Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (рок-опера)

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты
Музыка Алексей Рыбников
Слова Павел Грушко
Основан на драматической кантате Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года»
Постановки 1976 Ленком

«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — рок-опера Алексея Рыбникова и Павла Грушко. Одна из первых рок-опер в СССР. Cоздана по инициативе режиссёра Марка Захарова на основе драматической кантаты чилийского поэта Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года». 17 сезонов шла на сцене театра Ленкома.

Содержание

История создания

Марку Захарову давно рекомендовали поставить идейно броский спектакль. На выбор сюжета повлияли: во-первых, военный переворот Пиночета в Чили, во-вторых, смерть известного чилийского поэта Пабло Неруды.

Выбор пал на кантату Пабло «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты…». Переводом занялся Павел Грушко.

По рекомендации Юрия Энтина, к написанию музыки был привлечён преподаватель Московской консерватории Алексей Рыбников. Сюжетная линия показалась ему интересной, и он согласился написать музыку для будущего спектакля.

Предпремьерные показы вызвали бурю негативной критики среди чиновников из Управления культуры. По воспоминаниям Алексея Рыбникова, спектакль 11 раз запрещали к показу, прежде чем дали разрешение. [1]

В мае 1976 года состоялась премьера в Ленкоме. Cпектакль имел оглушительный успех и стал очень популярным.

Сюжет

1853 год. Балаганщик зазывает прохожих в ярмарочный балаган, где в клетке выставлена голова известного разбойника Хоакина Мурьеты.

Действие переносится в 1850 год. Мальчики-газетчики выкрикивают новости: в Калифорнии золотая лихорадка. Влекомые дальним миражем, в порт Вальпараисо со всех концов страны стекаются толпы людей, жаждущих отправиться в благодатный край, где живут сытно и в тепле. Таможенник Адальберто Рейес требует с Хуана Трехпалого кучу всевозможных справок, но бывшему шахтеру не составляет труда сагитировать ретивого служаку плыть вместе со всеми на прииски в Калифорнию добывать золото. Трехпалый сопровождает Хоакина Мурьету, при котором он за дядьку и проводника. Этот юноша по замесу вожак, поясняет он теперь уже бывшему таможеннику. Вместе с Хоакином делил он до сей поры бедняцкую судьбу, бедняцкий хлеб и бедняцкие тумаки.

Во время пути по морю объездчик коней Хоакин Мурьета заарканил крестьянку Тересу. Тут же, на корабле происходит их свадьба.

Пока на палубе идет буйный кутеж, и грубое веселье похоже на слепой вызов смерти, из иллюминатора каюты слышится любовный диалог новобрачных, поглощенных своим счастьем.

Панорама Сан-Франциско 1850 года. В таверне «Заваруха» чуть было не происходит стычка явившихся на заработки латиноамериканцов, среди которых и Рейес с Трехпалым, и рейнджеров в техасских шляпах, вооруженных револьверами, но на этот раз обходится без кровопролития.

Белокурые борзые из Калифорнии, как они себя называют, устраивают нападения на поселки старателей. В один из таких набегов погромщики, врываются в дом Мурьеты, насилуют и убивают Тересу. Вернувшись с прииска, Хоакин клянется над безжизненным телом жены отомстить за нее и покарать убийц. С этого дня Хоакин становится разбойником.

Мурьета, скачущий на коне мщения, держит в страхе всю округу, вершит расправу над белыми гринго, творящими беззаконие и наживающимися на преступлениях. Рейес и Трехпалый, как и некоторые другие чилийцы, решают присоединиться к грозному разбойнику, воздать возмездие за пролитую кровь братьев. Вокруг Хоакина собирается отряд мстителей.

Мурьета приносит розы покойной жене, а Борзые устраивают на кладбище засаду. Хоакин был безоружным, его застрелили, а потом, чтоб не воскрес, отсекли голову.

Балаганщик зазывает прохожих в ярмарочный балаган, где в клетке выставлена голова Хоакина. Мужчины решают выкрасть из балагана голову и похоронить на могиле Тересы.

Движется погребальное шествие, Трехпалый и Рейес несут голову Мурьеты. Голова разбойника выражает сожаление, что до потомков не дойдет вся правда о нем. Много он зла сотворил, хотя делал и добрые дела, но неизбывная тоска по убитой жене гнала его по земле, а честь его светила звездою.[2]

Оригинальный актёрский состав

  • Тереса — Любовь Матюшина

Отзывы

Для композитора предстало очень широкое поле деятельности: чилийский и американский фольклор, темы любви к родине, к любимому человеку, лейтмотив Мечты и Смерти. Олицетворение Зла имеет свою музыкальную характеристику, но, к сожалению, эта тема, основанная на острых, интересных ритмах в аккомпанементе, в вокальной партии развивается незначительно, преимущественно речитативно. Светлая, прозрачная инструментовка, звучание флейты и акустической гитары, характерное для показа чилийской музыки, резко противопоставляется в спектакле шумному американскому стилю кантри. Здесь в первую очередь — банджо, фортепьяно, ударные с бубном, выходящий на авансцену солирующий квартет медных. И если в первом случае содержание, как правило, обращено внутрь, к человеческим чувствам, как нечто сокровенное (обращение Хоакина к далекой Родине, колыбельная Тересы), то во втором музыка и пение точно подкрепляются режиссером картинами американского образа жизни, сыгранного сатирично.

— «Ленинская смена» (1976)[3]

Экранизация

В 1982 году режиссер Владимир Грамматиков снял полнометражный фильм по рок-опере. Главные роли исполнили: Андрей Харитонов (Хоакин), Алена Беляк (Тереса) и Александр Филиппенко (Смерть). Таким образом, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» является первым русским мюзиклом, получившим воплощение во всех трех формах, принятых в мировой практике: сначала был выпущен альбом, затем поставлен спектакль, и, наконец, снят кинофильм.[4]

Возрождённая новая версия

В 2008 году было объявлено о постановке новой версии рок-оперы. Как заявил в своём интервью «Российской газете» Алексей Рыбников, его уже давно интересовала идея создания обновлённой версии мюзикла, тем более что (как сказал композитор): «Теперь появилось много возможностей для того, чтобы „Звезда и Смерть“ прозвучала в том варианте, в каком была задумана. Но на всех репетициях я вел борьбу и за то, чтобы рок-опера оставалась живым спектаклем. Потому что иначе музыка может задавить человеческую личность. А я не хотел, чтобы герои и их судьбы растворились в звучании мощностью 50 киловатт».

Хотя композитору и предлагали перестроить рок-оперу под «злобу дня», никаких изменений в сюжете сделано не было. На роль Хоакина утвердили певца Дмитрия Колдуна, на роль Тересы — Светлану Светикову, на роль Смерти — Игоря Сандлера [5].

Премьера новой версии состоялась 27 ноября 2008 года [6].

Интересные факты

См. также

Примечания

  1. История создания
  2. Сюжет
  3. Отзыв в «Ленинской смене» (1976)
  4. Фильм
  5. Интервью Игоря Сандлера газете «Взгляд»
  6. Интервью Алексея Рыбникова «Российской газете» по поводу премьеры новой версии рок-оперы
  7. История постановки Ленкома

Ссылки

  • Страница мюзикла на Musicals.ru
  • Программки постановок рок-оперы в Ленкоме за разные года

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (рок-опера).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24