Зал камерной и органной музыки открылся в Челябинске 12 сентября 1986 года, в дни празднования 250-летия города в отреставрированном здании бывшей Александро-Невской церкви, построенной по проекту известного российского зодчего А. Н. Померанцева. Зал, вмещающий 300 зрителей, стал местом проведения крупных международных фестивалей, а также фестивалей содружества молодых российских органистов «Новое органное движение». На его сцене выступают ведущие вокалисты и инструменталисты, камерные коллективы России, ближнего зарубежья, многих стран Европы, Азии, Америки.
Содержание |
На бывшей окраине города в 1881 году была разбита Александровская площадь. Название было дано в память об императоре Александре II. На собранные челябинцами и свои личные средства купец Кутырев заложил здесь часовню, названную по имени выдающегося русского полководца князя Александра Невского, за ратные подвиги возведенного в ранг святого. Строительство велось без участия архитектора и вскоре было приостановлено, все постройки сломаны; в таком виде площадь просуществовала около 10 лет. Только 3 октября 1884 года Оренбургская консерватория предлагает Кутыреву «начатую им часовню обратить в церковь».
Строительство в конце XIX—начале XX века в Челябинске церкви Александра Невского не было единичным явлением. Открытие в 1892 году железнодорожной станции за 10 лет удвоило население захолустного городка, а в первом десятилетии XX века оно составило боле 60 тысяч. Церковь, заботясь о нравственном воспитании паствы, настоятельно требовала появления новых культовых зданий. Одним из них стал храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского.
В 1907 году по требованию местных купцов и мещан было возобновлено строительство церкви по новому проекту, автором которого стал зодчий с мировым именем Александр Никанорович Померанцев, в то время бывший руководителем мастерских высшего училища при Академии художеств. По его проектам были построены знаменитые Московские торговые ряды (1889—1893), соборы Александра Невского в Москве (разрушен в 1952 году), Софии и других городах. В конце XIX века Померанцев с группой русских архитекторов, в которую входили К. Тон, В. Щусев, выработали новый стиль в архитектуре — «русско-византийский». Этот стиль был использован и при сооружении храма в Челябинске. Четыре года понадобилось, чтобы закончить наружные работы. На строительство было потрачено 60 тысяч рублей, пожертвованных челябинцами, городской думой и Николаем II. Средств хватило только на возведение стен. Заложенные в проект мозаика над входами, постаменты для горельефов в шатровой части здания не были воплощены в жизнь. Созданный при церкви строительный комитет церковно-приходского попечительства стремился завершить на оставшиеся средства внутренние работы по освещению здания, покраске стен, росписи купольной части и т. д.
К работе над иконостасом и монументальной живописью были привлечены местные мастера: иконостас делал мастер-деревщик из Верхнеуральска, а иконы для иконостаса и росписи купольной части создавались в мастерской, принадлежавшей художнику В. М. Ощепкову. Художественные работы проводились с конца 1914 года до мая 1915 года, и в 1916 годах. Темы сюжетов — канонизированные русские святые: Александр Невский, митрополит Иона, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.
Богослужения в церкви Александра Невского проводились более 10 лет, начиная с 1916 года. Вскоре после Октябрьской революции органы Советской власти г. Челябинска в память о событиях 1905 года присвоили Александровской площади новое название — Алое поле. В 1924 году приходский совет церкви открыто вступил на платформу автокефальной церкви, признав правящую Советскую власть единственным законным управлением. Свои позиции в отношении к Советской власти подтвердил съезд Челябинской епархии, проходивший в здании храма Александра Невского 29 июня 1926 года.
13 апреля 1922 г. здание храма в соответствии с действующим законодательством было передано в «бесплатное, бессрочное пользование» группе верующих. В этом же году из храма были изъяты все ценности, на средства от продажи которых большевики планировали вести борьбу с голодом.
4 марта 1930 г. церковь закрыли. Президиум окружкома предписал использовать освободившееся помещение «для государственных служебных надобностей».
С конца 20-х — начала 30-х годов в Челябинске началось разрушение церковных сооружений на площадях города, снятие глав с церквей. Не избежал подобной участи и храм на Алом поле: были сняты главы с крестами и шатер колокольни, росписи на стенах были замазаны краской, впоследствии в средней части храма были сооружены перекрытия и перегородки.
Здание первоначально было отдано под газетный цех типографии «Челябинский рабочий», затем в нем размещался склад военного имущества, а тагже планетарий. С 1940 года и в годы Великой Отечественной войны здесь располагались коллекции Челябинской областной картинной галереи, с 1944 года — хранилища Государственного архива Челябинской области (также в некоторых помещениях жили сотрудники архива[1]), с 1956 по 1981 год работал планетарий, затем — шахматная школа и кружки Дворца пионеров.
В начале 1980-х годов было принято решение о передаче здания Челябинской филармонии. Подготовка к реставрации здания началась в 1983 году. В Центральном государственном архиве древних актов в Ленинграде были найдены 30 листов переписки с изложением строительства и выполненные А. Н. Померанцевым чертежи: 2 фасада здания, его план и разрез без указания размеров. Началась кропотливая работа архитекторов и проектировщиков, имевших на руках чертежи без размеров и 2 фотографии 1916 и 1956 годов. Проведена уникальная, не имеющая аналогов работа по реставрации здания. Полностью обновлен фасад. Заново был открыт секрет цепной и крестовой кладки кирпича. Стены здания с кладкой кирпича разного цвета были покрыты материалом, придавшем зданию однородный красивый красный цвет.
Заново было установлено 13 куполов на высоте 30 метров. Самые крупные луковицы главок — в диаметре 2 метра, по высоте — 5 метров; диаметр самых маленьких — 1,2 метра. Каждая луковица завершалась шпилем в 2,5 метра.
Преобразился интерьер здания — изящная в позолоте лепка, стены украшены панно из мрамора, яшмы, змеевика, лабрадорита; панели и полы изготовлены из цельных пород дерева; заново сделаны оригинальные оконные рамы, двери и т. д.[2] Была разработана система кондиционирования для органа.
В 1990-х годах шпили на луковицах были заменены на позолоченные православные кресты.
Начиная с 1990 года стал подниматься вопрос о передаче здания Органного зала Русской православной церкви. Специалисты неоднократно заявляли, что перенос органа сопряжен с риском потери звучания органа, поскольку каждый инструмент создается с учетом акустики конкретного помещения[3][4]. Создатели челябинского органа в 1992 году заявляли, что «перенос органа в другое помещение с художественной точки зрения и с точки зрения органостроителей недопустим»[5], связан с громадным риском повреждения инструмента и неизбежно приведет к потере его акустических свойств. Органист Владимир Хомяков в 1997 году сообщал, что фирма «Hermann Eule» официально отказалась участвовать в переносе органа[6].
В официальном письме специалисты компании Hermann Eule предупреждают о том, что перенос органа в другое здание связан с большим риском его повреждения:
(...) любое изменение будет означать негативное воздействие и опасность для органа как художественного творения. Таким образом, по техническим, акустическим и художественным соображениям не рекомендуется переносить орган в любое иное помещение.
Демонтаж и установка органа в другом месте, помимо высоких финансовых затрат, означает и большой риск для инструмента. Части корпуса были склеены в Челябинске, и их будет необходимо распилить. Все электрические контакты трактуры запаяны. (...) Временное хранение элементов органа без кондиционера неизбежно нанесет большой ущерб инструменту из-за нарушения температурно-влажностного режима. Наконец, художественная ценность органа в другом помещении будет сведена на нет. При любых соображениях, касающихся органа, на первом месте всегда должна стоять высочайшая ответственность за его сохранность и стремление избежать его порчи как художественного произведения. Письмо от компании Hermann Eule[7]
|
Существует непроверенная версия о том, что губернатор Челябинской области Пётр Сумин и Алексий II в 2000 году заключили официальное соглашение, согласно которому здание бывшего храма Александра Невского, являющееся имуществом Челябинской области, останется органным залом, а глава областного правительства выделит средства на строительство двух храмов в Челябинске[8]. Однако эта версия пока не находит подтверждения. Упоминаемые «официальные соглашения» или даже их части нигде не были опубликованы. Кроме того, один из заявленных храмов — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в 2000 году уже был построен и освящён как раз патриархом Алексием II, который, по данной версии, заключил соглашение о его будущей постройке.
19 апреля 2010 года во время визита патриарха Кирилла в Челябинск будущий губернатор Челябинской области Михаил Юревич (на тот момент — мэр Челябинска) сообщил о том, что принято решение «в короткий срок освободить храм Александра Невского в центре города»[9]. Будет создана комиссия при Законодательном собрании Челябинской области, которая должна выработать решение, устраивающее все заинтересованные стороны[10]. Некоторые экперты дали свою оценку возможности переноса инструмента в другое помещение с сохранением прежних условий его использования[11][12] Другие указывают на вероятное нарушение звучания инструмента в новом помещении.[13][14] Иржи Коцоурек, директор органостроительной фирмы «Германн Ойле» в интервью телеканалу «Культура» заявил: «У нас был неоднократный опыт переноса и установки инструментов на новом месте. Но мы пришли к мнению, что при переносе орган теряет свое звучание»[15][16]. Местная пресса, ссылаясь на это интервью, опубликовала ряд сообщений о том, что специалисты признают перенос органа «принципиально возможным»[17][18], не упоминая о рисках[16], которым при этом подвергается инструмент. Подобное расхождение среди специалистов доказывает, что даже среди них нет единого мнения.
В июне 2010 года директор фирмы «Германн Ойле» осмотрел орган, отметил его хорошую сохранность[19] и назвал существующее помещение «акустически превосходным»[20]. Все три предложенные администрацией города помещения для переноса органа после осмотра были названы абсолютно неподходящими, было рекомендовано построить новое помещение для органного зала[20]. Помещение кинотеатра «Родина» (обследовано специалистами Eule по чертежам) также названо неподходящим, однако не исключается, что после всеобъемлющей реконструкции кинотеатра можно будет получить подходящий для органа зал[21]. На реконструкцию здания кинотеатра «Родина» в связи с переносом органа в бюджете Челябинской области на 2011 год предусмотрено 200 млн рублей[22]. Перенос инструмента планируется осуществить в 2012 году[23].
8 июля 2010 года в здании прошло первое за 80 лет богослужение[24]. Планируется, что в дальнейшем будет проводиться один—два молебна в месяц, при этом зал продолжает оставаться концертным[25]. 3 декабря 2010 года была установлена звонница из 9 колоколов общим весом 2,5 т (самый крупный колокол — 1140 кг)[26][27].
Передача здания органного зала РПЦ вызвала широкое обсуждение в обществе, проводились митинги и пикеты против переноса органа и установки колоколов[28][29].
Орган изготовлен мастерами немецкой фирмы «Германн Ойле» (нем. Hermann Eule). Стоимость органа составляла в 1987 году примерно 790 тысяч марок; строительство аналогичного инструмента в 2010 году обошлось бы в 950 тысяч евро[20].
Для установки органа была здание было перестроено его с учетом всех условий, необходимых для установки органа. Акустика помещения была модифицирована за счет специальной отделки тела здания и акустического интерьера — к примеру, монтажа большой потолочной люстры для рассеивания звука и предотвращения чрезмерного усиления акустики. Было возведено виброустройчивое основание под орган с допустимой нагрузкой 9 тонн, установлена система кондиционирования для обеспечения постоянной температуры и влажности воздуха в помещении. Благодаря качественной климатической технике на протяжении 23 лет орган содержался в оптимальном температурно-влажностном режиме.[7]
Инструмент насчитывает 2504 трубы, 37 регистров, три мануала и педальную клавиатуру. Игровая (клавишная) трактура механическая, регистровая и электромеханическая. Его звук отличается редкой мягкостью и благородством звучания основных голосов.
Челябинский орган многие исполнители считают одним из лучших в России и Европе[3][4][15]. Создатели инструмента, органостроительная компания с мировым именем, считает, что челябинский орган принадлежит к числу лучших инструментов в международном масштабе[7].
В 1998 году был проведены работы по ремонту и модернизации органа с участием специалистов «Hermann Eule».[30]
Зал камерной и органной музыки (Челябинск).