Аполлинарий Горавский | |
Аполлинарий Гиляриевич Горавский |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Уборки, Игуменский уезд |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Жанр: | |
Учёба: | |
Стиль: | |
Работы на Викискладе |
Горавский Аполлинарий Гиляриевич (23 января 1833, Уборки Игуменского уезда Минской губернии ― 28 марта 1900, Кирилловичи, Петербургская губерния) ― русско-белорусский живописец конца XIX века.
Содержание |
Родился в обедневшей шляхетской семье. Брат художников Ипполита и Гилярия Горавских. Учился в Брест-Литовском кадетском корпусе. Ещё в детстве показал способности к рисованию. Известный архитектор Н. Бенуа, бывавший у своего дяди, начальника кадетского корпуса, обратил внимание на одарённого мальчика и содействовал впоследствии его поступлению в Петербургскую академию художеств, где Горавский учился у М. Н. Воробьёва и Ф. А. Бруни. В 1854 году он закончил Академию с золотой медалью. В 1855—1860 гг. как пенсионер стажировался в Европе у известных мастеров, в частности, у А. Ахенбаха. По возвращении в Петербург получил звание академика живописи. В 1865—1885 гг. преподавал в Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств.
В 1869 году Академия художеств посылает Горавского на Украину и в Белоруссию «для довершения своего образования и производства картин из народного быта сроком на 3 года, выделив ему на содержание по 300 рублей в год»[1].
Горавский писал в Академию из Бобруйского уезда:
«Путешествуя с ранней весны, я занимался съемкой этюдов с натуры из русской природы и изучением коров, телят, овец и типичных фигур, чтобы соединить пейзажный род с фигурами и животными. И в июле месяце, писавши с натуры весьма характерное известное „Пинские болота“, от сырой почвы, зелени и тамошнего воздуха незаметным образом получил лихорадку и ревматизм в правой ноге. Так что принужден был оставить начатую работу и, вылечившись, опять занялся новыми материалами, поэтому и отстал от задуманного мною дела, которое при здоровье постараюсь всеми силами вознаградить. И тогда буду иметь честь и удовольствие представить Вашему превосходительству и совету Академии художеств труды свои на благоусмотрение, а в настоящее время буду заниматься до тех пор, пока холод не прогонит меня»[2].
Ещё будучи слушателем Академии, Горавский на каникулах в родном селе написал пейзажную картину «Болото», вызвавшую в 1852 году похвалу академического совета и даже приобретённую царской семьёй[3].
За дипломную работу ― пейзаж «Вид в Псковской губернии» Горавскому была золотая медаль первого достоинства и звание классного художника.
Писал пейзажи и портреты. Из пейзажей примечательны: «Вид дубовой рощи на берегу реки Свислочь близ Бобруйска», «Итальянский пейзаж с горным озером», «На родине», «Вечер в Минской губернии», «Вид в окрестностях Сан-Ремо», «Река Свислочь». Из портретов ― К. Солдатенкова, М. Глинки, Н. Бенуа, Ф. Бруни, Александра II и др.
Интересовался Горавский и народными типами: «Старушка молится», «Крестьянин».
Некоторые его картины для своей галереи прибрёл П. М. Третьяков.
Более 40 картин А. Горавского находятся также в Национальном художественном музее Беларуси.
Портрет художника Фёдора Антоновича Бруни
Вечерний пейзаж
Пейзаж с рекой и дорогой, 1853, Национальный художественный музей Республики Беларусь
Козьма Солдатенков
Горавский, Аполлинарий Гиляриевич.