в своем творчестве поэтическую и философскую ценность неброской среднерусской природы, он возводит её в эстетический идеал. Воспевая красоту первозданности мира, вносит в искусство пейзажа ностальгические ноты, мягко звучащие в созерцании нетронутой человеком природы:
Чуткое понимание красоты русского пейзажа выразилось в создании серии, посвященной природе Севера:
Поощрения Президента и Правительства Российской Федерации
Зверьков, Ефрем Иванович.