Бела Барток Bartók Béla |
|
Основная информация | |
---|---|
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти |
26 сентября 1945 (64 года) |
Место смерти | |
Страна |
Австро-Венгрия, Венгрия |
Профессии | |
Инструменты | |
Жанры | |
Награды |
Премия имени Кошута и Q5593916? |
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Бе́ла Ба́рток (полное имя — Бе́ла Ви́ктор Я́нош Ба́рток, венг. Bartók Béla Viktor János [ˈbɒrtoːk ˈbeːlɒ]; 25 марта 1881, Надьсентмиклош, Банат, Австро-Венгрия — 26 сентября 1945, Нью-Йорк, США) — венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист.
Родился в банатском селе Надьсентмиклош, в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя (играл в местном оркестре) и учительницы. Барток в детстве рос в атмосфере, насыщенной музыкой, слушал концерты оркестра отца и исполнения матери-пианистки. Уже в четыре года Барток знал множество народных песен и наигрывал их мелодии одним пальцем; а в пять лет получил первый урок игры на фортепиано от матери, а уже через месяц они вместе играли в четыре руки пьесу, приготовленную ими ко дню рождения отца.
Детство Бартока было омрачено болезнями, а затем и смертью отца в 1888 году. После смерти отца семья переселяется в Севлюш (ныне город Виноградов на Украине). Там мать, Паула Барток, получает место учителя в начальной школе.
1 марта 1892 года в городе Виноградов на Закарпатье состоялось первое публичное выступление Белы Бартока. Он сыграл на благотворительном концерте первую часть из сонаты № 21 Бетховена, и фортепианную пьесу Течение Дуная, написанную самим Бартоком. Успех концерта имел важное последствие: директор местной школы предоставил матери Бартока годовой отпуск для поездки в Братиславу, где юный Барток получил возможность брать уроки фортепиано и гармонии у Ласло Эркеля, сына Ференца Эркеля. Но уже осенью 1893 года уроки прекратились: мать получила назначение в школу города Банска-Быстрица.
В январе 1899 года Бартока прослушал в Будапеште профессор Иштван Томан, ученик Листа, в результате чего осенью Барток поступает без экзаменов в столичную музыкальную академию. В академии его преподавателями были Ганс Кёслер (композиция) и Иштван Томан (фортепиано). В академии Барток сразу обратил на себя внимание как одарённый молодой музыкант. Особенно он преуспел в фортепианной игре.
С 1907 года профессор Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано. Педагогическую деятельность совмещал с концертированием (особенно часто и с особым блеском исполнял произведения Листа) и изучением крестьянского фольклора (в частности, венгерского, румынского, словацкого, турецкого), вместе с Золтаном Кодаем собрал большое количество песен. В период Венгерской советской республики 1919 года участвовал в директории музыкантов. В 1936 записывал народные мелодии в Анатолии, где ему помогал Ахмед Аднан Сайгун.
В 1940 эмигрировал в Нью-Йорк, получил американское гражданство в 1945, незадолго до смерти (скончался от лейкоза). Недописанные Бартоком 3-й фортепианный концерт и Концерт для альта с оркестром завершил Тибор Шерли.
Притом что Барток не примкнул ни к одному из модных авангардистских течений своего времени (например, к додекафонии и микрохроматике), он признаётся одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов XX века. Ему принадлежат 6 струнных квартетов, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода (1918), балеты Чудесный мандарин (венг. A csodálatos mandarin) (1919, был запрещён цензурой за «непристойность»), Деревянный принц (венг. A fából faragott királyfi) (1914—1917), Концерт для оркестра (1942—1945), Музыка для струнных, ударных и челесты, два концерта для скрипки с оркестром, симфоническая поэма Кошут, сюита На вольном воздухе. Масштабный сборник «Микрокосмос» (153 пьесы, объединённые в 6 тетрадей, 1926—1939 гг.) представляет собой школу игры на фортепиано, написанную современным музыкальным языком. Соответственно дидактическому замыслу «Микрокосмоса» пьесы в нём расположены в порядке нарастания технической сложности.
В ряде сочинений Барток опирается на фольклорный материал (оригинальный или авторский стилизованный), причём не только венгерский, но также румынcкий, болгарский, югославский. «Балканские» танцы (особенно 6 румынских народных танцев, BB 68, Sz 56) относятся к числу сочинений Бартока, наиболее востребованных широкой аудиторией.
В связи с тем что опусная нумерация у Бартока непоследовательна и запутана, музыкальные сочинения Бартока принято идентифицировать по тематическому каталогу Андраша Сёллёши[1] (аббревиатура Sz) либо по (более современному) каталогу Ласло Шомфая[2] (аббревиатура BB).
Премия Лайоша Кошута (1948, посмертно), Международная премия Мира (1955, посмертно).
В честь Белы Бартока назван кратер на Меркурии.
В Париже рядом с площадью Браззавиль в 1981 году разбит Сквер Белы Бартока (фр. Square Béla-Bartók), в нём установлен памятник композитору работы венгерского скульптора Имре Варги, подаренный столице Франции от имени Будапешта в 1982 году.
На английском языке музыковедческие труды Бартока и сборники народной музыки в его редакции печатались в серии «New York Bartók Archive studies in musicology» (13 выпусков, 1967–81 гг.).
|
Бела барток фортепианное творчество, бела барток вечер в деревне, бела барток фильм, бела барток исполнение.
Особняк А. Ф. Беляева, Файл:Coat of arms of Switzerland.svg, Логроньес, Трииодид калия, Файл:American Campaign Medal ribbon.svg.