Фантастическая драматургия (англ. speculative drama) — разновидность фантастической литературы (научной фантастики, фэнтези и хоррора), использующая драматургическую форму.
За лучший подкаст в области фантастической драматургии ежегодно вручается Премия «Парсек» (англ.)русск. в 2 номинациях: короткая фантастическая аудио-пьеса и длинная фантастическая аудио-пьеса[1].
Мичио Каку в своей книге Физика невозможного (англ.)русск., ссылаясь на Владимира Набокова упомянул пьесу Шекспира «Буря» как произведение во многом напоминающее научно-фантастическое произведение отмечая научно-фантастический фильм «Запретная планета» 1956 года, как перенос сюжет шекспировской пьесы в типичный для современной фантастики антураж[2].
Традиция советской фантастической драматургии восходит к В. Брюсову, А. Толстому, В. Маяковскому[3]. На фантастическом допущении построена фабула пьес М. А. Булгакова «Адам и Ева», «Блаженство» и «Иван Васильевич». В настоящее время фантастика активно используется в театральном искусстве[4].
Одним из пионеров научно-фантастической драматургии был Карел Чапек: его пьеса 1921 года R.U.R. ввела в популярную культуру имеющее славянские корни слово робот, популярностью пользуются и другие фантастические пьесы автора, такие как «Средство Макрополуса» (1922; чешский композитор Леош Яначек написал на сюжет пьесы одноименную оперу[5], она также легла в основу советского фильма «Рецепт её молодости») или «Белая болезнь» (1937).
Фантастические пьесы:
По роману Роберта Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» был поставлен мюзикл «Джекил и Хайд» (Jekyll & Hyde), он также получил множество киновоплощений.
По мнению Е. Викторова, научно-фантастическая драматургия — это практически не освоенный жанр в русской литературе[6]. По его мнению, пьесы Е. Шварца относятся одновременно к сказке, фантастике и сатире.
Это заготовка статьи о литературе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Драматургия фэнтези.