Иван Барщевский | ||
Имя при рождении: |
Иван Фёдорович Барщевский |
|
---|---|---|
Дата рождения: | ||
Место рождения: | ||
Дата смерти: | ||
Место смерти: | ||
Гражданство: | ||
Жанр: | ||
Стиль: | ||
Награды: |
|
|
Работы на Викискладе |
Ива́н Фёдорович Барще́вский (1851, Санкт-Петербург — 1948, Коломенское) — патриарх российской архитектурной фотографии, запечатлевший на фотоплёнку тысячи объектов национального культурного наследия по всей стране.
В около 30 000 тысяч его фотографий. На протяжении 15 лет, с 1882 по 1896 годы, Барщевский издал на собственные средства 47 альбомов по русскому искусству. О многих памятниках архитектуры, уничтоженных в советское время, можно судить только по его фотографиям. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).
Содержание |
Барщевский родился в 1851 в семье бедного петербургского чиновника. С юности увлекался фотографией, работал в студии придворного фотографа К. И. Бергамаско, посещал «рисовальные классы» художника В. И. Григоровича, издателя журнала «Изящные искусства» . Он был одним из тех, кто принёс фотографию в русскую провинцию.
В 1877 году переехал Ростов, где открыл фотомастерскую и выполнил фиксационные фотографии сокровищ Ростовского кремля — памятника старины, которому, по мнению краеведов того времени, грозило скорое разрушение.
Барщевский стремился к наиболее полному и точному документированию историко-культурных памятников, снимая их с разных ракурсов. Он усовершенствовал фотоаппарат с кассетой размером 18 х 24 см так, чтобы иметь возможность печатать фотографии для издания непосредственно с негатива и, не прибегая к увеличению, достигать наилучшей четкости изображения. Фотоработы, сделанные в Ростове, привлекли сочувственное внимание А. С. Уварова, И. Е. Забелина и других знатоков старины.
С 1879 года сосредоточился на фотофиксации ярославских храмов и древностей, в 1886 г. окончательно перебрался в Ярославль.
В 1880-е и 1890-е годы в звании «фотографа Императорской Академии художеств» Барщевский сотрудничает с Московским археологическим обществом, Императорской археологической комиссией, с видными исследователями древнерусской архитектуры — Н. В. Султановым, В. В. Сусловым; проводит фотофиксацию древних храмов Москвы и всего «Золотого кольца», выезжает на съёмки в Вологду, Галич, Муром и Астрахань, а также на Кавказ, руководит мастерской художественных моделей. В работе использовал фотокамеру 18 х 24 см с кассетой собственной конструкции.
В 1891-1892 годы сопровождает Н. П. Кондакова в экспедиции в Сирию и Палестину, где делает не менее тысячи фотографий раннехристианского искусства, многие из которых опубликованы. В 1897 году по приглашению М. К. Тенишевой переезжает в Смоленск, чтобы возглавить художественно-промышленную школу и музей «Русская старина» в Талашкино.
В 1884 году вышел первый его альбом, состоящий из 9 томов (фотографии № 1-483). В период с 1881 по 1899 годы им было сделано 2717 негативов, из которых 1462 снимка по архитектуре, 1245 — по декоративному искусству. В 1910 году коллекция негативов Барщевского была передана в Императорское Строгановское училище, а в 1912 году вышел полный каталог фотографий. В начале XX века Барщевский издал брошюры «Исторический очерк города Ярославля», «Несколько слов из истории искусства скоморохов», а также каталог музыкальных инструментов музея в Талашкино.
С 1936 года Барщевский жил в Коломенском у архитектора-реставратора П. Д. Барановского, работая хранителем музея-заповедника.
Скончался в 1948 году и был похоронен близ храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в с.Дьяковское (ныне Дьяковское кладбище).
Игорь Грабарь широко использовал фотоматериалы Барщевского для иллюстрации «Истории русского искусства».
Барщевский иван фёдорович, барщевский иван фёдорович фотографии, барщевский иван федорович фотограф, фотограф иван федорович барщевский коллекция фотографий.
Файл:Euphrasia minima.jpg, Файл:Bootshaken.jpg, Файл:Hexagonal antiprism vertfig.png.