|
||||
Дата основания |
4 октября 2013 |
|||
---|---|---|---|---|
Начало деятельности |
10 июня 2014 |
|||
Прекращение деятельности |
4 августа 2014 |
|||
Базовый аэропорт | ||||
Размер флота |
3 |
|||
Пунктов назначения |
2 |
|||
Материнская компания | ||||
Штаб-квартира | ||||
Руководство |
Андрей Калмыков |
|||
Сайт |
dobrolet.com |
Добролёт — российская бюджетная авиакомпания, 100 % дочернее предприятие «Аэрофлота», базировавшаяся в терминале B московского аэропорта Шереметьево. Основана 4 октября 2013 года[1]. Начала коммерческую деятельность в июне 2014 года[2].
30 июля 2014 года против компании введены санкции Европейского Союза за полёты в Симферополь[3], после чего 3 августа авиакомпания была вынуждена прекратить выполнение всех своих рейсов[4].
17 марта 1923 года было создано Акционерное общество российского добровольного воздушного флота «Добролёт» для организации внутренних и международных авиаперевозок и развития отечественной авиационной промышленности. 15 июля 1923 года в России была открыта первая регулярная авиалиния Москва – Нижний Новгород. Лётчик Я.Н. Моисеев совершил перелёт на самолёте «Юнкерс-13» с четырьмя пассажирами на борту.
Позже, в 1932 году общество было переименовано в «Аэрофлот»[5].
В конце августа 2013 года совет директоров «Аэрофлота» рассмотрел вопрос о создании бюджетного перевозчика в составе компании и принял решение о начале финансирования проекта[6].
Авиакомпания «Аэрофлот» получила прямой контроль над ООО «Добролёт» 4 октября 2013 года[1]. Руководителем стал Владимир Горбунов, который ранее возглавлял компанию «Авианова».
За первые 12 часов с момента открытия продаж 27 мая 2014 года компания сумела реализовать 4 тысячи билетов в Симферополь[7], уже 10 июня туда был совершен первый коммерческий рейс из аэропорта Шереметьево[4]. С 1 августа также начали выполняться рейсы и в Волгоград[8].
30 июля 2014 года Европейский Союз объявил о введении дополнительных санкций против Российской Федерации в связи с ситуацией вокруг Украины, куда попала и авиакомпания «Добролёт»[9] за обслуживание своего единственного на тот момент[10] рейса «Москва—Симферополь», которым лоукостер облегчал интеграцию Крыма, вошедшего в состав РФ[11]. Санкции предполагают запрет европейским компаниям предоставлять «Добролёту» доступ к финансовым ресурсам и заморозку активов компании в ЕС[4].
Санкции лишили «Добролёт» и возможности страховать свои риски, о чём сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники страхового рынка. Вскоре могли возникнуть проблемы с бронированием билетов, так как авиакомпания работала через американскую систему Navitaire[4].
3 августа 2014 года в 20:00 компания официально сообщила, что из-за санкций ЕС «в условиях беспрецедентного давления со стороны европейских контрагентов» перевозчик «вынужден приостановить полёты и продажу билетов». В пресс-релизе пояснялось, что ряд европейских контрагентов аннулировали действие договоров лизинга на самолёты, технического обслуживания и страхования воздушных судов, а также предоставления аэронавигационной информации. Пассажиров «Добролёта», у которых были куплены билеты на рейсы Москва—Симферополь и Москва—Волгоград до 15 сентября и 20 августа соответственно, с 4 августа перевозят «Оренбургские авиалинии»[12]. На начало августа перевез порядка 65 тыс. пассажиров[4].
Весьма странно, что ограничения не коснулись других российских авиакомпаний. Некоторые эксперты полагают, что санкции ЕС являются лишь надуманным предлогом для приостановки деятельности «Добролёта». По одной из версий, компания-лоукостер была открыта «Аэрофлотом» лишь для того, чтобы провести через Государственную думу принятие закона о невозвратных билетах и взимании с пассажиров дополнительной оплаты за провоз багажа. Данный закон был одобрен Госдумой и подписан президентом РФ в обмен на обещания о создании бюджетного перевозчика. После его вступления в силу с 21 июня 2014 года все российские авиакомпании могут продавать невозвратные билеты и получать дополнительные доходы от взимания оплаты за провоз багажа, а «Добролёт», выполнив свою роль, был фактически закрыт, чтобы не создавать конкуренцию «Аэрофлоту» и другим перевозчикам[13].
20 августа газета "Коммерсантъ" сообщила, что совет директоров "Добролета" рассматривает варианты возобновления работы. В качестве вариантов продолжения деятельности предлагались перерегистрация "Добролета" на новое юрлицо, создание новой дочерней компании "Аэрофлота" или введение в парк "Добролета" дополнительных самолетов SSJ-100. Но выбрать один из вариантов совет директоров не смог, при этом по данным издания решение необходимо согласовать "на высшем уровне[14]".
30 июня 2014 года открыта продажа билетов из Москвы в Волгоград и Пермь, а затем в Самару и Уфу. Полёты должны были начаться в августе 2014 года, минимальная цена билета составила 999 рублей. После остановки полётов и продаж билетов компания заявила, что пассажиры смогут получить полное возмещение стоимости билетов (вынужденный возврат).
Планировалось выполнение рейсов по маршрутам[15]:
Цена среднего тарифа «Добролёта» на 15-20 % ниже стоимости тарифов в экономическом классе ОАО «Аэрофлот»[17].
Планировалось, что в год запуска компания будет эксплуатировать восемь самолётов Boeing 737NG. Стратегия развития компании предусматривала увеличение флота до 40 воздушных судов к 2018 г. (каждый год компания будет вводить по 8 самолётов Boeing-737-800NG). Самолёты получались напрямую с завода Boeing в моноклассной компоновке на 189 пассажиров. Однако 3 августа 2014 г. европейские и американские контрагенты компании — лизингодатели, страховщики и компании предоставляющие техобслуживание заявили об аннулировании договоров, что привело к остановке деятельности компании.
Тип самолёта | Количество | Заказано | Число мест | Примечания | |
Y | Всего | ||||
Boeing 737-800 | 2[18] | 16 | 189 | 189 | Переданы авиакомпании "Победа" |
Sukhoi Superjet 100 | 1[19] | 0 | 98 | 98 | |
Всего | 3 | 16 |
При этом, включённый в сертификат эксплуатанта авиакомпании самолёт Sukhoi Superjet 100 за время её работы так и не совершил ни одного полёта.
6 августа глава компании Андрей Калмыков сообщил о подписании прямого соглашения с «Боингом» на поставку 16 самолётов «Боинг-737-800[20]».
«Добролёт» — классический лоукост-перевозчик. Все дополнительные услуги можно было приобрести только за дополнительную плату. На сайте авиакомпании было возможно:
Преемник под брендом "Победа" был основан 16 сентября 2014 года. 11 ноября 2014 началась продажа авиабилетов по шести направлениям: Волгоград, Сочи, Самара, Екатеринбург, Пермь, Тюмень и Белгород. Минимальный тариф в одну сторону составил 999 рублей без учета такс и сборов. Базовый аэропорт - "Внуково".
Добролёт (авиакомпания).