Б-413 | ||
---|---|---|
|
||
|
||
История корабля | ||
Государство флага | СССР → Россия | |
Порт приписки | Северный флот → Балтийский флот | |
Спуск на воду | 7 октября 1968 | |
Выведен из состава флота | 1999 | |
Современный статус | музейный корабль | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | БПЛ (Большая подводная лодка) | |
Обозначение проекта | Проект 641 | |
Классификация НАТО | «Foxtrot» | |
Скорость (надводная) | 16,8 узлов | |
Скорость (подводная) | 16 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 250 м | |
Предельная глубина погружения | 400 м | |
Автономность плавания | 90 суток | |
Экипаж | 80 человек: офицеры - 13, мичманы - 11, старшины - 16, рядовые - 40. | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 1945 т | |
Водоизмещение подводное | 2472 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 91,3 м | |
Ширина корпуса наиб. | 8,5 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 5 м | |
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
6 носовых и 4 кормовых ТА калибра 533 мм, 22 торпеды или 32 мины |
Б-413 — советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641.
В настоящее время экспонируется в Музее Мирового океана (город Калининград).
Содержание |
12 января 1967 года Б-413 зачислена в списки кораблей ВМФ СССР[1].
28 июня 1968 года заложена на эллинге Ново-Адмиралтейского судостроительного завода в городе Ленинграде как большая подводная лодка[1].
7 октября 1968 года спущена на воду, после чего переведена по внутренним водным системам в город Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний[1].
24 ноября 1968 года на Б-413 поднят военно-морской флаг СССР, а 8 января 1969 года вошла в состав Северного флота и зачислена в состав 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводной лодки Краснознамённого Северного флота с базированием в городе Полярный[1].
В 1969 году лодка несла боевую службу в северо-восточной Атлантике. С 20 по 27 июля участвовала в официальном визите в Гавану (Куба), а затем нанесла деловой визит в порт Конакри (Гвинейская Республика)[1].
В апреле 1970 года участвовала в спасательной операции по оказанию помощи атомной подводной лодке К-8[1].
С 14 по 27 мая 1970 года участвовала в манёврах ВМФ СССР «Океан», в ходе которых нанесла деловой визит в порт Сьенфуэгос (Куба)[1].
В 1971-1974 годах несла боевую службу в Средиземном море в составе 69-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Краснознамённого Северного флота (с 10 декабря 1971 года по 24 июня 1972 года, а затем с 15 сентября 1973 года по 8 октября 1974 года совместно с Б-31, Б-105, Б-130, Б-409 и Б-440)[1].
В 1977 году несла боевую службу в Норвежском и Баренцевом морях, по окончании которой перешла в город Кронштадт для прохождения ремонта. С 10 ноября 1977 года по 9 июня 1980 год проходила капитальный ремонт на КМОЛЗ в Кронштадте (на время ремонта входила в состав 10-го ДнРПЛ ЛенВМБ), по окончании которого в 1980 году включена в состав 161-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Краснознамённого Северного флота с базированием в городе Полярный[1].
5 сентября 1981 года на Б-413 произошла нештатная ситуация: в результате невязки в 1,5 мили и неисправности эхолота, подводная лодка задела неизвестный предмет под водой и аварийно всплыла. Позднее выяснилось, что в этом районе находилось затонувшее судно. У Б-413 оказалась повреждённой ГАС[1][2].
В 1982—1986 годах несла боевую службу в Средиземном море (с 1 июля 1982 года по 7 марта 1983 года; с 5 июля по 30 октября 1984 года; с 8 декабря 1985 года по 10 сентября 1986 года)[1].
В 1987 году Б-413 заняла первое место на Северном флоте по минным постановкам и приказом командующего Северным флотом была объявлена «Отличным кораблем»[1].
В 1988 году находилась в ремонте в порту Тиват (Югославия). Из-за нескольких месяцев ремонта экипаж потерял боеготовность, поэтому для продолжения боевой службы в Средиземном море был прислан резервный экипаж 161-й бригады подводных лодок[1].
С 15 июня по 13 декабря 1988 года несла боевую службу в Средиземном море 132-м экипажем на борту[1].
Летом 1990 года переведена по Беломоро-Балтийскому каналу из Белого в Балтийское море, и 19 июля того же года переведена в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота (22-я бригада подводных лодок 14-й эскадры подводных лодок) с базированием в городе Лиепая[1].
Предположительно в 1992 году, последней из российских подводных лодок, Б-413 прошла ремонт на судоремонтном заводе № 29 и после его завершения, под буксирами покинула Лиепаю[1].
23 декабря 1993 года зачислена в состав ЛенВМБ (25-я бригада подводных лодок 4-й УДиК ЛенВМБ) с базированием в городе Кронштадт[1].
В декабре 1997 года по инициативе директора Музея Мирового океана С. Г. Сивковой министр культуры России Н. Л. Дементьева обратилась к Председателю Правительства России В. С. Черномырдину с просьбой о безвозмездной передаче Б-413 в качестве экспоната в музей с постоянным расположением в городе Калининград. Приказом Главнокомандующего ВМФ от 3 сентября 1999 года Б-413 была выведена из боевого состава ВМФ. Согласно директивы Командующего Балтийским флотом адмирала В. Г. Егорова Б-413 передислоцирована из Кронштадта в Калининград, где в конце 1999 года поставлена в док на судоремонтном заводе «Янтарь» для переоборудования под музей.
14 июня 2000 года отшвартовалась у музейного причала в городе Калининград, а 1 июля состоялась торжественная передача подводной лодки Балтийским флотом Музею Мирового океана[1].
2 июля 2000 года Б-413 открыта для посетителей как музейный экспонат. На подводной лодке открыта выставка «Из истории российского подводного флота»[1].
С 11 мая по 7 июня 2012 года подлодка проходила плановый ремонт на заводе Светлого[3].
Б-413 у причала Набережной исторического флота.
Вид сзади.
Кормовой торпедный отсек.
7-й жилой отсек.
Музей Мирового океана |
Музейные суда и корабли: «Витязь» | «Космонавт Виктор Пацаев» | Б-413 | СРТ-129 | «Красин» (филиал в Санкт-Петербурге) |
Б-413.