Город
Джульфа
Culfa
|
Джульфа́ (азерб. Culfa, арм. Ջուղա, перс. جلفا) — город в Азербайджане, в Нахичеванской Автономной Республике, административный центр Джульфинского района[1]. В прошлом армянский поселок, крупный торговый центр[2][3].
Железнодорожный узел Джульфа (линия Аляты — Гюмри, ветвь на Тебриз) Азербайджанской железной дороги. Расположен на реке Аракс.[1]
Содержание |
Джуга (старое название Джульфы) был основан, по преданию легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном[4]. Впервые упоминается у армянского историка V в. Мовсеса Хоренаци под именем, передаваемым в русской транскрипции как «Джула». Согласно Мовсесу, Тигран Ервандян поселил в ней пленных мидийцев:
(Отводит им) также три авана (волости) — Храм, Джулу и Хошакуник — по другую сторону реки (Аракса), всю равнину от Ажданакана до той же крепости Нахчавана.[5]. |
Между X и XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли (прежде всего шелком), сохранявшим свое преимущественно армянское население[6][1]. Джуга приобрела такую известность, что по его имени стали назвать весь уезд, ранее носивший название Ернджак[7] (входил в наханг Сюник Великой Армении[8]). Так, известен указ сюникского царя Васака (1019 г.), по которому уезд Джуга возвращался Сюникской епископской епархии. В 1325г. Джуга как очаг армянской письменности упоминается в памятной записи "Обедни" писца Хачатура: "... завершено святое писание в Джуге... ". В 1407г. Джуга упоминается в связи с эпидемией, в 1456г. переписчик и иллюстратор Мариам создает в Джуге рукопись под названием "Книга проповедей Григора Татеваци". В другой рукописи 1487г. упоминается Минас из Джуги ("Он привел в порядок мое писание..."). Около 1400 г. Джуга упоминается как сельское поселение в связи с пленением в Арке возвращающегося из Иерусалима на родину дьякона Карапета Джугаеци. Вслед затем начался стремительный взлет Джуги. В декабре 1581г. город посетил английский купец Джон Ньюбери, оставивший его описание. В его время город имел 3 тысячи домов, 7 церквей, два моста: один деревянный, другой каменный, но разрушенный[7]. Город состоял из 10 кварталов, насчитывая 15-20 тысяч жителей. Из церквей и монастырей Джуги в источниках упоминаются пустынь Св. Ованнеса, церковь Катан, церкви Св. Богородицы и Св. Всеспасителя, Св. Геворга и др[9][7][6][10].
Побывавший в 1602 году в этих местах с австрийским посольством Георг Тектандер говоря о населении города отмечал
Прибывши в Армению..В городе Джульфа (Sulpha), сильной крепости, населенной исключительно одними христианами, Армянами, Шаха приняли необыкновенно великолепным образом[11] |
В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями, шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье применил в Армении тактику выжженной земли, в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское[12][13]. Армянский историк Аракел Даврижеци подробно описывает последние дни Джуги. В 1603 г. шах, шедший с войском на Нахичеван, был торжественно встречен жителями Джуги во главе с городским головой ходжей Хачиком.
Знать – как старые, так и молодые, разряженные и вооруженные, облаченные в чудесные златотканые одежды, – шествовала навстречу [шаху]. И юные отроки подносили сладкое, благородное вино в золотых чашах. Священники с зажженными свечами, ладаном и фимиамом и светские певчие, шествуя впереди, пели благозвучными голосами. Путь царя был украшен: от берега реки до дворца ходжи Хачика дорога была устлана коврами, драгоценной, прекрасной парчой, по которым царь прошествовал и вступил в дом ходжи Хачика. А дома ходжа Хачик, вручив сыну своему золотое блюдо, полное золотых [монет], преподнес [его] царю. Все вельможи джугинские тоже преподнесли дары, подобающие царю. Шах оставался там три дня, и джугинцы потчевали его прекрасными, изысканными яствами и благоуханным вином |
. По мнению летописца, при виде такого богатства джугицев шах почувствовал зависть и стал замышлять погибель города. Спустя некоторое время, он призвал своего полководца Тахмасп-Кули-бека и отдал ему приказ «отправиться в Джугу, выселить оттуда все [население] и не оставить в ней ни единого жителя». Последний, явившись в Джугу, «призвал к себе вельмож и в большой ярости грозился предать их жестокой и мучительной смерти, если они тотчас же, немедля, не выполнят повеления царя». После этого он велел трубачу-глашатаю провозгласить: «Приказ великого царя шаха Аббаса вам, всем жителям Джуги, подняться с мест жительства своего и двинуться в страну персов. И если вы выступите в течение трех дней – будет вам снисхождение, а того, кто будет обнаружен здесь через три дня, убьют, семью же и имущество захватят в плен, [в случае] же если кто убежит или спрячется, имущество [убежавшего] перейдет к тому, кто указал, а голова – к царю». Джугинцы не успели собрать свое имущество и приготовиться к отъезду, тем более, что наполнявшие город войска и мусульмане из окрестных селений воспользовались этим случаем для грабежа: «магометане, собравшись вместе по десять, двадцать, тридцать [человек], заходили в дома христиан, жестокими побоями заставляли их собраться и уйти, грабили пожитки и скарб, брали все, что им нравилось, а остальное разбрасывали, чтобы подобрали другие». Когда пришла пора выступать в путь,
Священники взяли ключи от церкви, называемой Верхний Катан, и, когда вышли за городские ворота Джуги, подошли и [остановились] перед церковью во имя Богородицы, выстроенной за [стенами] Джуги; глянув, увидели эту церковь. Множество христиан, которые тоже принесли ключи от домов своих, подойдя, примкнули к священникам, и все вместе подняли горестный крик, и с сердцем, разрывающимся на части, и глазами, полными слез, стенали, и плакали, и громко взывали к Богородице, и говорили: «О святая Богородица, тебе вверяем мы ключи от святой церкви и домов наших; верни, нас из чужбины, куда угоняют нас». И, молвив это, бросили ключи в реку. Так плакали они и причитали много часов подряд, а потом пустились снова в путь |
.
Грабеж и насилие продолжались при переправе через Аракс, где персидские всадники безнаказанно похищали приглянувшиеся им вещи джугинцев, а также девушек и юношей. Множество жителей утонуло при переправе, так что «на обоих берегах реки валялись тела и трупы утонувших людей». В это же время по личному приказу шаха солдаты подожгли оставленный город, который сгорел дотла[14].
Население было насильственно переселено в Исфахан[15], где образовало армянский пригород, существующий до сих пор - Новая Джульфа[6][10].
После выселения армян, Джульфа деградировала; в 1812 году там насчитывалось 45 семей, все армянские (т.е. около 250 человек); к 1819 г. число жителей вообще сократилось до 7 семей[7]. В начале XIX в. поселение было перенесено с древних развалин на новое место, в 3 км. к востоку от исторического армянского города. Русский путешественник начала 20 века Гурьев во время путешествия в Тавриз упоминает и Джульфу
я поехал в находящуюся в нескольких верстах в сторону нашей Закавказской железной дороги армянскую Джульфу, чтобы посмотреть ее, а также древнее армянское кладбище и остатки моста, построенного, по преданию, Александром Македонским при переходе реки Аракс.[16] |
По Туркманчайскому мирному договору 1828 года, проведшему по Араксу русско-персидскую границу, южная часть Джульфы осталась за Персией, северная же стала отошла к России. Она была в составе Армянской области, затем (c 1847 г.) Эриваньской губернии.
При русском владычестве Джульфа превратилась в пограничный таможенный пункт, а ее население стало увеличиваться, особенно с постройкой железной дороги (1908). В 1891 г. годы там было 649 жителей, к 1897 г. 751 (все армяне)[17], к 1906 г. 1080, в 1914 г. уже 2710[7].
После 1917 года Джульфа, как и весь район Нахичевани-Зангезура, являлась предметом спора между Арменией и Азербайджаном. По Карсскому договору 1921 г. она вошла в состав Нахичеванской автономной области в составе Азербайджанской Советской Республики. В советские времена это был город с почти исключительно азербайджанским населением; в 1987 г. там проживала единственная армянка[7]. В 1948 г. получила статус города, в 1970 г. имела 5 тысяч населения, в 1991 г. — 8,3 тыс.
По описанию Эницклопедии Брокгауза и Ефрона, «ныне от старой Д<жульфы> остались развалины домов и церквей, огромное кладбище с бесчисленными надгробными памятниками, покрытыми барельефами и арабесками, и остатки устоев двух-трех мостов через Аракс»[18].
К концу ХХ века среди развалин Старой Джульфы еще сохранялись в разрушенном состоянии:
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Фильм фонда Research on Armenian Architecture об истории города Джуга |
Среди джульфинских памятников было кладбище хачкаров, расположенное на трех холмах[19][20][21][22].
Александр Родес, описывая посещение Джульфы в 1648 г., говорит о 10 тыс. полностью сохранившихся хачкарах. В начале XX века на кладбище оставалось еще 6 тыс. хачкаров, вертикальных надгробий, три церкви и часовня.
В 1812 г. английский дипломат Уильям Сузли, посетив Джугу, отмечает:
Я исследовал развалины Джульфы, все население которой составляют 45 армянских семей, судя по всему из самых низших слоев. Меж тем о былой численности населения свидетельствует обширное кладбище, расположенное на откосе, спускающемся до самой реки, с многочисленными надгробиями, стоящими плотно в ряд, словно солдатские роты. Это память многих поколений, итог многих веков...[18] |
.
Кладбище Джуги исследовали в 1912 г. Ашхарбек Калантар и Арт. Григорян, в сентябре 1915 года его изучил и сфотографировал известный фотограф Арташес Вруйр при помощи студента Григора Агамаляна. Агамалян насчитал тогда 2100 хачкаров. В 1971-73 гг. кладбище изучал историк Аргам Айвазян, насчитавший 2707 хачкаров[18].
Аргам Айвазян разделил хачкары на группы по периодам: ранний период IX—XV вв., переходный период XV—XVI вв. и последняя, «самая яркая» группа — с середины XVI в. до 1604 г., отличающаяся особым мастерством резчиков[9]
Согласно ИКОМОСу в 1998 году азербайджанским правительством было удалено 800 хачкаров но разрушение было приостановлено из-за протестов ЮНЕСКО; в 2002 г. разрушение кладбища возобновилось и к 2006 году от кладбища не осталось следа[23]. Анализ спутниковых снимков подтверждает разрушение хачкаров и выравнивание ландшафта[24] . Весной 2006 года азербайджанский журналист из Института войны и мира Идрак Аббасов попытался исследовать это кладбище, однако местные власти запретили ему посетить этот объект. Тем не менее он сумел хорошо рассмотреть территорию кладбища и подтвердил, что оно полностью исчезло.[25]. 30 мая 2006 года Азербайджан запретил комиссии Европейского парламента осмотреть бывшее кладбище[23].
От нескольких тысяч хачкаров остались только те, которые были вывезены из Джульфы: 10 хачкаров XVI—XVIII, вывезенных в Кавказский музей в Тбилиси, по инициативе его основателя Густава Радде (1867 г.) и несколько хачкаров, перевезенных в советское время в Эчмиадзин[18].
Julfa i. Safavid Period — статья из Encyclopædia Iranica. Vazken S. Ghougassian
Это заготовка статьи об Азербайджане. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
|
||
---|---|---|
Столица: Баку Агдам1 | Агдаш | Агдере | Агджабеди | Аджигабул | Акстафа | Аскеран1 | Астара | Ахсу | Бабек | Барда | Бейлаган | Белоканы | Билясувар | Габала | Геокчай | Геранбой | Гёйгёль | Гёйтепе | Гобустан | Горадиз | Гянджа | Далимамедли | Дашкесан | Джалилабад | Джебраил1 | Джульфа | Евлах | Закаталы | Зангелан1 | Зардоб | Имишли | Исмаиллы | Казах | Кахи | Кедабек | Кельбаджар1 | Куба | Кубатлы1 | Кусары | Кюрдамир | Лачин1 | Ленкорань | Лерик | Лиман | Мараза | Масаллы | Мингечаур | Нафталан | Нахичевань | Нефтечала | Огуз | Ордубад | Саатлы | Сабирабад | Сальяны | Самух | Сиазань | Сумгаит | Тауз | Тертер | Уджары | Физули1 | Ханкенди1 | Хачмас | Ходжавенд1 | Ходжалы1 | Худат | Хызы | Хырдалан | Шабран | Шамкир | Шарур | Шахбуз | Шеки | Шемаха | Ширван | Шуша1 | Ярдымлы |
||
1населённый пункт контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой. |
Населённые пункты на Араксе | |
---|---|
Азербайджан | Нахичевань • Джульфа • Ордубад • Горадиз • Имишли • Сабирабад |
Армения | Агарак • Мегри |
Иран | Джульфа • Сияхруд • Парсабад |
Турция | Пасинлер • Хорасан |
Джуга александр, джуга александр михайлович, джуга куми куми фото.
Caroline Records, Категория:Статьи проекта Регби II уровня средней важности, Файл:Main PCB front.jpg.