Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Бурханизм

Бурхани́зм (от уйг.-монг. burχa, бурхан — «будда») — религия, зародившаяся и распространившаяся на Алтае в начале XX века.

Исповедующие бурханизм алтайцы называют свою религию ак дьанг или сут дьанг — «белой» или «молочной» верой, — в противопоставление «чёрной шаманской вере», а также направлениям тибетского буддизма, часто именуемым по цвету монашеских одежд «жёлтой» (школа Гелуг) и «красной» (школы Ньингма, Сакья, Кагью) верой.

Содержание

История, основы вероучения

В основе бурханизма лежали элементы исторических мифов, вера в грядущего мессию. Проповедники ак дьанг — ярлыкчи (или дьарлыкчы — «получившие ярлык (дьарлык) [от бога]»[1]) отвергали чёрных духов и контакты с обитателями подземного мира, поклонялись только «белым» покровителям и почитали верховное божество Юч-Курбустана, или Ак Бурхана (разные источники говорят об одном и том же, либо о двух разных персонажах)[2].

По некоторым данным, «официальным становлением бурханизма явились алтайские моления в долине Теренг» в Усть-Канском аймаке (ныне Усть-Канский район Республики Алтай) в 1904 году, связанные с ожиданием скорого прихода пророка Ойрот-хана — посланника Юч-Курбустана / Ак Бурхана[3][4].

Примечания

  1. Влияние монгольского буддизма на формирование и развитие бурханизма на Алтае
  2. Доминанты мировоззрения алтайцев в структуре алтайской литературы
  3. Религия Алтая...(недоступная ссылка с 28-03-11 (551 день))
  4. Алтайский Бурханизм

Литература

  • Анохин А. В. Бурханизм в Западном Алтае // Сибирские огни. 1927. № 5.
  • Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910—1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. — Л.: РАН, 1924.
  • Барсов М. К. О столкновении между калмыцким и русским населением в Горном Алтае летом 1904 года // Отчёт Алтайского подотдела Западно-Сибирского отдела императорского русского географического общества за 1904 г. — Барнаул, 1905. С. 7—15.
  • Бурханизм – Ак jaнг: документы и материалы / сост. Н. А. Майдурова. — Горно-Алтайск: Юч-Сюмер-Белуха, 1994. — ISBN 5-9209-0069-5
  • Верещагин В. И. От Барнаула до Монголии (Путевые заметки) // Алтайский сборник. — Барнаул. 1908. Т. 9. С. 16—19, 59.
  • Данилин А. Г. Бурханизм: из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае. — Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. — ISBN 5-7405-0589-5
  • Екеев Н. В. Радость поиска истины (послесловие к книге) // Л. И. Шерстова. Тайна долины Теренг. — Горно-Алтайск, 1997. С. 183—191.
  • Клеменц Д. А. Из впечатлений во время летней поездки в Алтай в 1904 г.... // Известия императорского русского географического общества. 1905. Т. XLI. Вып. I. С. 155—159.
  • Клеменц Д. А. Религиозное движение на Алтае... // Санкт-Петербургские ведомости. 1904. 7 ноября.
  • Семёнов А. Религиозный перелом на Алтае // Сибирский архив. 1913. № 9—11. С. 388—397.
  • Тадина Н. А. Этническая консолидация и преемственность поколений в осмыслении бурханизма // Этногр. обозрение. 2005. № 4. С. 38—44.
  • Швецов С. П. Из религиозной жизни алтайских инородцев // Сибирские вопросы. 1906. № 2. С. 126—156.
  • Шерстова Л. И. Бурханизм в Горном Алтае. Истоки национальной идеологии и тенденции её развития // Народы Сибири. Сибирский этногр. сб. Кн. 3. Вып. 8. — М., 1997. С. 171—215.
  • Шерстова Л. И. Влияние государственной политики на этнические процессы в Южной Сибири в первой половине XIX в. // Этногр. обозрение. 2002. № 4. С. 102—108.
  • Halemba A. Contemporary religious Life in the Respublic of Altai: the Interaction of Buddism and Shamanism // Sibirica. Vol. 3. № 2. 2003. P. 165—182. (недоступная ссылка с 28-03-11 (551 день))

Ссылки

  • Кичекова Б. А. Дореволюционная историография бурханизма

Бурханизм.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24