Броненосцы типа «Канопус» | |
---|---|
Canopus class battleships | |
Проект | |
Страна | Великобритания |
Предшествующий тип | Броненосцы типа «Маджестик» |
Последующий тип | Броненосцы типа «Сикисима» (строились на британских верфях) |
В строю | сняты с вооружения |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 13 150 т нормальное 14 300 т полное |
Длина | 128,47 м максимальная |
Ширина | 22,56 м |
Осадка | 7,98 м |
Бронирование | крупповская броня: пояс: 152 мм траверсы: 152—254 мм барбеты ГК: 305 мм сталеникелевая броня: палуба: 51—25 мм гарвеевская броня: казематы СК: 152 мм командирская рубка: 305 мм башни ГК: 203 мм |
Двигатели | 20 котлов Бельвилля; 3-цилиндровая паровая машина |
Мощность | 13 500 л. с. |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | 18 узлов максимальная |
Дальность плавания | 5320 миль на ходу 10 узлов |
Экипаж | 682 человека |
Вооружение | |
Артиллерия | 2 × 2 — 305-мм/35 Mk.VIII 12 × 1 — 152-мм/40 10 × 1 — 76,2-мм/40 6 × 1 — 47-мм системы Гочкиса |
Минно-торпедное вооружение | 4 × 450-мм подводных ТА |
Изображения на Викискладе | |
Броненосцы типа «Канопус» (англ. Canopus class battleships) — серия британских эскадренных броненосцев конца 1890-х — начала 1900-х годов. Всего в 1896—1902 годах было построено шесть броненосцев типа «Канопус»: пять в рамках бюджета на 1896/1897 годы и шестой, «Вендженс», отличавшийся улучшенными механизмами заряжания и крупповской бронёй башен главного калибра — в рамках бюджета на 1897/1898 годы.
Содержание |
Конструктивно они явились уменьшенной версией броненосцев типа «Маджестик», имея несколько большую скорость и ослабленное бронирование, и предназначались прежде всего для службы на Дальнем Востоке. На броненосцах типа «Канопус» был также внедрён ряд новшеств: водотрубные паровые котлы, две броневые палубы из сталеникелевой брони и крупповская броня главного пояса вместо гарвеевской, в частично компенсировавшая уменьшение толщины бортовой брони по сравнению с типом «Маджестик». По сравнению с «Маджестиком» высота надводного борта в носовой части была на 3 фута ниже. Но это не имело отрицательного значения для мореходности[1]. Из-за малой осадки (при той же длине), имел больший диаметр циркуляции. Поскольку новые японские корабли не обшивались в подводной части медью, от подобного решения отказались и на новых британских броненосцах (подобная мера являлась весьма затратной с точки зрения расхода нагрузки и выражалась в увеличении осадки на целый фут)[2]. Гребные винты имели внешнее вращение, что оказалось неудачным, они имели меньший КПД и было труднее управлять кораблем, особенно на малых скоростях или на заднем ходу. По уровню бронирования уступали японским броненосным крейсерам типа «Идзумо». Меньшее водоизмещение и осадка позволяли им проходить через Суэцкий канал[2].
«Канопусы» стали первыми британскими броненосцами со спонсонами концевых казематов 152 мм орудий, что давало возможность этим пушкам вести огонь прямо по носу или корме[3]. Установка восьми орудий вспомогательного калибра на главной палубе была слабым местом проекта из-за невозможности стрельбы в свежую погоду.
Большинство броненосцев типа «Канопус» первоначально использовались в основном в Китайской станции для противостояния растущему флоту Японии, за исключением головного корабля, входившего в состав Средиземноморского флота и Атлантического флота. С заключением Англо-японского союза в 1902 году, в 1903—1905 годах все шесть кораблей были возвращены в Великобританию и в предшествовавшие Первой мировой войне годы провели в основном в составе Флота Канала и Флота метрополии. В начале Первой мировой войны броненосцы типа «Канопус» использовались на удалённых театрах военных действий, но к началу 1915 года были сведены в составе Средиземноморского флота, использовавшись, в частности, в Дарданелльской операции, где два из них были потеряны. В 1916—1919 годах оставшиеся корабли серии были постепенно выведены в резерв или переведены на вспомогательные роли, а с окончанием войны, как и другие устаревшие броненосцы, были сняты с вооружения и пущены на слом в 1919—1922 годах.
Название | Верфь | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
«Канопус» Canopus |
Portsmouth Dockyard | 4 января 1897 | 12 октября 1897 | декабрь 1899 | продан на слом в 1920 |
«Глори» Glory |
Laird, Birkenhead | 1 декабря 1896 | 11 марта 1899 | октябрь 1900 | продан на слом в 1922 |
«Альбион» Albion |
Thames Iron Works, Blackwall | 3 декабря 1896 | 21 июня 1898 | июнь 1901 | продан на слом в 1919 |
«Голиаф» Goliath |
Chatham Dockyard | 4 января 1897 | 23 марта 1898 | март 1900 | потоплен миноносцем «Муавенет-и-Миллет» в восточном Средиземноморье 15 мая 1915 |
«Оушен» Ocean |
Devonport Dockyard | 15 февраля 1897 | 5 июля 1898 | февраль 1900 | подорвался на мине у Дарданелл 18 марта 1915 |
«Вендженс» Vengeance |
Vickers, Barrow | 23 августа 1898 | 25 июля 1899 | апрель 1902 | продан на слом в 1921 |
Броненосцы типа «Канопус».