Николай Елеонский | |
Николай Александрович Елеонский | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Сан: | |
Духовное образование: | |
Известен как: |
Заслуженный профессор Московского университета |
Церковь |
Николай Александрович Елеонский (11 (23) ноября 1843 — 25 октября (7 ноября) 1910) — протоиерей Русской православной церкви, заслуженный профессор богословия московского университета[1].
Родился в семье сельского священника. Окончил Калужское духовное училище и Кулужскую семинарию, затем в 1868 году — Московскую духовную академию. За сочинение «Святое Евангелие от Марка: против Баура»[2] он был удостоен степени магистра богословия. После окончания учёбы был направлен в Харьковскую духовную семинарию, в следующем году переведён преподавателем гомилетики и литургики в московскую семинарию, а в 1870 году избран доцентом в московскую духовную академию по кафедре Священного писания Ветхого завета. С 1879 года, с принятием священного сана, — ординарный профессор богословия в Петровской земледельческой и лесной академии; в 1892 году, после смерти протопресвитера Н. А. Сергиевского, был определён на его место — профессором Московского университета и настоятелем университетского храма. В 1897 году удостоен звания заслуженного профессора. Протоиерей — с 1904 года.
Основной сферой его деятельности было изучение Священного писания, особенно — исагогических вопросов. Как и его учитель — профессор, архимандрит, а позже епископ Курский и Белгородский — Михаил (Лузин), Николай Елеонский ставил задачу православного анализа западных теорий «отрицательной» (т. е. отрицающей традиционное понимание богодухновенности Священного писания) библейской критики и выявление их несостоятельности. Елеонский уделял большое внимание критике гипотез, выдвигаемых немецкой протестантской наукой о происхождении Пятикнижия.
Елеонский был почётным членом Московской духовной академии и Общества любителей духовного просвещения и председателем отделения Педагогического общества московского университета по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания.
В различных духовных журналах, преимущественно в «Чтениях общества любителей духовного просвещения» и в «Душеполезном Чтении» были напечатаны его исследования; из них наиболее примечательны: «Описание Святой Земли» («Душеполезное Чтение», 1876—1879), «История ветхозаветного текста Библии», «О происхождении и достоверности перевода LXX», «Древнееврейская поэзия», «О времени завершения ветхозаветного канона», «Пророчество Исаии о Вавилоне», «О книге Иова», «Песнь о винограднике». Елеонский активно сотрудничал с Православной богословской энциклопедией, поместив в ней около 50 статей. Отдельно были изданы: «Очерки из библейской географии» (СПб., 1896—1897, в 2-х т.)[3], «Краткие записки по основному богословию» (М., 1895), «О Новом Евангелии графа Л. Толстого» (М., 1889)[4], «О конечной цели человеческой жизни» (М., 1889), «Советы учащемуся юношеству» (М., 1895), «Эгоизм» (М., 1899)
Имел кроме церковных наград, таких как камилавка и золотой наперсный крест от Святейшего Синода, ордена до ордена Св. Анны 1-й степени.
Скончался 25 октября (7 ноября) 1910 года. Похоронен на кладбище Скорбященского монастыря.
Елеонский евгений вологда, елеонский в.а поощрительные нормы уголовного права хабаровск 1984, профессор в а елеонский.
Ирландский виски, Романов, Серафим Петрович, Файл:Petsamo rus.png.