Ведьмаки в одноимённом цикле Сапковского — закрытый орден воинов-наёмников, борцов с нечистью, проходящих через процедуру мутации, дающих им ряд нечеловеческих способностей.
Ведьмаки в самом базовом смысле — наёмники, специализирующиеся на уничтожении чудовищ и сверхъестественных существ, а также снятии порчи, проклятий. Из тех единиц, которые смогли пройти мутации, получаются неординарные бойцы. Каждый ведьмак с раннего возраста проходит специфическую подготовку, которая включает тяжелые тренировки, упражнения в ловкости и фехтовании, изучение магических Знаков, а также подвергаются мутации, наделяющей их особыми способностями, необходимыми для борьбы со сверхъестественным.
Подготовка ведьмака проходит в три этапа.
Стоит отметить, что после нападения на Каэр Морхен армии фанатиков и уничтожения большей части присутствовавших там ведьмаков, обучение ведьмаков больше не производится в связи с утратой знаний, необходимых для проведения наиболее серьёзных мутаций. К тому же в результате мутаций все ведьмаки бесплодны. Цирилла Фиона Эллен Рианнон стала единственным ребенком, который, не будучи подвергнут мутациям, всё же заслужила право называться ведьмаком — но её сверхспособности (скорость движений, реакция и другие), по большому счёту, основываются на её изначальной генетической принадлежности к ветви древних эльфских Ведунов и мощной магической ауре (Цири — девушка-Исток, истинный потомок Лары Доррен аэп Шиадаль, Aen Saevherne, одной из сильнейших эльфских чародеек своего времени). Кроме того, Цири, возможно, является единственным официально признанным ведьмаком женского пола, поскольку во вселенной Анджея Сапковского о других женщинах-ведьмаках нет ни единого упоминания.
Для усиления своих способностей ведьмаки используют особенные эликсиры. Их рецепты передаются от одного ведьмака к другому. Нападение фанатиков на Каэр Морхен, результатом которого стала в том числе и гибель представителей Ордена, владеющих методикой изготовления эликсиров, произошло задолго до начала Саги, однако кроме самих ведьмаков, эти эликсиры способны составлять и обычные люди, имеющие необходимые навыки и знания. Так, например, после схватки со стрыгой и длительного лечения в Элландере настоятельница храма богини Мелитэле, мать Нэннеке, сообщила Геральту перед его отъездом, что она пополнила его запас эликсиров. Из чего можно сделать вывод, что ей хорошо известны рецептуры зелий, используемых ведьмаками. Эликсиры чрезвычайно ядовиты и смертельны для обычных людей, не обладающих ведьмачьей сопротивляемостью к ядам. Существуют различные эликсиры и снадобья. В книгах Сапковского упоминается только о «Белой чайке» (что-то наподобие расслабляющего напитка для ведьмаков), «Чёрной чайке» (сильный ведьмачий галлюциноген) и «Иволге» (эликсир, излечивающий от трупного яда).
Фехтовальные навыки ведьмаков заслуживают отдельного упоминания. Об их искусстве владения мечом в мире, созданном Анджеем Сапковским, ходят легенды, чаще всего имеющие под собой реальные основания.
|
Фехтование по-ведьмачьи представляет собой некую смесь, сплав различных школ. За основу школы боя ведьмаков, если проанализировать сцены схваток в Саге, взяты реальные исторические школы фехтования. В большинстве своем боевое искусство ведьмаков представлено элементами старинной самурайской техники кэндзюцу, с уклоном в методики более современных школ кэндо Итто-Рю и Мунэнмусо-Рю (Итто-Рю — техника сведения боя к одному удару, Мунэнмусё-Рю — работа мечом на рефлекторном уровне, когда боец «отпускает» собственное сознание и тело само решает, какое действие мечом ему предпринять в том или ином случае). Часто встречается описание работы кистью, что весьма характерно для дальневосточных школ фехтования. Однако есть и ощутимая разница: ведьмаки очень редко, а по сути, практически никогда не используют ритмичных движений, наоборот, предпочитают «рваный», кажущийся беспорядочным, ритм, в то время как в кэндо ученики в обязательном порядке практикуют кэндо ката — комплекс движений, совершаемых в определенной последовательности и по четко определенной схеме. Справедливо будет предположить, что ведьмаки обучаются рваному ритму боя для того, чтобы впоследствии успешно противостоять атакам крупных и сильных монстров, действия которых предсказать весьма сложно, в отличие от человеческих. Ярким примером этому является эпизод обучения Цири в Каэр Морхен:
|
Хотя в мире Сапковского достаточно и людей, и представителей других рас, мастерски владеющих различными видами оружия (Золтан Хивай, Лео Бонарт, Чёрная Райла, Ренфри, Исенгрим Фаоильтиарна, Эредин Бреакк Глас), ведьмаки всё же занимают в этой области собственную нишу. Их уникальные навыки боя базируются не только на многолетних тренировках, но и на полученных в результате мутаций (на порядок усиленная скорость реакций и другие) способностях, которые обычным людям зачастую кажутся невероятными.
|
Благодаря своему мастерству, в поединках один на один или в схватках с небольшой группой противников ведьмаки практически никогда не проигрывают. Однако из этого правила есть исключения — Геральт, по праву нося статус одного из сильнейших фехтовальщиков, при первом столкновении с магом-ренегатом Вильгефорцем едва не погиб, получив несколько тяжёлых травм. В бою с Геральтом чародей, без применения активной боевой магии, с помощью обычного стального стержня, усиленного заклинанием, показал высочайший класс фехтования. В ходе поединка Геральт четыре раза пытался нанести удары, которые стали бы смертельными для любого другого противника, но не для Вильгефорца — последний без труда парировал все четыре атаки.
Из всего разнообразия холодного оружия ведьмаки, в основном, предпочитают меч, но в некоторых случаях могут носить с собой и небольшой кинжал. Каждый ведьмак имеет два меча — серебряный и стальной. Стальной меч Геральта, по его словам, был выкован из упавшего метеорита. Стальной меч используется в схватке с людьми (или же представителями Старших Народов), а серебряный — против чудовищ. Однако сам Геральт немного расширяет этот принцип:
|
Оба меча выдаются ведьмакам в тот день, когда после окончания обучения они покидают Каэр Морхен и «выходят на большак».
Мечи ведьмаков — это не просто примитивные инструменты для выполнения работы определённого рода. К примеру, прикосновения в определённом порядке и ритме к серебряному мечу являются частью ритуала подготовки к битве с чудовищем. Стальной меч, полученный Геральтом в юности, верно служил ему долгие годы, но не смог пережить схватки с Вильгефорцем — клинок после неудачного замаха застрял в стене и маг одним ударом сломал его. Второй меч, изготовленный краснолюдскими, и украшенный эльфскими мастерами не менее двухсот лет назад, был получен им в подарок от дриад Брокилона. А спустя некоторое время, в ходе совместного путешествия, краснолюд Золтан Хивай подарил Геральту сигилль, целиком и полностью выкованный краснолюдским оружейником Рундурином по особой методике. С этим мечом Геральт уже не расставался до самого конца Саги и даже попытался вернуть подарок Золтану, однако вынужден был вновь воспользоваться им во время погрома в Ривии.
Кроме искусного владения холодным оружием, ведьмаки известны также мастерством рукопашного боя. Из описаний сцен рукопашных схваток в Саге о ведьмаке можно сделать вывод, что Геральт отлично владеет искусством боя без оружия, более всего напоминающим айки-до или джиу-джитсу. В польской экранизации «Ведьмака» боевая хореография подобных сцен очень точно отражает навыки Геральта, как рукопашника, описанные в первоисточнике. Возможно, поэтому для съемок в качестве консультантов были приглашены именно специалисты по айкидо.
Антон Карелин Мир Анджея Сапковского. Ведьмак // Мир фантастики. — май 2004. — В. 9.
«Ведьмак» Анджея Сапковского | |
---|---|
Книги | «Последнее желание» · «Меч Предназначения» · «Кровь эльфов» · «Час Презрения» · «Крещение огнём» · «Башня Ласточки» · «Владычица Озера» |
Рассказы | «Дорога без возврата» · «Что-то кончается, что-то начинается» |
Персонажи | Геральт из Ривии · Йеннифэр · Цирилла · Трисс Меригольд · Лютик |
Игры | «Ведьмак» · «The Witcher: Rise of the White Wolf» (заморожена) · «Ведьмак 2: Убийцы королей» · «Ведьмак 3: Дикая охота» (в разработке) «Ведьмак: Кровавый след» (мобильная игра) · «The Witcher: Versus» (браузерная игра / закрыта) |
Прочее | Мир «Ведьмака»· Ведьмак (телесериал) · Дорога без возврата (рок-опера) · Ведьмаки (Сапковский) |
Ведьмаки (Сапковский).