Митрополит Филарет | ||
|
||
---|---|---|
27 мая 1964 — 21 ноября 1985 | ||
Церковь: | Русская православная церковь за рубежом | |
Предшественник: | Анастасий (Грибановский) | |
Преемник: | Виталий (Устинов) | |
|
||
26 мая 1963 — 27 мая 1964 | ||
Предшественник: | Афанасий (Мартос) | |
Преемник: | Константин (Ессенский) | |
Имя при рождении: | Георгий Николаевич Вознесенский | |
Рождение: | 22 марта (4 апреля) 1903 Курск |
|
Смерть: | 21 ноября 1985 (82 года) Нью-Йорк |
|
Принятие монашества: | 1931 | |
Епископская хиротония: | 26 мая 1963 | |
Викискладе
|
Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский; 22 марта (4 апреля) 1903, Курск — 8 (21) ноября 1985, Нью-Йорк) — епископ Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ); с 27 мая 1964 года третий Первоиерарх Русской православной церкви за рубежом, митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский.
Родился 22 марта 1903 года в Курске. Мать его, Лидия Васильевна, скончалась, когда юноше было 18 лет, а отец Николай Фёдорович, впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, был пресвитером, затем архиепископом.
Семья Вознесенских в 1909 году переехала в Благовещенск-на-Амуре, где Георгий в 1920 году окончил восьмиклассную гимназию. Переехав с семьёй в Харбин, поступил в Русско-Китайский Политехнический институт и закончил его со званием инженера-электромеханика в 1927 году.
В 1930 году рукоположён в сан диакона. В 1931 году он окончил Пастырско-богословские курсы при Институте св. князя Владимира. В 1931 году был пострижен в монашество с именем Филарет в честь святого Филарета Милостивого. В том же году рукоположён в иеромонаха. В 1933 году возведён в сан игумена, а в 1937 году — во архимандрита.
После оккупации советскими войсками Маньчжурии престарелый митрополит Харбинский Мелетий (Заборовский) признал над собою и своим клиром власть Русской православной церкви, архимандрит Филарет, перешёл в клир Московского патриархата, однако решительно отказался принять советский паспорт и поминать за богослужением атеистическую власть[1]. Отец архимандрита Филарета в 1946 году вернулся в СССР, где вскоре скончался.
Архиерейский Синод Зарубежной Церкви долго и упорно хлопотал о том, чтобы получить для него выездную визу. Только к 1962 году Синоду удалось добиться приезда архимандрита Филарета в Гонконг, откуда он вскоре переехал в Брисбен.
29 марта 1962 года на заседани Синода РПЦЗ слушали письмо архимандрита Филарета (Вознесенского) на имя председателя Синода о его прибытии в Гонконг и раскаянии в том, что он с 1945 года состоял в ведении Московской Патриархии, а также подписанное им покаянное заявление по форме установленной Собором Епископов[2].
К тому времени в Австралии собралась значительная часть бывшей паствы архимандрита Филарета, и очень скоро по его прибытии туда, за многочисленными подписями, было подано в Синод прошение о назначении его епископом в этот город. Ходатайство это было охотно поддержано болевшим уже тогда архиепископом Саввой (Раевским).
26 мая 1963 года архимандрит Филарет был рукоположён во епископа Брисбенского, викария Сиднейской епархии. Хиротонию совершили архиепископ Савва (Раевский) и епископ Антоний (Медведев) в присутствии епископа Константинопольской православной церкви Дионисия (Псиахаса)[3].
14 (27) мая 1964 года, будучи викарием и самым младшим по хиротонии из иерархов РПЦЗ[4], был избран Собором епископов РПЦЗ и настолован в тот же день первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей.
Новоизбранный первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет должен был реагировать на такие беспрецедентные, в православном мире акты, как снятие Патриархом Константинопольским Афинагором анафемы патриарха Михаила Керуллария на Римскую Церковь. Копии скорбного послания митрополита Филарета патриарху Афинагору были посланы главам других поместных церквей. Никто из них не ответил на это письмо, однако по инициативе Афинского архиепископа Хризостома послание получило широкое распространение в среде Элладской Церкви[5].
27 июля 1969 митрополит Филарет обратился со скорбным посланием к епископам всей Православной Церкви, в котором первоиерарх выражал свою озабоченность тем что православные участвующие в работе Всемирного Совета Церквей перестали заявлять о миссионерском назначении своей работы. Говоря о проходившей в Упсале в 1968 году ассамблее ВСЦ митрополит выразил сожаление что никто не упомянул о миллионах христиан мучимых в СССР[5].
В его первосвятительство, в сентябре 1974 года, был проведён третий Всезарубежный Собор[6]; прославлен ряд святых, в частности Иоанн Кронштадтский (1964) и новомученики и исповедники Российские (1981).
Скончался 21 ноября 1985 года в Нью-Йорке.
В 1998 году останки почившего первоиерарха были перенесены из крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу собора Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США). Когда вскрыли гробницу, то мощи митрополита Филарета оказались нетленными.[7]
Крайне отрицательно относился к экуменизму, написал два «Скорбных послания», обращённых к иерархам православных церквей, в которых призывал отказаться от экуменизма[8].
Критически относился к современной ему Русской православной церкви. В частном письме, адресованном протоиерею Виктору Потапову, писал:
Что такое «советская церковь»? О. Архим. Константин много и настойчиво говорил о том, что самое страшное из того, что сделала в России богоборческая власть, есть появление «советской церкви», которую большевики преподнесли народу как Церковь истинную, загнав Православную Церковь в катакомбы и концлагеря. Эта лже-церковь дважды анафематствована. Святейший Патриарх Тихон и Всероссийский церковный Собор анафематствовали коммунистов и всех их сотрудников. Эта грозная анафема до сих пор не снята и сохраняет силу, так как снять её может только такой же всероссийский церковный Собор, как каноническая высшая церковная власть. И произошло страшное дело в 1927 году, когда возглавлявший церковь митр. Сергий своей позорной отступнической декларацией подчинил русскую церковь большевикам и объявил о сотрудничестве с ними. И сбылось в самом точном смысле выражение пред-исповедной молитвы: «под свою анафему падоша!» Ибо в 1918 году Церковь анафематствовала всех соработников коммунизма, а в 1927 году сама вошла в компанию этих сотрудников и стала восхвалять красную богоборческую власть — восхвалять красного зверя, о котором говорит Апокалипсис… Признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем. Ибо вне Православия благодати НЕТ, а советская церковь лишила себя благодати[9].
После смерти митрополита Филарета в 1985 году 4 комплекта его облачений хранились у его келейника — протодиакона Никиты Чакирова, а после его смерти, у настоятеля храма Богоявления в г. Бостоне протоиерея Романа Лукьянова. 6 ноября 2006 года протоиерей Роман передал эти облачения архимандриту Тихону (Шевкунову)[10].
29 ноября 2006 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась передача архиерейских облачений покойного Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Филарета Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Патриарх Алексий II сердечно поблагодарил протоиерея Романа за присланный дар и особо отметил, что отец Роман, несмотря на свой тяжёлый недуг, смог исполнить порученное ему послушание. Патриарх Алексий II отметил, что «Русская Православная Церковь в Отечестве знает об испытаниях и крестном пути, которыми прошла послереволюционная русская эмиграция, одним из выдающихся представителей которой был третий Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Филарет (Вознесенский)»[10].
иеромонах Серафим (Роуз) так отозвался о митрополите Филарете:
Подобно св. Отцам древности, он выше всего ставит чистоту Православия и, верный духу Вселенских Соборов, остаётся посреди всеобщей религиозной растерянности одиноким защитником истины… Великая заслуга владыки Филарета на этом критическом этапе истории Церкви состоит именно в том, что он, без намёка на фарисейское обожествление той или иной буквы церковнаго закона, и без малейшей склонности к выцеживанию «доказательств ереси» из высказываний епископов-экуменистов, со всей ясностью обнаружил тот самый еретический, анти-православный дух, который стоит за современным экуменизмом во всех его проявлениях и предупредил, какую опасность они несут сегодня и какую катастрофу готовят в будущем. Однако, к величайшему сожалению, лишь немногие из православнаго духовенства и мирян вполне осознали серьёзность предупреждения владыки Филарета. Его не понимают как «левые», так и «правые».
Митрополит Иларион (Капрал) сказал о нём:
Все, кто его помнит, знают владыку Филарета как аскета, молитвенника, наставника молодёжи, которого люди очень любили за его проповеди и назидательные беседы. Это был особый человек, народ это чувствовал и до сих пор сохраняет о нём добрую память[11].
20 мая 2001 года канонизирован неканонической «Святой Православной Церковью Северной Америки»[12].
30 апреля 2003 года канонизирован неканонической Российской Православной Автономной Церковью; память 8 ноября по юлианскому календарю.[13]
20 ноября 2008 года канонизирован на «V Всезарубежном Соборе» неканонической Русской Православной Церкви Заграницей под омофором митрополита Агафангела (Пашковского).
23 октября 2009 года канонизирован неканонической Русской Зарубежной Церковью под омофором архиепископа Владимира (Целишева).
14 декабря 2012 года, по благословению Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Илариона (Капрала) была создана епархиальная комиссия Восточно-Американской епархии по канонизации, в задачу которой входит собирание информации и повышение осведомлённости о праведной жизни митрополита Филарета, а также брата Иосифа Муньоса-Кортеса[14][15].
|
Вознесенский, Георгий Николаевич.