Джон Казале | |
John Cazale | |
Джон Казале в роли Сэла (кадр из фильма «Собачий полдень», 1975) |
|
Имя при рождении: |
Джон Холланд Казале (англ. John Holland Cazale) |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: |
1962, 1972—1978 |
IMDb: |
ID 0001030 |
JohnCazale.com |
Джон Холланд Каза́ле (англ. John Holland Cazale[К 1]; 12 августа 1935, Бостон, США — 12 марта 1978, Нью-Йорк, США) — американский актёр театра и кино[1]. Он начал свою кинокарьеру в 1962 году, снявшись в короткометражном фильме «Американский путь»[1]. В 1972 году сыграл среднего сына семьи Корлеоне (Фредо Корлеоне) в фильме «Крёстный отец» (поставлен по одноимённому роману Марио Пьюзо); эта роль принесла ему всемирную славу, за ней последовало ещё несколько успешных ролей, в том числе и Сэл в драме «Собачий полдень», за исполнение роли которого актёр был номинирован на премию «Золотой глобус»[2].
Казале продолжал сниматься, будучи смертельно больным (у него прогрессировал рак лёгкого[К 2][3][4]). Последней его работой в кино стала роль в фильме «Охотник на оленей», в котором он снимался вместе со своей невестой Мерил Стрип[1][5].
Содержание |
Американец итальянского происхождения, Джон Казале родился в Бостоне, в штате Масачусетс. Он был средним ребёнком в семье, его мать была домохозяйкой, а отец — оптовым торговцем углём. Его отец редко был дома, находясь в разъездах по Новой Англии. Джон изучал драму в Оберлинском колледже и в Бостонском университете, выпускником которого он стал впоследствии. После выпуска он переехал в Нью-Йорк и работал курьером в «Стандарт Ойл», где встретил Аль Пачино. Позже Пачино вспоминал: «Когда я увидел Джона, то сразу счёл его интересным,… все всегда тусовались рядом с ним: он всегда умел подходяще выразить себя» (англ. When I first saw John, I instantly thought he was so interesting,...Everybody was always around him because he had a very congenial way of expressing himself)[6]. В то время, когда они проживали совместно в коммунальном доме в Провилстауне, штате Массачусетс, Казале и Пачино играли в пьесе Израиля Горовица «Индеец направляется в Бронкс», за которую они оба получили премию «Obie Awards»[7][8]. Между репетициями молодой актёр подрабатывал курьером, фотографом и водителем такси. Тогда же он сыграл единственную в своей карьере роль в телевизионном сериале «N.Y.P.D.» (эпизод «The Peep Freak»), где сыграл персонажа по имени Том Эндрюс (англ. Tom Andrews). Позже Казале выиграл ещё одну премию «Obie» за главную роль в постановке Хоровитца «Линии»[7][8], где он был замечен Фредом Русом, ассистентом по отбору актёров на роли к фильму «Крёстный отец»[9]. Позже Рус предложил кандидатуру Казале режиссёру фильма — Фрэнсису Форду Копполе. До этого Джон снялся только в 1962 году, в короткометражном фильме под названием «Американский путь» (англ. The American Way), срежиссированном Марвином Старкманом[10].
Джон Казале успешно прошёл пробы и в 1972 году дебютировал на большом экране в роли Фредо Корлеоне в фильме «Крёстный отец», сыграв со своим старым другом Аль Пачино, которому он помог пройти кастинг[5]. Несмотря на сложность работы и проблемы, возникавшие во время съёмок[11], фильм побил рекорды сборов, сделав Пачино, Казале и ещё нескольких доселе неизвестных актёров и партнёров по фильму знаменитыми. Его персонаж в первой части Фредо — средний сын дона Вито и Кармеллы Корлеоне — был из всех братьев самой слабой в характерном плане фигурой. Казале справился с ролью, создав на экране образ «беспомощного неудачника»[12]. Впоследствии фильм был признан значительным не только в США, но и во всём мире. Режиссура Копполы, в сочетании с игрой выдающихся актёров и прекрасным сценарием, обеспечила фильму успех и среди кинокритиков, и среди простых зрителей[13].
В 1974 году Джон вновь сыграл в фильме Копполы, «Разговор», где сыграл роль Стэна — помощника и друга главного героя Гарри Коула, чью роль исполнил Джин Хэкмен[К 3][14]. Коппола написал сценарий фильма ещё в 1966 году, но лишь коммерческий успех «Крёстного отца» позволил ему приступить к съёмкам своего «фильма мечты». Однако после работы с Казале в «Крёстном отце» Коппола решил написать роль Стэна в своём следующем фильме специально для него.
После съёмок «Разговора» Коппола приступил к съёмкам сиквела «Крёстного отца»[К 4], где роль Фредо вновь должен был сыграть Джон. Ричард Шепард позже говорил об этой роли: «Все знали Джона как Фредо, но никто не знал его имя» (англ. Everybody knows John as Fredo, but nobody knows his name)[15]. Несмотря на равный успех у критиков «Разговора» и «Крёстного отца 2», вышедших в один год, премию «Оскар» за лучший фильм выиграл «Крёстный отец 2», а «Разговор» получил два приза Каннского кинофестиваля («Золотая пальмовая ветвь» и специальное упоминание экуменического жюри).
Казале вновь сыграл вместе с Пачино в фильме 1975 года «Собачий полдень». Сценарист Фрэнк Пирсен говорил: «В фильме снималось множество актёров, с которыми Аль Пачино работал в Нью-Йорке, включая и Джона Казале, его близкого друга и напарника по „Крёстному отцу“» (англ. the film had been cast with many of the actors that Al Pacino had worked with in New York, including John Cazale, who was a close friend and collaborator in The Godfather)[16]. За роль Сэла Джон был номинирован на премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана. Сидни Люмет, вспоминая съёмки фильма, так прокомментировал роль Казале в фильме:
|
Аль Пачино позже комментировал их сотрудничество и съёмки фильма: «С Джоном отлично работается, так как он способен вовлекаться во всё действо, в персонажей. Он задавал так много вопросов — он был просто неподражаемым. Было трудно назначить Джонни на роль в фильме, но как только Сидни увидел его совместную работу со мной, на пробах, всё получилось превосходно» (англ. It's great working with John because he has a way of getting involved — in the whole thing, in the characters. He asks so many questions - he was just brilliant. It was tough to sell Johnny, but once Sidney got to see him read, and work with me, it turned out great)[18].
Казале также продолжил работать на сцене, играя с Робертом Де Ниро и своей невестой Мерил Стрип, которую он встретил, когда они оба работали в The Public Theater над постановкой пьесы Уильяма Шекспира «Мера за меру» в 1976 году[5], где он играл Анджело. Характерен отзыв Мэла Гуссоу в «The New York Times»: «Мистер Казале, часто игравший странноватых, хотя и слабых неудачников, как в „Крёстном отце“, здесь воплощает характер куда более жёсткий — спокойного, но властного Анджело» (англ. Mr Cazale, often cast as a quirky, weak outsider, as in The Godfather, here demonstrates sterner mettle as a quietly imperious Angelo)[9].
Отношения Мерил Стрип с Джоном не ограничивались только сотрудничеством на сцене и быстро переросли в любовь. Казале помогал Мерил и в её карьере: в 1977 году он помог получить ей роль в фильме «Джулия», а затем он помог ей пройти кастинг в фильме Майкла Чимино «Охотник на оленей». Примерно в это время Джону поставили диагноз — последняя стадия рака. Несмотря на заболевание, Майкл Чимино взял Джона на роль второго плана в «Охотнике на оленей», а Джон, в свою очередь, согласился при условии, что все сцены с ним будут сняты не откладывая, пока болезнь не сильно прогрессировала[5].
В своём последнем фильме Казале выглядит гораздо старше своего возраста[19]. Студия во время съёмок просила Чимино заменить актёра, но решающие слово осталось за исполнителем главной роли — Робертом Де Ниро[К 5][20]. Майкл Чимино «перестроил расписание съёмок, — писал Энди Дуган, — с согласия Казале и Стрип, так, чтобы вначале снять все сцены с Казале» (англ. rearranged the shooting schedule, with Cazale and Streep's consent, so that he could film all his scenes first). По завершении съёмок сцен со своим участием Джон Казале, попрощавшись с коллегами, уехал в Нью-Йорк[5]. Там к нему присоединилась Мерил Стрип, с которой он провел свои последние дни. Он умер в возрасте 42 лет, 12 марта 1978 — задолго до премьеры «Охотника на оленей», который вышел на экраны Америки 8 декабря того же года. Он был похоронен на кладбище Холи-Кросс (англ. Holy Cross Cemetery), в Малдене, штате Массачусетс[21].
Казале обладает одной из наиболее впечатляющих фильмографий среди всех американских актёровIMDb 1968 годаIMDb)IMDb), вышедшем на экраны в 1990 году, также использовались архивные записи с участием Казале[22], однако имя актёра в титрах фильма не указывалось.
В 2009 году режиссёр IMDb), премьера которого состоялась на кинофестивале Сандэнс[23].Названием фильма послужила знаменитая фраза Майкла Корлеоне (Пачино), сказанная своему брату Фредо (Казале) из второй части «Крёстного отца» — «Я знал, что это был ты». В фильме присутствовало множество архивных записей Джона Казале, включая домашнее видео[22].
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1962 | ф | Американский путь | The American WayIMDb | Битник |
1972 | ф | Крёстный отец | The GodfatherIMDb | Фредерико «Фредо» Корлеоне |
1974 | ф | Разговор | The ConversationIMDb | Стэн |
1974 | ф | Крёстный отец 2 | The Godfather. Part IIIMDb | Фредерико «Фредо» Корлеоне |
1975 | ф | Собачий полдень | Dog Day AfternoonIMDb | Сальваторе Натурил (Сэл) |
1978 | ф | Охотник на оленей | The Deer HunterIMDb | Стэнли (Стош) |
Джон Казале — драматический актёр, который на протяжении своей карьеры играл второстепенные роли[21]. В основном благодаря его внешнему виду образы Казале можно назвать «меланхолическими». В результате персонажи, созданные Джоном, были изгоями и неудачниками[3]. В своём дебютном полнометражном фильме «Крёстный отец» Казале эмоционально расширил свою сравнительно маленькую роль Фредо Корлеоне, создав образ ранимого сына криминального босса, на фоне которого его младший брат, к досаде Фредо, приходит к управлению семейным бизнесом[21]. После успеха первой части режиссёр фильма, находясь под впечатлением от игры Казале, расширил роль Фредо в сиквеле, сделав героя Казале одним из центральных персонажей[3]. Во второй части гангстерской саги Фредо пытается выйти из тени своего брата, однако всё для Фредо кончается плачевно. В следующем фильме («Разговор») Джон сыграл слабохарактерного ассистента персонажа Джина Хэкмена. В «Собачьем полдне» Казале, вновь сыграв с Аль Пачино, создал образ одного из грабителей банка. Джон, создав образ неудачника по жизни и чудака, наделил своего персонажа человечностью, но придав ему жестокость и злость[21]. В своем последнем фильме, больной раком, Казале выглядел старше своих лет[24]. Но несмотря на это Майкл Чимино во время съёмок открыто заявил, что он никого не видит в роли Стэна, кроме Казале[25]. После премьеры «The New York Times» описала его персонажа как «в какой-то мере невротика, который может в любой момент сорваться»[21].
Газета The Boston Globe на свой вопрос «Почему Казале так влиятелен?» ответила, что это зависит «в какой-то мере, именно в силу его приверженности к актёрскому ремеслу». Хотя Казале никогда не выдвигался на премию «Оскар», Брюс Фреттс писал, что он «был ходячим воплощением афоризма „актёрская игра“ — это реакция, обеспечивающая идеальный противовес повторяющимся амплуа с более эмоционально-разнообразными Аль Пачино и Робертом Де Ниро».
Близкие описывали Джона как «застенчивого» и «очень эмоционального» человека. Несмотря на роли безрассудных и жестоких персонажей, которых Джон Казале сыграл в нескольких фильмах, он был во всех отношениях чрезвычайно добрым и мягким человеком и быстро становился близким другом большинства актёров, с которыми он работал[3]. Он считал, что дружба — «это одна из вечных ценностей, на которых стоит мир», и поэтому он всегда пытался помочь своим друзьям по сцене получить роли в кино[3][5][К 8]. Своим самым близким другом Казале считал Аль Пачино, с которым Джон познакомился будучи ещё подростком и с которым он продолжал работать впоследствии. А сам Пачино не раз говорил: «Всё, что я хотел, так это работать с Джоном до конца моей жизни. Он был моим партнёром по сцене»[6].
Мерил Стрип он казался зацикленным на одном — на своей профессии; такой подход вынуждал поднимать собственную планку и тех, с кем он работал[26]. Интересно, что Джон очень много курил, и, возможно, именно это оказало роковую роль на развитие у него рака лёгкого[27].
Мерил Стрип была помолвлена с Джоном Казале, которого она описывала как «чувствительного» (англ. sensualist[К 9]), который проводил часы, делая вещи, которые ему нравились. А Казале, в свою очередь, после знакомства с Мерил, безумно влюбился в неё и рассказывал все дни напролёт своему другу Аль Пачино о своей «красивой девушке» (англ. beautiful girl)[25]. Несмотря на разницу в возрасте (Джону Казале на момент знакомства было 40 лет; а Мерил Стрип — 27), они оказались очень близки по характеру, отношению к людям и быстро нашли общий язык. Их первое сотрудничество в работе над спектаклем «Мера за меру» в 1976 году свело их вместе и быстро переросло в роман[5]. Будучи ещё неизвестной театральной актрисой, Мерил сложно было попасть на кастинг. Но Джон, мечтая помочь ей, помог Мерил пройти кастинг и дебютировать в кино. После неудачного прослушивания для фильма «Кинг-Конг», когда Дино де Лаурентис назвал актрису «уродливой»[28], она получила роль второго плана в фильме Фреда Циннемана «Джулия»[29]. Она переехала жить к своему жениху (Казале) в Нью-Йорк. Следующая совместная работа Мерил и Джона (в фильме «Охотник на оленей») принесла Стрип номинацию на премию «Оскар», и оказалась последней для Джона, которому перед съёмками был поставлен смертельный диагноз («рак»)[5]. Окончив съёмки сцен со своим участием, Джон вернулся в Нью-Йорк. А Мерил, по контракту, должна была уехать на съёмки мини-сериала «Холокост». После выполнения условия контракта она отправилась к умирающему Джону и осталась с ним до его смерти. Через полгода после смерти Джона Мерил встретила своего будущего мужа — скульптора Дона Гаммера[5].
Внешние изображения | |
---|---|
3D модель Фредо Корлеоне, созданная для видеоигр серии The Godfather. Модель была создана из кадров фильма «Крёстный отец» с участием Джона Казале. |
Награждён | Obie Award (1968[7][8]) |
---|---|
Obie Award |
Выдающееся исполнение — Джон Казале (за спектакль «Индеец направляется в Бронкс»)[7][8] Выдающееся исполнение — Джон Казале (за спектакль «Линии»)[7][8] |
Номинирован | Золотой глобус (1976[2]) |
---|---|
Золотой глобус |
Лучшая мужская роль второго плана — Кинофильм — Джон Казале (за фильм «Собачий полдень»)[22][2] |