Дэвид Бромли | |
David G. Bromley | |
Дата рождения: | |
---|---|
Страна: | |
Научная сфера: | |
Место работы: | |
Альма-матер: | |
Известен как: |
исследователь новых религиозных движений и антикультового движения в США |
Сайт: |
people.vcu.edu/~dbromley |
Дэ́вид Бро́мли (англ. David G. Bromley; род. 1941) — американский социолог религии, профессор социологии Университета Содружества Виргинии и Виргинского университета. Известен своими исследованиями в области новых религиозных движений и антикультового движения в США.
Содержание |
В 1963 году получил степень бакалавра в области социологии в Колби-колледже.[1] В 1966 году получил степень магистра социологии в Университете Дьюка.[1] В 1971 году там же защитил докторскую диссертацию по социологии.[1]
В 1968—1974 годах преподавал на кафедре социологии и антропологии Виргинского университета.[1] В 1974—1980 годах — ассоциированный профессор (доцент) кафедры социологии Техасского университета в Арлингтоне.[1] В 1976—1977 годах — заведующий кафедрой социологии.[1] В 1980—1983 годах — директор Института социальных исследований и ассоциированный профессор кафедры социологии в Хартфордском университете.[1] С 1983 года — профессор кафедры социологии и антропологии Виргинского университета.[1] С 1994 года — профессор кафедры религиоведения Университета Содружества Виргинии.[1]
В 1992—1995 годах — редактор научного журнала Journal for the Scientific Study of Religion.[1] В 1993—1994 годах — президент Ассоциации социологии религии.[1] С 1991 года — главный редактор многотомной научной серии «Religion and the Social Order» («Религия и социальный порядок»), публикуемой Ассоциацией социологии религии.[1]
Основной областью научных интересов Дэвида Бромли является социология религии, в особенности изучение новых религиозных движений. В 1970-е годы в Северной Америке возник социальный конфликт, связанный с появлением большого числа новых религиозных движений (НРД), которые называли «культами» (англ. cults). Социальные рассуждения деятелей антикультового движения были сосредоточены на восприятии нетрадиционных культов, как социально маргинальных и опасных для общества групп. С точки зрения антикультового движения, влияние деструктивных культов представляло опасность для устоев общества и для такого социального института как семья. Деятели антикультового движения утверждали, что для привлечения адептов в новых религиозных движениях в различной степени использовались такие методики, как промывание мозгов и контроль сознания.
С критикой НРД выступали многие бывшие их члены, а также семьи и друзья тех, кто состоял в рядах НРД. Через какое-то время в среде этих людей возникло новое социальное движение, получившее название антикультового. В 1981 году Дэвид Бромли дал научное определение антикультового движения, как сообщества групп, поддерживающих «теорию промывания мозгов».[2][3] Пик деятельности антикультового движения пришёлся на 1970-е — 1980-е годы, когда движение активно противостояло НРД, заявляя об их нелегитимности как религиозных течений. Одним из самых спорных способов борьбы с НРД было так называемое депрограммирование, которое антикультовое движение рассматривало как действенный метод устранения эффекта промывания мозгов.
Как социолог, интересующийся такими темами, как социальные отклонения и религиозное отступничество, Дэвид Бромли был одним из наиболее заметных учёных, занимавшихся исследованием завязавшегося конфликта между НРД и антикультовым движением. В одной из своих публикаций 1998 года он определил роль отступничества как «того, что происходит в крайне сложной жизненной ситуации, в которой член организации претерпевает полнейшее изменение своих идеалов, принимая одно или несколько суждений противоположной стороны без разрешения или контроля со стороны организации».[4]
Со временем Бромли стал не только сторонним обозревателем, но и превратился в критика теории о промывании мозгов и практики депрограммирования. Бромли был озабочен тем, что связанный с антикультовым движением социальный конфликт имел много общих чёрт с практикой охоты на ведьм в период Средневековья, а также тем, что гражданские свободы, гарантировавшие свободу вероисповедания, были поставлены под угрозу. В ряде своих книг и статей, Бромли поставил под вопрос методы, используемые антикультовым движением, а также теорию промывания мозгов.[5] Начиная с 2001 года, Бромли регулярно участвует в научных дискуссиях по этим темам.[6]
Бромли, Дэвид.