Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Погода в емелькино татарстан на 10 дней, емелькино абдулинский район, погода в емелькино

Перейти к: навигация, поиск
Деревня
Емелькино
Страна
Россия
Субъект Федерации
Татарстан
Муниципальный район
Сельское поселение
Координаты
Часовой пояс
Почтовые индексы
423056
Автомобильный код
16, 116
Код ОКАТО
92 204 000 007
Код ОКТМО
92 604 413 101
Емелькино
Москва
Казань
Аксубаево
Емелькино

Емелькино (чуваш. Кивӗ Этемшӳ) — деревня в Аксубаевском районе Республики Татарстан, административный центр Емелькинского сельского поселения.

География

Деревня расположена на реке Адамка, в 25 км к северо-западу от поселка городского типа Аксубаево.

Административная единица, население, национальный состав

В древние времена данная местность территориально находилась: в центральном районе государства Волжская Булгария (Х-ХIII века); в составе государства Золотая Орда (Улус Джучи, 1236—1438); в Казанском ханстве (1438—1552); после вхождения земель Казанского ханства в состав Московского государства в 1552 году — входила в состав Ногайской дороги (даруги) Казанского уезда.

До 1920 г. деревня входила в Ново-Адамскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Билярском, с 01.02.1963 г. в Чистопольском, с 04.03.1964 г. в Алексеевском, с 29.08.1977 г. в Аксубаевском районах.

Число жителей: в 1859 г. — 158, в 1897 г. — 201, в 1908 г. — 355, в 1920 г. — 402, в 1926 г. — 365, в 1938 г. — 376, в 1949 г. — 342, в 1958 г. — 520, в 1970 г. — 515, в 1979 г. — 429, в 1989 г. — 290, в 2002 — 265, в 2017 — 155 чел. Национальный состав — чуваши. Чуваши — тюркский народ народ, прямые потомки волжских болгар, основного населения государства Волжская Булгария (X—XIII века). Самые древние письменные памятники ВБ — эпитафии на надмогильных камнях написаны на древнечувашском, тюркском «р» - языке.

« Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Симбирский. Сии наиболее язык татарским испортили. Ныне же по принятии крещения весьма их мало остается, ибо многие, не желая креститься, перешли к башкирам и в другие уезды поселились.» (В. Н. Татищев. «История Российская»)

История

Места, где сейчас расположена д. Емелькино[1], по руслу реки Адамка с древнейших времен были заселены людьми. Красивое лесистое, с водными источниками, удобное для проживания местность всегда тянула людей. Племена срубной культуры, именьковцы, волжские булгары — живая цепь не обрывалась веками, никогда…Особенно в булгарскую эпоху : местность находилась в 12 км от Великого города (Пӳлер — Биляр), в пригороде столицы Волжской Болгарии. Здесь шумела, кипела жизнь: огромный средневековый город постоянно требовал товары разного характера: зерновые, мед, шкуры, шерсть, шорные, гончарные, кузнечные изделия и др. Не зря протекающая здесь река была названа именем «Этем шывӗ» (чуваш.) — «Эдем суы» (мишар.) — «людская река», от которого и произошло первичное название Емелькино — «Кивӗ Этемшӳ». От этого же названия вышло и нынешнее, руссифицированное название реки — «Адамка». В разное время исследователями были найдены и изучены места, связанные со срубной культурой (II тыс. до н.э), с булгарской эпохой, золотоордынским периодом: Емелькинское местонахождение II (II тыс. до н. э. , 0,8 км к юго-востоку от д. Емелькино), Емелькинское местонахождение IV (II тыс. до н. э., на месте Емелькинского селища IV), Емелькинское селище I (X—XIII вв. н. э.,2,3 км к юго-востоку от д. Емелькино), Емелькинское селище II (X—XIII вв. н. э.,0,3 км к западу от Емелькинского селища I), Емелькинское селище III (X—XIII вв. н. э., 1,5 км к северо-западу от д. Емелькино), Емелькинское селище IV (X—XIII вв. н. э.,0,3 км к северо-востоку от д. Емелькино), Емелькинское селище V (X—XIII вв. н. э.,северо-восточная окраина д. Емелькино), Емелькинское местонахождение III (X—XIII вв. н. э. , 0,2 км к югу от д. Емелькино), Емелькинское местонахождение I (X—XIV вв. н. э., к югу от д. Емелькино).

«Также в 1916 г., во время вспашки поля, житель деревни обнаружил в яме деревянную шкатулку с крышкой (21.7 х 8.9 х 1 см), орнаментированную резьбой, в которой находились топоры, молоток, гвозди, замки, ключи, цепи, свинцовые слитки, ножницы, медные чашечки для двух весов, гирьки» (Схема территориального планирования Аксубаевского муниципиального района, обосновывающие материалы. Том 2. Книга 1. Часть 2. Пояснительная записка. - Казань, 2011. стр. 9)

Но, к сожалению, места около Емелькино, связанные с древнейшей историей края, все-таки мало, поверхностно изучены специалистами; по результатам исследований не изданы материалы, исторические монографии на суд широкой публике.

С последних десятилетий ХVI века началось заселение дикого поля Закамья, где обычно лютовали южные кочевники. С возведением здесь в 1652—1656 гг. Первой закамской укрепленной линии (Закамская засечная черта), в 1731—1736 гг. — Второй закамской линии (Ново-Закамская оборонительная линия), началось массовое заселение этих земель выходцами из Чувашии, Приказанья, Заказанья и других территорий. В третьей четверти ХVIII века в Закамье возникли десятки чувашских деревень. Крестьяне убегали, скрывались от увеличения налогов и невозможности их платить, всяких поборов, трудовой повинности, от малоземелья, неимения сенных и других угодий, лесов для ведения домовладений. Чуваши, другие инородцы уходили и от насильного крещения в православие, стараясь сохранить свои народные верования, религии. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773—1775), в котором активное участие приняли и все инородцы Поволжья, Урала, также повлияла на настроение крестьянских масс, их отношение к власти, помещикам, церкви, к местным устоявшимся порядкам; стронула с насиженных мест десятки тысяч людей.

Деревня Емелькино (чуваш. Кивӗ Этемшӳ), предположительно, была основана во второй половине ХVIII века. Чувашский историк В. Д. Дмитриев в свое время узнал и записал у местных жителей следующее: «В Алексеевском р-не Татарской АССР имеется чувашская деревня Емелькино. По рассказам стариков, сюда переселились чувашские крестьяне из Цивильского уезда в 18-ом веке. Когда переправлялись через Волгу, переселенцы уложили женщин и детей в мешки, чтобы надзиратели приняли переправлявшихся за торговцев и не чинили им препятствий. Старшим из переселенцев был Емельке. Его именем и была названа новая деревня.» (В. Д. Дмитриев. Чувашские исторические предания", часть 3, стр.77).

Согласно рассказа старожила деревни Ивана Кононова (1911—2002) деревня была основана тремя чувашами: Емельке, Памук и Кнеcь (чуваш. Кнеҫ). Памук был физически очень сильным, отважным и уважаемым человеком, как говорил учитель К. В. Андреев — он был зачинателем одного из родов в деревне — рода «Энтри салтак» (Андрей солдат), поэтому соседи — мишаре именовали деревню как «Памук ауле» (деревня Памука). Есть, также, легенда о том что, когда жители с. Сосновки пытались отнять у емелькинских чувашей земли, Памук вырвал березу и прогнал горе — захватчиков.

Судя по именам: первые жители деревни были крещеные и некрещеные, но, которые придерживались своей древней этнической веры, обычаев и традиций. Рядом с деревней находились керемети — места для языческих молений и жертвоприношений. Одна из них назывался «Атырай» (около речки Адамка, рядом с д. Черемушка (чуваш. Ҫӗмӗртле), недалеко от ключа), а вторая находилась в местечке «Виҫ хурăн» (Три березы), где была дубовая роща. На «Атырай» проводили языческие обряды, готовили пищу и ели. По рассказу жительницы Емелькино, Ульки Мартыновой, там нельзя было ругаться, ссориться. И как помнил Иван Кононов: его отец ходил в «Виҫ хурăн» и вешал шкуры животных на дубы. В начале деревня состояла всего из 6-8 крестьянских изб, расположенных по Кривой улице (чуваш. Кукӑр кас) . Потом появились улицы Центральная (чуваш. Малти кас), Задняя (чуваш. Хыҫалти кас). Четвертая же, улица Новая (чуваш. Ҫӗнӗ кас) — появилась только после ВОВ , на улице за рекой первые дома появились только в 1966 году.

В деревне люди старались жить со своей родней — родами (чуваш. местн. эртелӗ). В Емелькино имелись несколько родов — «Куни», «Энтри салтак», «Хветке», «Уби», «Власнай». В эртеле старались поближе жить друг к другу: скажем, пять домов рода «Энтри салтак» находились в одной округе. Праздники также старались проводить эртелями и говорили: «пили родом» (чуваш. эртелĕпе ĕҫрĕмĕр). Также имелись общеродовые бани, где по-очередно мылись женщины и мужчины.

Дома в деревне были расположены хаотично, по — родовому признаку. Но однажды в ней случился страшный пожар (поджег житель с. Сосновка) и люди по — другому расположили улицы — исходя из пожароопасности. Вдобавок, за 1909 — осень 1911 гг. в населенном пункте были вручную выкопаны два озера.[2]

Столыпинские реформы

С 1906 года в России начались столыпинские реформы, дошли они и до д. Емелькино. Среди емелькинцев нашлись люди, которые решили получить от сельской общины надел и выйти в хутор, таких было семь человек: Кондратий Петров, отец Федора Елисеева, Тимофей Андреев, Федор Мельников, Алексей Кузьмин, Иван Тимофеев, Илья «Мемет» (чуваш."Мемет"- прозвище). Им отрезали самые хорошие, удобные участки; община же — всячески сопротивлялась. Хуторяне уже хотели переносить на участки свое жилье, но революция помешала... Хуторизация привела к дальнейшему обнищанию сельской общины потому, что забирались самые лучшие участки и с увеличением площади наделов отколовшихся. А ведь Емелькино и так, до этого, страдала от малоземелья, от плохих качеств почвы. Да и сами хуторяне недалеко ушли от общинников: у некоторых земли обросли сорняками, плохо обрабатывались. Лишь некоторые наладили дела и добились ощутимых результатов. Но хуторяне преуспели в другом: они стали опорой властей, выступали заодно с ней; следили за недовольными, несогласными в сельской общине и докладывали обо всем полицейским, властным. И как пишет учитель, историк Ф. П. Осипов в своих записках «Краткая история д. Емелькино»: "Когда, в следствии революции ушла старая власть, общинники, собравшись по 2-3 человека, ловили хуторских и избивали, приговаривая: « Ах, ты !? Вот тебе за тогдашеее..!»

Гражданская война. Голод (1921—1922)

Деревня еле пережила Первую мировую войну. Многие ушли на фронт: погибли, вернулись живыми или ранеными. Пришли с фронта, а всё хозяйство без мужских рук в запустении … В деревне было малоземелье: из-за небольшого количества пахотных земель. К тому же, до Первой мировой войны 19 лет не перераспределяли земельные наделы. Наделы давали детям мужского пола с 12 лет. Особенно тяжело жили те, у кого дети были только женского пола — им земельные доли не давали. Пахали землю неглубоко - не более 13 см потому, что даже сменные лошади быстро уставали.

Прошла Октябрьская революция, началась гражданская война. Емелькинцев опять мобилизовали на фронт: приходили белые — забирали в Белую армию, приходили красные — в Красную армию. Но такой «порядок» им надоел и они поняв, что к чему, начали воевать только за красных.

В феврале 1920 года в Заинском р-не началось крестьянское восстание против продотрядов, его назвали «Вилочное восстание». Оно охватило все Закамье (только в Чистопольском уезде—12 волостей), участвовало более 50 тысяч человек. Вот, огромная толпа восставших появилась со стороны Аксубаево и в нашей местности. Местное население по-разному отнеслось к « вилочникам»: кто-то добровольно пошел к ним, кого — силом забрали, а кто-то сбежал или спрятался «от греха подальше». Движение восставших было остановлено около с. Билярск. Хорошо вооруженные, подготовленные части Красной армии разгромили «вилочников». «Вилочники» разбежались, красные ловили и расстреливали восставших крестьян. Двое жителей соседней д. Нов. Чув. Адам были убиты во время этих событий. Как рассказывал И. Кононов, после таких бурных событий подразделение Красной армии было направлено в д. Емелькино и, иногда, красногвардейцы игрались и палили в воздух из винтовок.

1921 год, страшный голод в Поволжье…Голод смертельной косой прошел и по Емелькино, по окружающим деревням. В Емелькино много людей умерло в домах на стороне, где сегодня стоят дома Петра Шумкова и Егора Захарова. В соседних деревнях были и факты людоедства (Нов. Чув. Адам, Ст. Чув. Адам). Немало жителей погибло тогда в соседнем Нов. Чув. Адаме. Как рассказывала Ефросинья Герасимова (1903—2004), живщая в эти годы в этой деревне, они спаслись от смерти благодаря много посаженной свекле и столовой, куда она устроилась на работу. Столовую открыли американцы из АRА (Американская администрация помощи).

Коллективизация, сталинские репрессии

В конце 20-х годов в СССР началась массовая коллективизация крестьянских хозяйств. В 1931 году и в Емелькино образовался колхоз « Малалла» (Вперед). Первым председателем колхоза была избрана Елизавета Чадаева (крещенная татарка, жена Филиппа Чадаева), следующим стал — Иван Дмитриевич Семенов. Через некоторое время произошло укрупнение мелких колхозов: появился « Колхоз им. Ворошилова». Не миновали емелькинцев сталинские репрессии: некоторые были раскулачены, умерли в тюрьме, были еле-еле оправданы... Трое жителей Емелькино: отец Хрестиньи Паишевой, дед Валентины Савковой — Игнат, отец Александра Шурыгина в складчину построили ветряную мельницу. Они все трое были раскулачены, раскулачен был и Лявук Елисеев, купивший у них эту же мельницу. Были раскулачены два брата Емелька и Данил, имевшие крепкие хозяйства и первые каменные дома в деревне. У них забрали всё имущество, а семьи были выселены из домов; некоторые из их семей прятались и проживали в д. Сунчелеево. Расулачили и Павла Кононова (уч. гражд. войны): забрали всё имущество, семью выгнали из дома. 4 ноября 1940г. по — ложному доносу был арестован, посажен по ст. 58−10 ч. 1 Павловский Матвей Андреевич [3] [4] (уч. гражд. войны, бригадир тр. бригады, зав. фермой), но был оправдан решением Верховного суда ТАССР от 12 мая 1941. Трагически оборвалась жизнь емелькинца Никифора Федькина. Ему было 32 года, он был председателем сельского совета. Был осужден за раздачу голодным односельчанам зерна, оставшегося после сева. Отправлен в лагеря, на строительство Беломор — Балтийского канала; в начале писал письма, а потом письма от него перестали приходить... Человек сгинул от непосильного труда и голода.

Советско - финская война (1939—1940). Великая Отечественная война (1941—1945)

В 1939—1940 годах на Северо-западе шла Советско — финская война. Из Емелькино тогда погиб Иван Филиппович Чадаев. 22 июня 1941 года фашисткая Германия вероломно напала на СССР - началась Великая Отечественная война. 17 жителей д. Емелькино уже находились в рядах Красной армии и некоторые сразу же вступили в бой. С началом ВОВ десятки жителей д. Емелькино ушли на фронт, были призваны в трудармию. Оставшиеся люди день и ночь работали на полях, фермах для обеспечения фронта, победы.

За время войны 91 емелькинец отправились на войну, из них вернулись 50 человек, 41 — отдали жизни за Родину. Некоторые семьи потеряли по 2-3 человека: Кононовы: Алексей, Мефодий (два брата); Ильины: Василий, Степан, Илья (отец и два сына); Ильины: Михаил, Семен (отец и сын); Черновы: Павел, Алексей, Николай (три брата); Прокопьевы: Леонтий, Николай (отец и сын). 

Некоторые емелькинцы, вернувшиеся из войны живыми, но ранеными, искалечанными, недолго порадовались мирному небу, быстро ушли из жизни... Для девяти емелькинцев войны, с небольшими перерывами, заняли всю жизнь: они стали участниками трех войн — Первой мировой, гражданской, ВОВ. Вот их имена: Илья Павлович Галкин (1895—197.), Леонтий Николаевич Елисеев (1913—…), Тимофей Андреевич Павлов (1898—1950), Матвей Андреевич Павловский (1895—1961), Александр Моисеевич Моисеев (1894—1974), Павел Федотович Кононов (1893—1972), Маркел Степанов (1899—1974), Егор Никитич Яковлев (1896—1944), Илья Семенович Иванов (1885—19..). В честь погибших на ВОВ жителей Емелькинского сельсовета, вблизи с/совета, по — проекту учителя — оформителя, участника войны Г. М . Павловского, был поставлен обелиск. В настоящее время рядом с Емелькинским многофункциональным культурным центром установлен ещё один памятник в честь воинов ВОВ.

Колхоз « Восток −3»

Колхоз «им. Ворошилова» был переименован в колхоз «Дружба». В 1962 году в честь полета первого чувашского космонавта Николаева Андрияна Григорьевича на корабле «Восток-3» он стал носить имя «Колхоз „Восток-3“». В разное время председателями колхоза работали: Данил Моисеев, Степан Гаврилов, Дмитрий Тиманов, Степан Филиппов, Захар Трофимов, Григорий Новиков, Петр Гаврилов, Юрий Иванов, Павел Петров, Константин Ефремов. В д. Емелькино, как в центральной усадьбе колхоза « Восток-3», были размещены: правление колхоза, сельсовет, средняя школа, пожарная часть. А также имелись: ФАП, клуб, библиотека, почта. В состав колхоза «Восток-3» входили: д. Нов. Чув. Адам (1-я бр.), д. Емелькино (2-я бр.), д. Черемушка (3-я бр.), д. Ст. Чув. Адам (4-я бр.), с. Сосновка (5-я бр.). В колхозе существовали такие направления деятельности: зерноводство, молочнотоварное производство, овощеводство (Нов. Чув. Адам), садоводство (Емелькино,Черемушка), кролиководство (Емелькино), пчеловодство (Сосновка), свиноводство (Черемушка). В каждой бригаде имелись конюшни с 40 — 50 лошадьми разных пород, в том числе и тяжеловесы. В самом Емелькино имелись: пасека (50—60-е годы), молочно-товарная ферма, конюшня, кроликоферма, машинный двор, нефтебаза, ток, склады, овощехранилище, кузница, мельница. Кроликоферма была построена за 100 тысяч рублей в 1970 году (в стр-ве участвовали и старшеклассники ЕСШ). Заведующим фермой долгое время работал Дмитрий Елисеев, под его руководством общее кол-во кроликов было доведено до 5800 голов. В 1987—1988 годах кроликоферма была ликвидирована.

В Емелькино имелись полевая, тракторная бригады. Долгое время бригадирами работали: Александр Шурыгин (сельхоз. бригада); Филимон Федькин, Егор Елисеев, Валерий Никитин (тр. бригада). Трактористами работали: Борис Кононов, Петр Ильин, Егор Елисеев, Демьян Кузнецов, Павел Никитин, Валерий Никитин, Борис Пырин, Палюк Прокопьев, его сын - Василий Прокопьев, Анатолий Чадаев и др. Водителями работали: Мирон Павлов, Егор Иванов, Владимир Андреев, Арсентий Шумков, Александр Шашин и др. Комбайнерами работали: Алексей Чадаев, Данил Яковлев, Фёдор Альметкин. Длительное время кузнецом работал Дмитрий Ильин. Заведующим нефтебазой работал Порфирий Андреев. В пожарной части работали: Александр Галкин, Дмитрий Никитин, Ефрем Павлов. Главным экономистом колхоза был Георгий Иванович Кононов. 

В 80—90-е годы ХХ века в СССР, потом в РФ начались перестройка и реформы. Непродуманные «преобразования» плохо отразились на сельском хозяйстве, на сельхозпредприятиях страны. Колхозы, совхозы пришли в упадок, многие — развалились. В 90-е годы эта же участь постигла и колхоз «Восток -З» — он был ликвидирован. В настоящее время д. Емелькино не работает ни одно сельхозпредприятие, земли используют сторонние организации и несколько местных арендаторов. На территории бывшего кохоза « Восток-3» функционирует лишь ООО «Колос» [5] (рук. А. Н. Чукин) в д. Нов. Чув. Адам.

Образование

«Первая школа в д. Емелькино была открыта в 1880 году. Специального помещения не было — детей учили в крестьянской избе. Вначале учили детей в доме отца Кононова Ивана. Семья учителей жила у Федькина Андрея. Первым учителем в деревне был молодой человек, приехавший из Чебоксар с молодой женой. Из-за плохого здоровья они через 2-3 года уехали. Несколько лет порядка в учебе детей не было. Позже построили в деревне специальное школьное помещение. В школе начала работать учительница Антонина Осипова.» (Волков В. И.[6] Край родимый Аксубай. — Казань, 1993. стр. 230)

В августе 1932 года открылась ШКМ в д. Старый Чувашский Адам, учились в ней 52 ученика из 12 деревень. В 1933 году эта школа сгорела. В мае 1935 года в д. Емелькино построили новое здание школы. Директором был Павел Семенович Осипов, преподавали 6 учителей: Г. К. Кириллов, К. М. Бочкарев, И. С. Емикеева, В. А. Нянякина, И. Н. Катанкин, А. М. Михайлов. В 1936 году школа имела 12 га земли, 2 лошади, коровы, свиней. Детей кроме предметов обучали сельскохозяйственному труду и столярному делу, обеспечивали горячим питанием. Между Емелькино и Черемушкой был построен второй корпус школы: там были учебное здание, столярная мастерская, спортивный зал. В 70-е годы, недалеко от правления колхоза «Восток-3», были возведены здания столовой, интерната — для проживания старшеклассников из других деревень.

До 1953 года школа была семилетней, с 1953 по 1965 год была восьмилетней и в 1965 году преобразована в среднюю. Первый выпуск состоялся в 1967 году. Нынешнее здание школы построено в 1984 году.

Директора Емелькинской средней школы:

Калуков Сергей Яковлевич — с 1963 по 1987 гг.

Никитин Алексей Дмитриевич — с 1987 по 1998 гг.

Пырин Александр Борисович — с 1998 по 2016 гг.

Гинатуллин Ильгиз Исмагилович — с 2016 г.

Благодаря стараниям, усилиям учителя Филиппа Петровича Осипова (1918—1980) в школе был создан музей истории, где были собраны интереснейшие предметы и материалы, рассказывающие об истории нашего края. На основе воспоминаний жителей деревень он написал небольшой труд — «Краткая история д. Емелькино» по местной истории, освещающий события конца ХIХ — начала ХХ веков.

В свое время Емелькино была очень образованной деревней: многие, после окончания ЕСШ, поступали, успешно заканчивали высшие, средние учебные заведения, военные училища. Они обучались в престижных вузах Казани (КГУ, КАИ, КИСИ, КХТИ, КГПИ), Чебоксар и др. городов.

Емелькинская средняя школа была всегда очень сильна и по спортивной части. Ученики школы неоднократно занимали призовые места по лыжам, легкой атлетике, волейболу, футболу на районных, региональных соревнованиях под руководством учителей физкультуры Семена Михайловича Кононова, Евгения Дмитриевича Елисеева. Также, старшеклассники ЕСШ под умелым руководством преподавателя ОБЖ Алексея Дмитриевича Никитина неоднократно занимали призовые места по военно — спортивным играм в масштабах района, республики.

С 24 октября 2002 г. Емелькинская средняя школа стала называться как "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емелькинская средняя общеобразовательная школа».

Культура, традиции, обычаи

Судя по виду в Емелькино монголоидные черты доминируют у небольшой части, большинство относятся к смешанным монголоидно-европейским типам с преобладанием европеоидных черт, остальные представляют различные европеоидные типы — как темноокрашенные, так и русоволосые и светлоглазые, и часть с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками. Есть 3-4 человека с мелкой кудрявостью. По языку и культуре можно отнести к средненизовым (чуваш. анатри, анат енчи). Язык — «укающий», в нем есть несколько заимствований из татарского языка, например: хасӑр (от татар.хәзәр) — быстро, куймак (от татар. каймак) — блины. Язык емелькинцев во многом соответствует чувашскому литературному языку.

В деревне до сих пор отмечают Мункун (в этот день делают напиток Сӑра и охотно употребляют сами, угощают гостей), в четверг — Ҫимӗк «Симек (праздник)» ; в июне проводят свой, местный «Акатуй», участвуют в районном празднике «Сабантуй» — « Акатуй». В прежние времена в весенние, летние времена молодежь проводила дневные — вечерние, в деревне и в поле Уявы по чувашским традициям. Особенный интерес вызывает уяв «Керия», который начинался после Мункуна и продолжался до Микула каҫ (до 22 мая). Этот праздник также проводили и жители соседних деревень, у остальных чувашей — не замечено. Этимология названия «Керия» — неизвестна, может быть связана с соседними мишарями.

В традициях емелькинцев, как у всех чувашей, было и есть посещение священного места «Валем пуҫа». Люди с утра, с семьями едут в с. Билярск, к святому ключу, поедают пищу и набирают воду из ключа. Привозят святую воду домой, пьют и оставляют на хранение.

Похоронные ритуалы имеют следующие черты: на крест прибивают кусок белого полотенца; ближайщие родственники не несут гроб и не копают яму; в яме, выше гроба делают по бокам углубления и устанавливают « сентре» из дубовых бревен, досок из другого материала; ближайщие родственники первыми бросают землю на гроб; когда яма закопана до верху ближайщие родственники должны ногами утрамбовывать землю; палку, которой меряли яму для погребения, оставляют на свежей могиле; все делают по три круга вокруг могилы; после похорон нельзя заходить в свой дом — только побывав в доме умершего; всем участникам похорон раздают нитки. По воспоминаниям старых людей: раньше кладбище (чуваш. ҫӑва, масар), согласно древних чувашских традиций, находилось за водоемом, на противоположном берегу р. Адамка, рядом с бывшей кроликофермой (там была конюшня, потом — ферма КРС).

В традициях емелькинцев было и соблюдение, почитание  дня среды (чуваш. юнкун) - дня жертвоприношений, приношения даров богам, духам. В этот день нельзя было начинать крупные дела, можно было заниматься лишь мелкими хозяйственными работами.

По — чувашским обычаям в деревне совершаются и проводы в армию. Призывник по-очереди посещает своих близких родных, родственников по роду (местн. чуваш. эртелӗ); его, друзей угощают, говорят напутственные слова и дают полотенца с вышивкой. Призывник, обвязанный вышитыми полотенцами, и его друзья, выстроившись и обнявшись, проходят по деревне и поют местную рекрутскую песню, где есть грустные слова, мысли, прощающегося с родителями, родными, родным домом, родной деревней; о тяготах солдатской жизни. В предпоследний день в доме призывника проводится прощальный солдатский вечер, где собираются все родные, друзья, многие односельчане, молодежь. В день проводов призывник, его друзья, родственники и др. провожающие проходят по улице и выходят через главные деревенские ворота (чуваш. ял хапхи) на край деревни. Там опять исполняются песни, от имени призывника угощают провожающих- те же произносят напутственные слова новобранцу.

Раньше и сейчас широко распространен обычай « миме» (ниме), когда односельчане, родственники вместе собирались и выполняли определенный труд, помогая друг другу. Обычно собирали миме (так говорят в д. Емелькино): при резке сруба, при возведении дома, копке или вспашке огорода, при заготовке сена, дров в лесу и др. Особенно многолюдными были ниме по возведению дома из сруба. В выходной день, утром десятки мужчин и женщин с инструментами приходили к хозяину будущего дома и начинали работать. Мужчины дружно поднимали бревна, женщины мочили и ложили между ними сено. Дом поднимался быстро и уже послеобеденное время укладывались последние венцы. Потом люди угощались и начинали веселиться, играть с водой. У всех уже были ведра, они набирали в них воду с колодцев и начинали друг друга, мимо проходящих, поливать. И так, играясь, передвигались по улице, содействуя в это веселое мероприятие новых и новых участников.

Опора чувашской семьи — это дети. Большая семья, особенно с детьми мужского пола, гарантировала родителям немалый земельный надел, помощь взрослых детей, рост и процветание рода. В семьях рождались до десяти детей, но из-за отсутствия медицинской помощи, постоянных лишений многие дети умирали, не достигая зрелого возраста. Так в семье Павловых — Павловских, Матвея (1895—1961) и Марии (1893—1961) из 10 детей 6 умерли в раннем возрасте.

В послевоенное время, в 60-70 — е годы условия жизни, медицинское обслуживание улучшились: в Емелькино увеличилось количество многодетных. Вот некоторые семьи :

Семья Елисеевых, Дмитрия и Валентины — 8 детей;

Семья Кононовых, Бориса и Марии — 8 детей;

Семья Андреевых, Порфирия и Нины — 8 детей;

Семья Степановых, Никиты и Дарьи — 9 детей;

Семья Ильиных, Гришы и Дарьи — 10 детей;

Семья Павловых, Мирона и Раисы — 10 детей.

Медицина

В конце 30-х годов ХХ века в Емелькино был открыт пункт медицинского обслуживания, он расположился в каменном здании раскулаченного Данила. Со времен образования там работала, приехавшая с Марийской АССР, Судакова Наталия Семеновна, на её хрупкие плечи легли первые трудные шаги по организации обеспечения населения медицинской помощью, работа в военное и послевоенное время. Часто ей, фельдшеру, при острой необходимости, для спасения жизни больных, приходилось делать и работу врача. Позже, в ФАП фельдшерами работали Алексей Хрисанов (д. Савгачево), Владимир Барышников (д. Чув. Майна), Валентина Архипова (д. Черемушка), Агриппина Федькина, Анна Андреева (сестра учителя К. В. Андреева), Татьяна Андреева, Любовь Герасимова (Павловская), Людмила Елисеева. В настоящее время заведующей Емелькинским ФАП является Людмила Львовна Моисееева.

Быт, хозяйство

В 20-30-е годы ХХ века в Емелькино имелись две водяные мельницы (на стороне д. Нов. Чув. Адам), третья мельница была построена недалеко от здания сельсовета, ниже к реке мишарином из д. Ст. Тат. Адам, Кафисом. Мельницу так и называли — « Кафис арманӗ» (мельница Кафиса). Новая же мельница была построена рядом с домом учителя В. Н. Садовникова, там долгое время мельником работал Илья Федотов. В 1972 г. между деревнями Черемушка и Ст. Чув. Адам была введена в действие более современная мельница: с выходом более высоких сортов муки (в 2000-е годы — разрушена).

В 30-е годы в деревне была построена дизельная электростанция (ниже бывшего сельповского, кирпичного магазина, на берегу р. Адамка), она, в первое время, снабжала деревню электричеством. Её сломанное здание простояло до 70-х годов.

В начале 60-х годов в Емелькино появились первые телевизионные приемники, но из-за плохой радиовидимости, они плохо принимали телевизионный сигнал. Приходилось ставить в каждом хозяйстве самодельные, крутящиеся на оси, деревянные антенны высотой 10 −15 м, но и они, во многих случаях, не давали качественный прием волн. Только в середине 80-х, после ввода в действие телевизионной вышки в с. Большие Полянки (Алексеевский р-н), улучшился качество показа телевизоров. В настоящее время существует уверенный прием всех телевизионных программ РТВ.

В деревне постоянно строились деревянные мосты, пруды на р. Адамка, её притоке — р. Сартас, на непроходимых местах: мостов было до 7 штук, 3 пруда (за огородами Порфирия Андреева, ниже сельского совета («сад пӗви»), на р. Сартас). На 2017 год на территории деревни имеются только два моста, два пруда.

В 70-е годы в здании бригадирского дома работала парикмахерская. Парикмахером был, специально для этого выученный, Паля Никитин. В Емелькино работал также и филиал Аксубаевского КБО, заведующими работали Мария Ермолаева, Валя Кононова.

В деревне имелся сельповский деревянный магазин (недалеко от дома Павла Захарова), долгое время его заведующей трудилась Мария Захарова (Маруҫ акка). В середине 80-х годов на Новой улице (Ҫӗнӗ кас) был построен новый кирпичный магазин. В настоящее время этот магазин в собственности ИП К. Е. Захарова, работает и обслуживает жителей д. Емелькино.

Во второй половине 90-х годов на территории Емелькинского с/с были проведены работы по газификации населенных пунктов, тогда и в дома емелькинцев поступило голубое топливо.

До 2016 года в Емелькино отсутствовало центральное водоснабжение: люди брали воду с колодцев, находящихся при личных хозяйствах. Осенью 2016 г. в деревне была построена водонапорная башня, запущена водопроводная линия по республиканской программе «Чистая вода».

Ещё в советское время, в начале 80-х годов была возведена земляная насыпь, с частичным гравийным покрытием, дороги Емелькино — Аксубаево (22 км). До сих пор она не асфальтирована и поэтому емелькинцы не имеют свободный, всепогодный, всесезонный проезд к райцентру по — кратчайшему пути. Существует лишь крупно-щебенчатая, неровная, низкокачественная дорога на Ст. Тат. Адам (5км), по которой можно добраться до рп. Аксубаево по — окружной дороге. Также отсутствует гарантированный проезд и выход на с. Билярск через с. Шама Алексеевского района (5 км).

В 80-е годы в д. Емелькино по новому были названы улицы, пронумерованы дома: появились улицы с такими названиями — Заозерная, Ленина, Школьная, Заречная, Садовая, Историческая, Центральная. Некоторые новые названия улиц были даны без учета древних, исторических, народных названий и ввели лишь путаницу.

В Емелькино постоянно шли работы по — благоустройству населенного пункта. Особенно плодотворно, в течении длительного времени в этом направлении работал учитель ЕСШ Кузьма Васильевич Андреев (1929—2014). Под его руководством, инициативе проводились работы по остановке оврагов, ручьев; посадке деревьев; возведению переправ через ручьи; в конце 70-х годов были посажены деревья и был образован парк вокруг обелиска погибшим в ВОВ.

В 70-х годах ХХ века в Татарской АССР, на р. Каме развернулось строительство Камского автозавода (КамАЗ), г. Наб. Челны, Нижнекамского нефтехимического комплекса (Нижнекамскнефтехим), г. Нижнекамск. Многие емелькинцы молодого, среднего возраста уехали на эти стройки, причины были таковы: плохие условия работы, низкая зарплата, отсутствие перспективы роста в деревне. Некоторое число людей уехало и на строительство Волжского автозавода (АвтоВАЗ). Несколько семей переехали в Оренбургскую область, где были более зажиточные колхозы и совхозы, больше возможностей заработать и устроить жизнь. В результате этой трудовой миграции в Емелькино сильно сократилось количество рабочей молодежи; все выпусники ЕСШ , после окончания школы, сразу же начали уезжать в более перспективные города, поселки. Развал СССР, упадок в промышленности, с/хозяйстве страны привели к дальнейшему ухудшению положения и в д. Емелькино, соседних деревнях: резкому сокращению населения, снижению рождаемости и увеличению смертности, к безработице, снижению уровня жизни. Люди стали искать работу, средства для существования на стороне: в Казани, др. городах. В итоге: в настоящее время (на январь 2017 г.) в 97 домах живут 155 чел.(132 взр., 23 дет.), в 44 домах живут по 1-2 чел., в 24 домах живут люди пожилого возраста. Только в 3 семьях — по 3 детей, семей с составом 6-7 чел — 4. В деревне пустуют 31 дом. Т. о., фактически, в настоящий момент остро встал вопрос самого существования населенного пункта.

Культурная жизнь, спорт

В Емелькино имелся сельский клуб, потом он назывался Емелькинским сельским домом культуры (ЕСДК), а с 2 ноября 2012 на новом месте, во вновь построенном здании начал работать Емелькинский многофункциональный культурный центр (директор — Альфия Камиловна Гаврилова, худ.руководитель — Татьяна Сергеевна Моисеева, зав. библиотеки — Ирина Павловна Тимофеева). В конце 60-х годов клуб находился рядом с домом Николая Федотова и озером, в дальнейшем, был перенесен в центр деревни, в новое деревянное здание. В здании клуба имелись аппаратная киномеханика, библиотека. В клубе постоянно шли показы детских, взрослых кинофильмов разных форматов; выступления самодеятельных коллективов; устраивались тематические вечера, лекции под руководством учителей ЕСШ. В клубе часто демонстрировали свое художественное мастерство коллективы из соседних сельских клубов, артисты из театров Чувашии. В разное время заведующими клуба работали Елизавета Ильина (Чернова), Валентина Савкова, Сергей Шашин и др. Киномеханиками работали: Александр Елисеев, Иван Тиманов (Нов. Чув. Адам), Юрий Афанасьев и др.

Библиотека имела хороший фонд чувашской, русской, мировой литературы; постоянно выписывались основные центральные, республиканские печатные издания, издания на чувашском языке.

В начале 80-х годов емелькинцем — музыкантом Сергеем Ивановичем Шашиным был организован вокально — инструментальный ансамбль. С. И. Шашин (1961) — выпусник ЕСШ 1978 года, закончил Казанский институт культуры, автор десятков песен, участник, призер районных, региональных конкурсов чувашской песни.

В 60 — 80-х годах в колхозе «Восток−3», в Емелькино активно развивался спорт, во многом, благодаря учителю физической культуры ЕСШ — Кононова Семена Михайловича (д. Черемушка). Под его руководством были возведены два стандартных футбольных поля (в Емелькино — за речкой Адамка, между д. Емелькино и Черемушка) с местами для зрителей, несколько волейбольных площадок, баскетбольная площадка; проводились соревнования по различным видам спорта и футбольные матчи. Команда к-за «Восток−3» и ЕСШ постоянно занимала призовые места по футболу, волейболу, легкой атлетике, лыжным гонкам в районе, в региональных соревнованиях. За это время были воспитаны несколько перворазрядников, кандидатов в мастера спорта. В деревне, колхозе художественно — оформительской работой, фотографией занимались учителя — емелькинцы Георгий Матвеевич Павловский, Петр Николаевич Матвеев. Например, Г. М. Павловский оформлял сельский клуб, ЕСШ, доски почета и показателей перед правлением колхоза, уличную и полевую наглядную агитацию, рисовал портреты и картины, построил памятники участникам ВОВ в д. Емелькино, д. Савгачево. Оформительством, рисованием занимался и Виктор Дмитриевич Никитин, он — автор нескольких художественных работ.

Этимология названий емелькинских родов

"Власнай эртели" - произошло от русского слова "волостной". Кто-то из предков учителя А. М. Ильина по имени Илья 9 лет (1870—1880) был волостным старшиной в Саврушах, в честь него и его род назвали как " Власнай эртели". В составе рода: Ильины, Галкины и др.

"Куни эртели" - чувашское прозвище "Куни" произошло от сокращения фамилии "Кононов". В составе рода: семьи Кононовых, Елисеевых и др.

"Хветке эртели" - от чувашского имени "Хветке", происшедшего от русского "Федька". В составе рода: семьи Федькиных, Никитиных и др.

"Уби эртели" - от чувашского названия "упа (уба)" - медведь. "Уба" могло быть именем, прозвищем авторитетного человека, от которого пошло и название рода. В составе рода: семьи Семеновых, Ивановых, Альметкиных, Шурыгиных, Яковлевых, Петровых и др.

"Энтри салтак эртели" - от прозвища "Энтри салтак" (Андрей солдат), который дали Андрею Павловичу Павлову (1868—1944), долго прослужившего в царской армии. В честь, повидавшего многое в жизни, уважаемого Андрея Павлова был назван его род. В составе рода: семьи Павловых, Андреевых, Павловских и др.

Местная топонимика

«Адамка» — современное, руссифицированное название реки, протекающей через д. Емелькино. Произошло от чувашско — мишарского "Этем" - "Эдем" (человек), «Этем шывӗ» — «Эдем суы» (людская река).

«Атырай» — кереметь, место молений и жертвоприношений по древней чувашской вере. Находится на берегу р. Адамка, рядом с ключом, между д. Емелькино и Черемушка.

«Вӗтлӗх» — название конечности леса на стороне с. Шама, в 2 км к северу от д. Емелькино (обр. от чуваш. вӗтӗ-редкий, мелкий).

«Виҫ хурӑн» (три березы) — кереметь, в 1,5 км на юго-востоке от деревни, дубовая роща с редкими березами, рядом с лесом.

«Емелькино»- руссифицированное название деревни. Произошло от имени «Емельке» одного из старших переселецев-основателей деревни.

«Кивӗ Этемшӳ» — чувашское название д. Емелькино, произошло от чувашского названия р. Адамка — Этем шывӗ, Этемшӳ.

«Майра чикнӗ кукӑр» (место захоронения русской женщины) — место, где по легенде захоронена русская женщина. Находится в лесу, примерно 3, 0 км, юге от д. Емелькино.

«Сартас» — приток р. Адамка, начало в местечке «Виҫ хурӑн», летом питается из ключей ольховой рощи. Название произошло от мишарского «сарсаз» — желтое болото или болото.

Палюк васанӗ (ручей Палюка) — небольшой овраг, ручеек, обросший ольхами, связанный с речкой Сартас. По легенде: образовался после пахоты тракториста Палюка Прокопьева и назван его именем.

«Хӗрлӗ ҫыр [7] » (Красный яр) — 2 места по руслу р. Адамка, где возвышаются глиняные красные берега. «Хӗрлӗ ҫыр» — у чувашей божество плодородия земли, божество почитаемое. Когда-то чуваши поклонялись таким местам, приносили дары.

«Шур вӗҫӗ» (конец, край озера) — место примерно в 4,0 км, к югу от д. Емелькино, заболоченное, где пасут деревенское стадо.

«Эрех ҫырми» (винная река) — ложбина с ручейком на дне, в 3 км на востоке от д. Емелькино, рядом с местечком «Виҫ хурӑн». В конце этот ручеек соединяется с овражком р. Сартас. Такие же названия существуют и около соседних чувашских деревень. "Эрех ҫырми" - это измененное "Йӗрӗх [8] [9] ҫырми"(река Ириха). Йӗрӗх (Ирих) - по традиционным верованиям чувашей, божество-хранитель домашнего очага; дух, способный насылать на людей болезни. Чуваши в течение года хранили дома фигурку этого божества, весной выходили на речку с названием "Йӗрӗх ҫырми", находящуюся достаточно далеко от деревни, и пускали её по течению. По емелькинской легенде, возникшей в более поздние времена: 1) как будто, там пили спиртное после продажи небольших земельных участков; 2) во времена строгих запретов на спиртное там прятались и делали самогон.

«Этемшӳ» — чувашское название р. Адамка, произошло от чувашского «этем шывӗ» (людская река).

Природные явления, катаклизмы, повлиявшие на жизнь емелькинцев

1. Конец IХХ в. или нач. ХХ века — опустошительный пожар из-за поджога, перестроение улиц деревни.

2.1921—1922 гг. — голод, погибло много людей.

3. Весна 1970 г. — разлив р. Адамка во время ледохода. Река поднялась до домов по улицам Кривой,Заречной; снесла части бань, посадила льдины в огородах.

4. Лето 1972 г. — сильная засуха в Емелькино, неурожайный год.

4. 1976 г. — малая засуха. В октябре стояла аномальная жара и люди купались в речке.

5. Конец декабря 1978 г. — сильнейшие морозы в 50 градусов. Вымерзли все дубы, лесные и домашние яблони.

6. 1983—1984 гг. — появление колорадских жуков, вредителей картофеля.

7. Июнь 1984 г. — сильный град с большими льдинками размером в спичечный коробок; побил урожай, поранило людей и пасущихся животных.

8. Лето 2010 г. — сильная засуха, полностью высохли два озера, находящиеся на территории д. Емелькино. 20-го августа прошел ураган над д. Емелькино, снес покрытия крыш нескольких домов (Константина Захарова и др.), часть крыши ЕСШ.

Знаменитые люди

Емельке — один из основателей д. Емелькино в конце ХVIII века. По легенде, его именем названа д. Емелькино.

Кнесь (чуваш. Кнеҫ) — один из основателей д. Емелькино в конце ХVII века. По рассказу Л. И. Шурыгиной, его дом, хозяйство находились на месте их огорода, на берегу нынешнего озера, дом смотрел на восток; Кнесь основал род «Куни эртели».

Памук — один из основателей д. Емелькино в конце ХVIII века. По рассказу К. В. Андреева: Памук основал род « Энтри салтак». По рассказу Ивана Кононова, он был храбрым, уважаемым человеком; его именем соседи — мишаре называли деревню как « Памук ауле» (деревня Памука).

Андреев Александр Порфирьевич [10] (1950—1989) — закончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, летчик — инструктор, подполковник. В своем родном училище учил курсантов летать на самолетах «Миг»; освоил самую современную летную технику, стал пилотом высочайшего класса. В конце 80-х годов был направлен для обучения курсантов в африканскую страну Республика Мали. В 1989 г. заболел там малярией и скоропостижно скончался.

Захаров Юрий Егорович (1964—1983) — добровольно ушел в армию, учился в учебке под Ленинградом (С.-Петербург). После учебки был направлен в Венгрию (ЦГВ). В июле 1983 г. как механик — водитель БТР принимал участие в войсковых учениях, тогда же трагически оборвалась его жизнь.

Матвеев Валентин Петрович [11] (1954) — в 1979 г. закончил Горьковское высшее военное училище тыла, в 1990 г. — Военную академию тыла и транспорта (командный факультет) в г. Ленинграде. С 1971 г. проходил службу в железнодорожных войсках РФ. С 1975—1987 гг. был в числе первопроходцев на БАМе. Участвовал в строительстве объектов в Сызрани. С 1997 г. — заместитель командира железнодорожной бригады (в/ч 67764). Воинское звание — полковник. Награжден орденом «За военные заслуги», многими медалями.

Моргунова Любовь Васильевна (1971) — знаменитая российская легкоатлетка (марафонский бег), мастер спорта международного класса России. Чемпионка России по марафону 2011 г., победитель пробега Пушкин — Санкт-Петербург (2011); Кубок Европы Будапешт (1998)—1-е место. Кубок Мира Эдмонтон (2001)—2-е место. Родилась в д. Емелькино, в семье Романова Василия (супр. Тиманова). В настоящее время проживает в г. Набережные Челны.

Никитин Константин Владимирович [12] (1959) — в 1982 г. окончил Казанский финансово-экономический институт. Работал зав. финансовым отделом (1984—1989), председателем райпо (1989—2010), главой администрации Урмарского района Чувашской АССР, Чувашской Республики. С сентября 2015 по октябрь 2016 г. — заместитель министра сельского хозяйства Чувашской Республики.

Павлов Константин Ефремович (1953) — ударник коммунистического труда, работал оператором в Аксубаевском свиноводческом комплексе. В 70-ых годах стал делегатом партсъезда КПСС.

Рогачева (Андреева) Дарья Пофирьевна (1954) — знаменитая ткачиха в г. Вичуге Ивановской области, в 1981 г. была выбрана делегатом на ХХVI партсьезд, на сьезде была избрана в состав ЦК КПСС. Сейчас живет семьей в г. Вичуге.

Хрисанов Виталий Алексеевич [13] (1948) — научный и политический деятель; заместитель начальника Управления делами Администрации Белгородской обл., научный консультант Комитета природных ресурсов, преподаватель БГУ (с 1993 г.); доктор географических наук, профессор; составитель первых карт прогноза и распространения современных геоморфологических процессов территорий; мастер спорта по плаванию; автор более 100 научных работ, 4 монографий; лауреат премии им. Михаила Ломоносова (с вручением золотой медали) — за выдающийся вклад в развитие науки, образования, культуры и искусства (2003).Сын фельдшера Алексея Хрисанова — его семья в некоторое время жила в д. Емелькино, дети учились в ЕСШ.

Шашин Сергей Иванович (1961) — в 1978 закончил ЕСШ, поступил и выучился в Казанском институте культуры. Работал в Аксубаевском РДК, Емелькинском СДК. Музыкант, автор песен на чувашском, русском языках, лауреат районных, региональных конкурсов чувашской песни.

Примечания

Источники

  1. http://mikulay-pavl.livejournal.com/837.html
  2. http://suvar.chuvash.org/4213.html
  3. http://lists.memo.ru/d25/f369.htm
  4. http://suvar.chuvash.org/2370.html
  5. http://www.aksubayevo.ru/ru/2016-11-03-06-28-27/item/10338-v-aksubaevskom-rayone-i-v-malom-hozyaystve-mnogo-zabot.html
  6. http://aksubayevo.tatarstan.ru/k-85-letiyu-volkova-vasiliya-ivanovicha.htm
  7. http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/3437/3696
  8. http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/3437/3696
  9. http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=3094
  10. https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fujp.ru%2Fdata%2Fprose%2F2015%2F05%2F19%2F44418_Ivanova_Angelina_Ltchik-ispytately_sochinenie.doc&name=44418_Ivanova_Angelina_Ltchik-ispytately_sochinenie.doc&lang=ru&c=58bb2373e973
  11. http://www.lib.syzran.ru/personaliy/pers_L,M/Matveev.htm
  12. http://enc.cap.ru/?t=prsn&lnk=5418
  13. http://www.law-order.ru/catalog/enciklopedia/reference/ru_h/t67135.html

Литература

  • Волков В. И. Край родимый Аксубай. — Казань, 1993. стр. 102,230
  • Дмитриев В. Д. Чувашские исторические предания. Часть 3. — Чебоксары, 1993. стр.77
  • Салмин А. К. Праздники, обряды и верования чувашского народа. — Чебоксары, 2016.
  • Схема территориального планирования Аксубаевского муниципиального района, обосновывающие материалы. Том 2. Книга 1. Часть 2. Пояснительная записка. — Казань, 2011. стр. 5, 7, 9.

Ссылки

  • Емелькинское сельское поселение. http://aksubayevo.tatarstan.ru/yemelkinskoye.htm
  • Жертвы политического террора в СССР. http://lists.memo.ru/d25/f369.htm
  • История деревни Емелькино
  • Система фольк — религии чувашей. А. К. Салмин.
  • http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/3437/3696
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Емелькинская средняя общеобразовательная школа
  • Насильственная христианизация чувашского народа во второй половине 18 века. http://allrefrs.ru/1-27403.html
  • Чувашская энциклопедия
  • Чувашские исторические предания. В. Д. Дмитриев.


Погода в емелькино татарстан на 10 дней, емелькино абдулинский район, погода в емелькино.

Косолапов, Николай, Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года, Рион (вспомогательный крейсер), Обсуждение:Список персонажей телесериала «Сабрина — маленькая ведьма», Участник:Koshin/ruwiki.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24