Дитя большого города | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Елена Смирнова |
Оператор | |
Кинокомпания | |
Страна | |
Язык |
нет (немой фильм)[d] |
Год | |
IMDb |
ID 0003839 |
«Дитя большого города» (1914) — художественный немой фильм режиссёра Евгения Бауэра. Фильм вышел на экраны 5 марта 1914 года [1]. Другое название фильма — «Девушка с улицы» [1][2].
Фильм показывает, как «дочь бедной прачки Маня, став кокоткой Мэри, доводит до самоубийства простодушного и искренно влюблённого в неё молодого богача» [3]. Мэри пользуется деньгами своего поклонника. Но когда у него кончаются деньги, бросает его и оскорбляет.
Актёр | Роль |
---|---|
Елена Смирнова | Манечка-Мэри |
Нина Козлянинова | Манечка в детстве |
Михаил Саларов | Виктор Кравцов |
Леонид Иост | лакей |
Лидия Триденская | прачка |
Эмма Бауэр | танцовщица |
Арсений Бибиков | Крамской, товарищ Виктора |
Киновед Оксана Булгакова в своей книге «Фабрика жестов» указала, что «Дитя большого города» повторяет сюжетную схему другого фильма Евгения Бауэра «Немые свидетели»: девушка из низкого социального слоя становится любовницей аристократа [4]. Но в «Немых свидетелях» ни положение, ни жестовый язык горничной не меняется. В фильме «Дитя большого города» «модистка, становясь кокоткой, перенимает осанку и телесный язык, атрибутированные в «Немых свидетелях» аристократке», «актриса играет два тела» [4]. Автор книги также приводит один из «магических жестов руки» из фильма в качестве иллюстрации средств выразительности в немом кино [5].
Юрий Цивьян отметил наезд камеры в сцене, когда камера устремляется через весь ресторан в сторону «индийской танцовщицы» [6]. В другой работе анализируется этот новый для того времени художественный приём из фильма:
... с помощью этого решения акцентируется глубина пространства и обеспечивается стереоскопия видения. Однако оно также выдвигает на первый план возрастающий для героини соблазн богатства и социального положения (о чем свидетельствует то, как она поднимается по впечатляюще большой лестнице ресторана). Необычно высокое положение камеры, пока она следует за объектом, передает что-то вроде упоительного восторга, который испытывает героиня, молодая девушка, вырванная из беспросветности рабочего класса, впервые наслаждающаяся здесь достатком. Квазисубъективный эффект этого плана усложняется тем, что к концу фильма антипатия Бауэра к этой женщине становится явной (после того, как героиня приняла циничные законы своего нового окружения и бесцеремонно бросила своего мужа, он совершает самоубийство на ступеньках перед её квартирой сразу после этого). Благодаря камере зрительское сочувствие героине при помощи камеры же сменяется отчуждённостью, и зрителя заставляют смотреть эту сцену еще раз, разгадывая её двусмысленный характер [7].
Историк кино Вениамин Вишневский выделял эту картину как «интереснейший фильм Е. Ф. Бауэра, реалистически трактующий героев и среду»[1].
Критик Майя Туровская относила фильм «Дитя большого города» к лучшим образцам русского экранного искусства [8]. По её мнению, в фильме показан тип женского демонизма («она убивает, не прикоснувшись к оружию»), который «очень редок, можно сказать, уникален в русском кино» [8].
Киновед Ирина Гращенкова отметила:
В фильме Е. Бауэра «Дитя большого города» («Девушка с улицы») дан иной женский тип — жестокая, хищная, жрица любви, приносящая других в жертву. Елена Смирнова ... не пожалела для неё обличительных красок, и такая трактовка была ближе к сути самого явления, хотя и дальше от русской традиции его показа [9].
Это заготовка статьи о российском кинофильме. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Дитя большого города (фильм).