Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Дагестанская драматургия

Перейти к: навигация, поиск

Дагеста́нская драматурги́я складывается из творчества драматургов разных народностей Дагестана (кумыки, аварцы, лезгины, даргинцы, лакцы, таты и др.) и тесно связана с развитием театрального искусства республики.

Первые пьесы национальных авторов ставились в любительских драматических кружках ещё в предреволюционные годы.

В 1916—1917 годах кумык З. Батырмурзаев написал пьесу «Даниял-бек», водевиль «Наперекор муллам» и др., направленные против социальной несправедливости и старинных адатов, религиозного мракобесия. Эти пьесы ставились в 1918—1920 годах в драмкружках селений Темир-Хан-Шура, Хасавюрт.

Значительный след в развитии дореволюционного любительского, а впоследствии и профессионального Лакского театра оставила драма Г. Саидова «Лудильщики» о тяжёлой жизни лакских ремесленников (первая постановка была осуществлена в 1915 году).

После установления советской власти в Дагестане возникли многочисленные самодеятельные кружки. В этих кружках ставились пьесы кумыка Т. Мурадова («Жертва шариата»); лаков М. Чаринова («Габибат и Гаджияв») и М. Пашаева («Омар и Айшат») о прошлом лакского народа, аварского поэта Г. Цадаса («Сапожник», «Сундук бедствий», «Женитьба Кодолава») и др.

В 1930-е годы после открытия Кумыкского, Аварского, Лезгинского, Лакского театров начинает развиваться современная драматургия, разрабатывающая материал народного фольклора, отображающая тяжёлую жизнь горцев до революции, создаются пьесы на историко-революционные темы, драматурги обращаются к событиям современной жизни.

Значительный вклад в развитие дагестанской драматургии внесли писатели А.-П. Салаватов, М. Хуршилов, Р. Фатуев, М. Алиев, А. Аджаматов, А. Сулейманов, театральные деятели Г. Рустамов, А. Курбанов, Ш. Абдуллаев, С. Джетере.

Основы кумыкской драматургии заложили пьесы Салаватова «Красные партизаны» (1934), героическая драма «Айгази» (1940) и пьеса-сказка «Карачач» (1946).

Историко-революционная тематика нашла отражение в творчестве аварского писателя Хуршилова: «Андалал» («Разгром Надир-шаха», 1944), «Шамиль» (1945), «Минувшие дни» (1947) (все постановки в Кумыкском театре) и авторская инсценировка романа «Сулак-свидетель», рассказывающая о формировании революционного самосознания горцев в годы революции 1905 года (1955, Лезгинский театр).

Пьеса Р. Фатуева «Горцы» (1939) о гражданской войне в Дагестане прошла не только в театрах республики, но и в других городах СССР.

Героическое прошлое лакского народа, его борьба с ханами и чужеземными захватчиками отражены в пьесах М. Алиева «Аздар» (1939) и «Парту-Патима» (1957).

Пьеса «Ансар» А. Аджаматова (1941, Кумыкский театр) посвящена событиям 1920 года, приведшим к установлению советской власти в Дагестане. На эту же тему написаны пьесы М. Алиева «Партизан Магомед» (1935), «Зулейха осталась одна» (1936), «Брат и сестра» (1934).

Драматурги Дагестанской АССР создали пьесы о героических событиях отечественной войны «Стальной капкан» А. Аджаматова (1941, Кумыкский театр), «Дорога к счастью» (1948) и «Семья Рамазановых» (1950) Алиева (Лакский театр).

Значительные изменения и подъём дагестанской драматургии наметились после XX съезда КПСС.

Современная жизнь республики отражена в пьесах драматурга и режиссёра Кумыкского театра Г. Рустамова «Друзья» (1947), «Подарок Салимат» (1948), музыкальной комедии «Под деревом» (1960), в пьесе актёра того же театра А. Курбанова «Любовь Асият» (1946) — о моральной чистоте и верности, и комедии «Свадьба Кайтмаса» (1955). Пьесы Рустамова и Курбанова, отмеченные богатством жизненных наблюдений, точностью бытовых зарисовок, доходчивостью фабулы, живым разговорным языком, обошли сцены всех театров республики и ставились за пределами Дагестана.

Лакский драматург М. Алиев написал пьесу «В родном ауле» (1960), рассказывающую о борьбе партии за укрепление колхозов после XX съезда КПСС. Лакец по происхождению, актёр Кумыкского театра Ш. Абдуллаев внёс вклад в репертуар Лакского и Кумыкского театров пьесами «Настоящая любовь» и «Широкий путь» (1954), посвящённые послевоенному колхозному строительству в Дагестане; его сатирическая комедия из дореволюционного быта «Два арбуза в одной руке», поставленная в Лакском театре (1945), пьеса «Кто виноват» о борьбе с пережитками в сознании горцев — в Кумыкском театре (1957).

В 1950-е годы круг драматургов Дагестана значительно расширяется. К драматургии обращаются писатели-кумыки А. Сулейманов («Айбике», 1956, «Коммунист», 1961), аварец М. Сулиманов, даргинец А. Абакаров («Виноватые» в Кумыкском театре, комедия «На чём держится земля», Даргинский театр, 1962). Появляются первые женщины-драматурги: З. Атаева («Потрудись и сбудется», 1959, Кумыкский театр), Ф. Алиева («У горной речки», Аварский театр). О современности рассказывают спектакли Аварского театра — комедия-водевиль К. Закарьяева и М. Даудова «По горным дорогам» (1960), «Битва жизни» М. Абдулхаликова и Н. Молчанова (1959, постановка 1962).

Поэтическая направленность драматургии Дагестана выражена в трагедии Р. Гамзатова «Горянка» о борьбе с пережитками (1960, Аварский театр).

Появляются и первые оригинальные пьесы в Лезгинском театре. В 1960 году поставлена героическая драма Т. Хурюгского и К. Меджидова «Ашуг Сайд», в 1961 году — пьеса К. Меджидова «Цветок России».

Многонациональная дагестанская драматургия представляет собой тесное содружество авторов, рассматривающих общие для всех народностей Дагестана явления жизни, — изменение жизни трудящихся республики, благотворное влияние советской социалистической идеологии и культуры на моральный облик людей. Взаимное обогащение театров Дагестана репертуаром способствует росту драматургии, росту профессионального мастерства авторов.

Литература

  • Театральная энциклопедия. В пяти томах + дополнительный том. Издательство: Советская энциклопедия, 1967. 1136 с.

Дагестанская драматургия.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24