Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Дитя большого города (фильм)

Перейти к: навигация, поиск
Дитя большого города
Жанр

драма
мелодрама

Режиссёр

Евгений Бауэр

Продюсер

Александр Ханжонков

Автор
сценария

Александр Вознесенский

В главных
ролях

Елена Смирнова
Михаил Саларов

Оператор

Борис Завелев

Кинокомпания

Акц. о-во A. Ханжонков

Страна

Россия

Язык

нет (немой фильм)[d]

Год

1914

IMDb

ID 0003839

Дитя большого города (1914)

«Дитя большого города» (1914) — художественный немой фильм режиссёра Евгения Бауэра. Фильм вышел на экраны 5 марта 1914 года [1]. Другое название фильма — «Девушка с улицы» [1][2].

Сюжет

Фильм показывает, как «дочь бедной прачки Маня, став кокоткой Мэри, доводит до самоубийства простодушного и искренно влюблённого в неё молодого богача» [3]. Мэри пользуется деньгами своего поклонника. Но когда у него кончаются деньги, бросает его и оскорбляет.

В ролях

Актёр Роль
Елена Смирнова Манечка-Мэри Манечка-Мэри
Нина Козлянинова Манечка в детстве Манечка в детстве
Михаил Саларов Виктор Кравцов Виктор Кравцов
Леонид Иост лакей лакей
Лидия Триденская прачка прачка
Эмма Бауэр танцовщица танцовщица
Арсений Бибиков Крамской, товарищ Виктора Крамской, товарищ Виктора

О фильме

Киновед Оксана Булгакова в своей книге «Фабрика жестов» указала, что «Дитя большого города» повторяет сюжетную схему другого фильма Евгения Бауэра «Немые свидетели»: девушка из низкого социального слоя становится любовницей аристократа [4]. Но в «Немых свидетелях» ни положение, ни жестовый язык горничной не меняется. В фильме «Дитя большого города» «модистка, становясь кокоткой, перенимает осанку и телесный язык, атрибутированные в «Немых свидетелях» аристократке», «актриса играет два тела» [4]. Автор книги также приводит один из «магических жестов руки» из фильма в качестве иллюстрации средств выразительности в немом кино [5].

Юрий Цивьян отметил наезд камеры в сцене, когда камера устремляется через весь ресторан в сторону «индийской танцовщицы» [6]. В другой работе анализируется этот новый для того времени художественный приём из фильма:

... с помощью этого решения акцентируется глубина пространства и обеспечивается стереоскопия видения. Однако оно также выдвигает на первый план возрастающий для героини соблазн богатства и социального положения (о чем свидетельствует то, как она поднимается по впечатляюще большой лестнице ресторана). Необычно высокое положение камеры, пока она следует за объектом, передает что-то вроде упоительного восторга, который испытывает героиня, молодая девушка, вырванная из беспросветности рабочего класса, впервые наслаждающаяся здесь достатком. Квазисубъективный эффект этого плана усложняется тем, что к концу фильма антипатия Бауэра к этой женщине становится явной (после того, как героиня приняла циничные законы своего нового окружения и бесцеремонно бросила своего мужа, он совершает самоубийство на ступеньках перед её квартирой сразу после этого). Благодаря камере зрительское сочувствие героине при помощи камеры же сменяется отчуждённостью, и зрителя заставляют смотреть эту сцену еще раз, разгадывая её двусмысленный характер [7].

Историк кино Вениамин Вишневский выделял эту картину как «интереснейший фильм Е. Ф. Бауэра, реалистически трактующий героев и среду»[1].

Критик Майя Туровская относила фильм «Дитя большого города» к лучшим образцам русского экранного искусства [8]. По её мнению, в фильме показан тип женского демонизма («она убивает, не прикоснувшись к оружию»), который «очень редок, можно сказать, уникален в русском кино» [8].

Киновед Ирина Гращенкова отметила:

В фильме Е. Бауэра «Дитя большого города» («Девушка с улицы») дан иной женский тип — жестокая, хищная, жрица любви, приносящая других в жертву. Елена Смирнова ... не пожалела для неё обличительных красок, и такая трактовка была ближе к сути самого явления, хотя и дальше от русской традиции его показа [9].

Примечания

  1. 1 2 3 Вишневский В.Е. Художественные фильмы дореволюционной России. — М.: Госкиноиздат, 1945. — C. 38.
  2. Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908—1919).— М.: Новое литературное обозрение, 2002. — C. 543.
  3. Гращенкова И.Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и Кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. — М., 2005. — С. 254.
  4. 1 2 Булгакова О.Л. Фабрика жестов. — М.: Новое литературное обозрение, 2005. — C. 71.
  5. Булгакова, 2005, с. 73.
  6. Цивьян Ю. Историческая рецепция кино: кино в России, 1895—1930. — Рига, 1991. — С. 265
  7. Кавендиш Ф. Рука, вращающая ручку. Кинооператоры и поэтика камеры в дореволюционном русском кино // Киноведческие записки. — 2004. — № 69. — С. 218.
  8. 1 2 Туровская М. Женщина-убийца в русском и советском немом кино // Искусство кино. — 1997. — №5. — С. 108—113.
  9. Гращенкова, 2005, с. 218.

Литература

  • Вишневский В.Е. Художественные фильмы дореволюционной России. — М.: Госкиноиздат, 1945. — С. 38. — 194 с.
  • Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908—1919) / Сост.: В. Иванова, В. Мыльникова, С. Сковородникова, Ю. Цивьян, Р. Янгиров. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — С. 211—212. — 568 с.
  • Булгакова О.Л. Фабрика жестов. — М.: Новое литературное обозрение, 2005. — С. 71—73. — 302 с.
  • Гращенкова И.Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и Кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. — М., 2005. — С. 89, 254. — 432 с.
  • Кавендиш Ф. Рука, вращающая ручку. Кинооператоры и поэтика камеры в дореволюционном русском кино (рус.) // Киноведческие записки. — 2004. — № 69. — С. 204—245.
  • Туровская М. Женщина-убийца в русском и советском немом кино (рус.) // Искусство кино. — 1997. — № 5. — С. 108—113.

Ссылки

  • «Дитя большого города» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»


Дитя большого города (фильм).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24