Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Б-413

Б-413
История корабля
Государство флага  СССР Россия
Порт приписки Северный флотБалтийский флот
Спуск на воду 7 октября 1968
Выведен из состава флота 1999
Современный статус музейный корабль
Основные характеристики
Тип корабля БПЛ (Большая подводная лодка)
Обозначение проекта Проект 641
Классификация НАТО «Foxtrot»
Скорость (надводная) 16,8 узлов
Скорость (подводная) 16 узлов
Рабочая глубина погружения 250 м
Предельная глубина погружения 400 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 80 человек: офицеры - 13, мичманы - 11, старшины - 16, рядовые - 40.
Размеры
Водоизмещение надводное 1945 т
Водоизмещение подводное 2472 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 91,3 м
Ширина корпуса наиб. 8,5 м
Средняя осадка (по КВЛ) 5 м
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
6 носовых и 4 кормовых ТА калибра 533 мм, 22 торпеды или 32 мины

Б-413 — советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641.

В настоящее время экспонируется в Музее Мирового океана (город Калининград).

Содержание

История

12 января 1967 года Б-413 зачислена в списки кораблей ВМФ СССР[1].

28 июня 1968 года заложена на эллинге Ново-Адмиралтейского судостроительного завода в городе Ленинграде как большая подводная лодка[1].

В составе ВМФ СССР

7 октября 1968 года спущена на воду, после чего переведена по внутренним водным системам в город Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний[1].

24 ноября 1968 года на Б-413 поднят военно-морской флаг СССР, а 8 января 1969 года вошла в состав Северного флота и зачислена в состав 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводной лодки Краснознамённого Северного флота с базированием в городе Полярный[1].

В 1969 году лодка несла боевую службу в северо-восточной Атлантике. С 20 по 27 июля участвовала в официальном визите в Гавану (Куба), а затем нанесла деловой визит в порт Конакри (Гвинейская Республика)[1].

В апреле 1970 года участвовала в спасательной операции по оказанию помощи атомной подводной лодке К-8[1].

С 14 по 27 мая 1970 года участвовала в манёврах ВМФ СССР «Океан», в ходе которых нанесла деловой визит в порт Сьенфуэгос (Куба)[1].

В 1971-1974 годах несла боевую службу в Средиземном море в составе 69-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Краснознамённого Северного флота (с 10 декабря 1971 года по 24 июня 1972 года, а затем с 15 сентября 1973 года по 8 октября 1974 года совместно с Б-31, Б-105, Б-130, Б-409 и Б-440)[1].

В 1977 году несла боевую службу в Норвежском и Баренцевом морях, по окончании которой перешла в город Кронштадт для прохождения ремонта. С 10 ноября 1977 года по 9 июня 1980 год проходила капитальный ремонт на КМОЛЗ в Кронштадте (на время ремонта входила в состав 10-го ДнРПЛ ЛенВМБ), по окончании которого в 1980 году включена в состав 161-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Краснознамённого Северного флота с базированием в городе Полярный[1].

5 сентября 1981 года на Б-413 произошла нештатная ситуация: в результате невязки в 1,5 мили и неисправности эхолота, подводная лодка задела неизвестный предмет под водой и аварийно всплыла. Позднее выяснилось, что в этом районе находилось затонувшее судно. У Б-413 оказалась повреждённой ГАС[1][2].

В 1982—1986 годах несла боевую службу в Средиземном море (с 1 июля 1982 года по 7 марта 1983 года; с 5 июля по 30 октября 1984 года; с 8 декабря 1985 года по 10 сентября 1986 года)[1].

В 1987 году Б-413 заняла первое место на Северном флоте по минным постановкам и приказом командующего Северным флотом была объявлена «Отличным кораблем»[1].

В 1988 году находилась в ремонте в порту Тиват (Югославия). Из-за нескольких месяцев ремонта экипаж потерял боеготовность, поэтому для продолжения боевой службы в Средиземном море был прислан резервный экипаж 161-й бригады подводных лодок[1].

С 15 июня по 13 декабря 1988 года несла боевую службу в Средиземном море 132-м экипажем на борту[1].

Летом 1990 года переведена по Беломоро-Балтийскому каналу из Белого в Балтийское море, и 19 июля того же года переведена в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота (22-я бригада подводных лодок 14-й эскадры подводных лодок) с базированием в городе Лиепая[1].

В составе ВМФ России

Предположительно в 1992 году, последней из российских подводных лодок, Б-413 прошла ремонт на судоремонтном заводе № 29 и после его завершения, под буксирами покинула Лиепаю[1].

23 декабря 1993 года зачислена в состав ЛенВМБ (25-я бригада подводных лодок 4-й УДиК ЛенВМБ) с базированием в городе Кронштадт[1].

Музейный экспонат

В декабре 1997 года по инициативе директора Музея Мирового океана С. Г. Сивковой министр культуры России Н. Л. Дементьева обратилась к Председателю Правительства России В. С. Черномырдину с просьбой о безвозмездной передаче Б-413 в качестве экспоната в музей с постоянным расположением в городе Калининград. Приказом Главнокомандующего ВМФ от 3 сентября 1999 года Б-413 была выведена из боевого состава ВМФ. Согласно директивы Командующего Балтийским флотом адмирала В. Г. Егорова Б-413 передислоцирована из Кронштадта в Калининград, где в конце 1999 года поставлена в док на судоремонтном заводе «Янтарь» для переоборудования под музей.

14 июня 2000 года отшвартовалась у музейного причала в городе Калининград, а 1 июля состоялась торжественная передача подводной лодки Балтийским флотом Музею Мирового океана[1].

2 июля 2000 года Б-413 открыта для посетителей как музейный экспонат. На подводной лодке открыта выставка «Из истории российского подводного флота»[1].

С 11 мая по 7 июня 2012 года подлодка проходила плановый ремонт на заводе Светлого[3].

Командиры

  1. Трусов А. Н. (..?..-1969-1973)
  2. Погорелов Б. Н. (1973?-1974-1978)
  3. Жаринов М. И. (1978—1984)
  4. Николаев В. А. (1985—1987)
  5. Бродич Е.
  6. Лапшин О.

Награды и почётные звания

  • «Отличный корабль» (1987, за первое место на Северном флоте по минным постановкам)

Галерея

Примечания

  1. ↑ Б-413 на сайте «Штурм Глубины».
  2. Касание затонувшего судна подводной лодкой "Б-413" (СФ) 5 сентября 1981 года. Военные корабли и подводные лодки в открытках. Архивировано из первоисточника 9 августа 2012. Проверено 22 июля 2012.
  3. Подводная лодка Б-413 возвращается в Калининград после ремонта. «Новый Калининград.Ru» (7 июня 2012). Архивировано из первоисточника 9 августа 2012. Проверено 22 июля 2012.

Литература

  • Кузин В. П., Никольский В. И. «Военно-Морской Флот СССР 1945—1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996.
  • Лебедько В. Г. «На всех океанах планеты 1945—1995 гг».
  • Апальков Ю. В. «Подводные лодки» т.1 ч.2, «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2003.
  • Хромов Н. Е. «Подводные Силы Балтийского флота», Кладезь, Калининград, 2006.
  • Специальный выпуск ВТА «Тайфун» № 7, Санкт-Петербург, 2008.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Б-413
  • Б-413. Сайт «Штурм Глубины». Архивировано из первоисточника 9 августа 2012.
  • Б-413 проекта 641. Сайт «Русский Подплав». Архивировано из первоисточника 9 августа 2012.
  • Подводная лодка Б-413. Музей Мирового океана. Архивировано из первоисточника 9 августа 2012.


Музей Мирового океана

Музейные суда и корабли: «Витязь» | «Космонавт Виктор Пацаев» | Б-413 | СРТ-129 | «Красин» (филиал в Санкт-Петербурге)
Другое: Королевские ворота | Фридрихсбургские ворота

Б-413.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24