Железная дорога Ижевск — Балезино | |
Годы работы: |
с 1943 года |
---|---|
Страна: | |
Состояние: |
действующая |
Подчинение: | |
Протяжённость: |
146 км |
Железная дорога Ижевск — Балезино — однопутная железная дорога с тепловозной тягой[1], построенная в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время является частью Ижевского отделения Горьковской железной дороги.
Содержание |
Строительство дороги началось по решению Государственного комитета обороны СССР от 25 ноября 1941 года и приказу Наркома путей сообщения СССР от 30 ноября 1941 года[2]. Целью строительства было сокращение времени транспортировки угля и древесины с севера на оборонные заводы. Так как к началу строительства большинство мужчин было призвано в армию, дорогу строили в основном женщины и подростки.
Строительство началось в январе 1942 года. Основной рабочей силой были мобилизованные на строительство колхозники, в строительстве принимали участие 29 районов Удмуртской АССР. Строительство в основном велось вручную, на всём участке работало только два экскаватора[3], основным транспортом служили лошади. Работать приходилось в очень трудных условиях. Сначала прорубалась просека, выкарчёвывлись пни, затем в зависимости от рельефа насыпалась насыпь или выкапывалась выемка. Всего за время строительства было выполнено более 3 миллионов кубометров земляных работ, произведённых в основном вручную.
Максимальный выход работников был организован в июне и июле 1942 года, когда на трассе ежедневно трудилось до 24 тысяч пеших работников и 7,5 тысяч подвод. В марте 1943 года было открыто рабочее движение, а окончательно строительство завершено в 1944 году. В период с 1943 по 1944 годы по дороге перевезено 1,6 миллионов тонн различных грузов[3].
Из рапорта строителей железной дороги Ижевск — Балезино, колхозников Удмуртской АССР И. В. Сталину от 6 октября 1943 года[2]:
… Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого было одно желание — работать так, как подобает гвардейцам тыла, быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине… |
Из воспоминаний М. Е. Сабуровой[3]:
… Поселились мы в огромном логу, вблизи от села. Построили временное жильё — подобие землянок. В вырытые ямы поставили столбы, сверху накидали жердей и укрыли всё это хвойными лапами. Внутри выкопали нары и укрыли их так же, как и крышу… Работали весь световой день… Техники никакой не было, а работали за кусок хлеба… В бане не разу не мылись… одежда и обувь превратились в лохмотья… |
Особенно трудно приходилось в зимние месяцы, когда промерзшую землю с трудом брали ломы. Из-за отсутствия нормального жилья, негде было просушить одежду. За работу строители получали по 800 граммов хлеба в день, денег не платили. В результате изнурительного труда, голода, болезней и несчастных случаев многие работники погибли.
В настоящее время по дороге ходят два пригородных поезда: Яр — Ижевск и Балезино — Ижевск, пассажирские поезда Пермь — Новороссийск, Пермь — Адлер, Ижевск — Санкт Петербург и т. д., а также товарные составы.
С 1960-х годов неоднократно обсуждался вопрос об электрификации дороги, но окончательное решение так и не принято.
Это заготовка статьи по географии Удмуртии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о железных дорогах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Железная дорога Ижевск — Балезино.