Амели | |
Le Fabuleux destin d'Amélie Poulain | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
122 мин. |
Бюджет |
$10 млн |
Сборы | |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0211915 |
«Амели́» (фр. Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain) — французская романтическая комедия 2001 года режиссёра Жан-Пьера Жёне. Дословный перевод оригинального названия фильма — «Необыкновенная судьба Амели Пулен». В русском прокате фильм назывался «Амели» (в некоторых переводах также — «Амели с Монмартра»).
Фильм занял второе место в списке «100 лучших фильмов мирового кинематографа не на английском языке», составленном в 2010 году журналом Empire[2].
Содержание |
Жан-Пьер Жёне хотел снять в главной роли британскую актрису Эмили Уотсон (отсюда имя главной героини — Амели), на которую он обратил внимание в фильме «Рассекая волны». Актриса также хотела сыграть Амели, однако этого не случилось по двум причинам — она очень плохо говорила по-французски и, кроме того, уже была утверждена на роль в «Госфорд-парке» Роберта Олтмена (фильм вышел в 2001 году). От оригинального сценария, который писался в значительной мере под Уотсон, осталось её имя, переданное на французский манер. Национальность её отца (англичанин) и место его жительства (Лондон) были изменены[3].
Необычные истории, которыми изобилует фильм, большей частью имеют реальную основу и взяты из коллекции, которую Жёне собирал с 1974 года, записывая необычные воспоминания своих знакомых[3]. Фотоколлекция, которую собирает Нино, также имеет реальный прототип: аналогичную коллекцию собирал друг режиссёра сценарист Мишель Фолько[3] (в финальных титрах ему выражена благодарность); подлинную фотоколлекцию, однако, показать в фильме не удалось, поскольку закон Франции запрещает показывать в кинофильме случайных людей без их согласия; фотоколлекция была создана из фотографий актёров-статистов: актёров сажали перед фотоаппаратом и просили изобразить то или иное выражение лица, а зачастую просто говорили: «Ой, а у вас ботинок в мелу» или «А что это у вас на лбу» и в этот момент нажимали на спуск фотоаппарата.
Основа истории с садовым гномом также из коллекции историй Жёне. Идея с путешествующим по всему миру садовым гномом принадлежала некоему австралийцу, который в середине 1980-х годов, путешествуя по миру, присылал своему соседу фотографии с изображениями садового гнома, которого он взял у него из сада. В 1990-е подобные розыгрыши стали весьма популярны в Великобритании и Франции. Идея с путешествующими гномами после выхода фильма стала ещё более популярна: она была использована в нескольких компьютерных играх, видеоклипах и сериалах, а также легла в основу рекламной кампании американской туристической фирмы[3].
Картины в комнате Амели, а также воображаемого крокодила, с которым дружит героиня, придумал и нарисовал художник Майкл Сова; благодаря фильму, он получил широкую известность[3].
Фильм принёс известность и композитору Яну Тьерсену, причём Жёне изначально планировал пригласить для написания музыки к фильму не его, а английского композитора Майкла Наймана, однако не мог с ним связаться[3].
Многие сцены снимались на улицах Парижа (особенно в районе Монмартра), реальны и многие места, показанные в фильме: кафе «Две Мельницы», овощная лавка, железнодорожный вокзал. Отличие показанного в фильме от реальности заключалось в том, что все места съёмок были тщательно отмыты от граффити, грязи и пыли[3].
Бюджет фильма составил 77 млн франков (около 10 млн долларов США).
Детские годы Амели проходят в вымышленном мире и одиночестве. Она постоянно фантазирует и разговаривает со своим воображаемым другом — крокодилом[3]. Её отец ошибочно диагностировал ей порок сердца (он уделял ей слишком мало времени, поэтому при проведении ежемесячных медицинских обследований Амели сильно волновалась), поэтому девочке пришлось изучать науки дома, лишившись возможности найти друзей. Мать Амели трагически погибла, когда ей на голову с вершины собора Нотр-Дама свалилась туристка-самоубийца из Канады. В саду семейства Пулен сооружается миниатюрный мавзолей для праха погибшей. Даже там царит игрушечный, сказочный мир.
Став взрослой, Амели покидает отцовский дом. Она работает в кафе «Две Мельницы» на Монмартре, «пару раз» пробует заниматься сексом с мужчинами, но её попытки «оказываются неубедительными».
Амели весьма изобретательна и умеет находить удовольствие в маленьких повседневных радостях: опуская руку в мешок с фасолью, надламывая чайной ложечкой корочку крем-брюле, пуская «блинчики» по каналу Сен-Мартен.
Но вечером 30 августа 1997 года — в день гибели принцессы Дианы (в реальности принцесса Диана погибла 31 августа) — её жизнь меняется: случайно Амели находит в своей комнате тайник с оловянными солдатиками, стеклянными шариками и прочими детскими сокровищами, принадлежавшими неизвестному мальчику, жившему когда-то в её квартире, теперь уже взрослому пятидесятилетнему мужчине. Амели решает вернуть коробку владельцу. Она думает: если удавшаяся задумка пробудит в ней какие-нибудь чувства, то она всю жизнь посвятит заботе о счастье других людей.
Амели, хоть и с большим трудом, находит владельца этого тайника и с замиранием сердца ждёт его реакции. Сидя за стойкой бара в кафе, она слышит его признание, что он счастлив получить такую вот весточку из детства. Отныне Амели вмешивается в жизнь других людей. После истории с возвратом «сокровищ» она помогает одной из работниц «Двух Мельниц» найти любовь в образе мужчины с диктофоном, возвращает надежду женщине, живущей в одном доме с ней, подделав письмо от покойного мужа. Амели просит знакомую стюардессу фотографировать гнома отца в разных городах на фоне достопримечательностей и отсылает получившиеся снимки ему.
Опоздав на поезд, Амели остаётся ночевать в метро, а утром она натыкается на парня, роющегося под одной из фотокабинок. Увидев её, он как будто пугается, а потом, заметив кого-то, бежит за ним. По дороге он теряет альбом, который находит Амели. В этом альбоме наклеены смятые и порванные фотографии — неудачные снимки, выброшенные недовольными клиентами фотокабинок и подобранные этим человеком. В альбоме часто встречается фото одного и того же человека. У него как будто лицо без эмоций. Этими мыслями Амели делится со «Стеклянным Человеком», одним из жильцов её дома. Вместе они решают разгадать тайну: что за человек изображён на этих странных фотографиях. Им оказывается человек, который ремонтирует фотокабинки, а фото делает просто для проверки, после чего рвёт и выбрасывает его.
Как оказалось, Нино, парня, что потерял книгу с фотокарточками, волнует тот же вопрос. Амели удаётся разгадать тайну, и она подбрасывает Нино подсказки-загадки: свою фотографию в маске Зорро, стрелки на асфальте, шарады. В результате они приводят его прямо к тому загадочному неживому человеку, изображённому на фотографиях. Нино и Амели наконец-то встречаются, зная, кто из них кто. И оказывается, что они созданы друг для друга.
Актёр (русский дубляж) | Роль |
---|---|
Одри Тоту (Александра Фатхи) | Амели Пулен |
Матьё Кассовитц (Евгений Иванов) | Нино Кенконпуа |
Рюфюс (Юрий Лазарев) | Рафаэль Пулен |
Лорелла Кравотта | Амандина Пулен |
Серж Мерлен (Борис Улитин) | Рамон Дюфаэль |
Жамель Деббуз (Андрей Матвеев) | Люсьен |
Клэр Морье (Наталья Данилова) | Сюзанна |
Доминик Пинон (Валерий Кухарешин) | Жозеф |
Изабель Нанти (Александра Кожевникова) | Жоржетта |
Артю де Пенгерн (Александр Баргман) | Ипполито |
Юрбен Канселье (Алексей Гурьев) | Колиньон |
Морис Бенишу | Доминик Бретодо |
Клотильда Молле (Валентина Виноградова) | Джина |
Иоланда Моро (Татьяна Иванова) | Мадлен Уоллас |
Андре Дюссолье (Вадим Гущин) | Авторский текст |
Съёмочная группа фильма:
Оригинальный саундтрек к фильму:
Вся музыка написана Яном Тьерсеном.
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «J’y Suis Jamais Allé» | 1:34 |
2. | «Les Jours Tristes (instrumental)» | 3:03 |
3. | «La Valse D’Amélie» | 2:15 |
4. | «Comptine d'un autre ete - L'apres midi» | 2:20 |
5. | «La Noyée» | 2:03 |
6. | «L’Autre Valse D’Amélie» | 1:33 |
7. | «Guilty» | 3:13 |
8. | «A Quai» | 3:32 |
9. | «Le Moulin» | 4:28 |
10. | «Pas Si Simple» | 1:53 |
11. | «La Valse D’Amélie (orchestra version)» | 2:00 |
12. | «La Valse Des Vieux Os» | 2:20 |
13. | «La Dispute» | 4:15 |
14. | «Si Tu N'Étais Pas Là (fréhel)» | 3:29 |
15. | «Soir De Fête» | 2:56 |
16. | «La Redécouverte» | 1:13 |
17. | «Sur Le Fil» | 4:24 |
18. | «Le Banquet» | 1:31 |
19. | «La Valse D’Amélie (piano version)» | 2:39 |
20. | «La Valse Des Monstres» | 3:40 |
Авторство композиции Comptine d’un autre été: L’après-midi часто приписывают Рихарду Вагнеру под названием Die Hochzeit, «Свадебный марш» и др., а также Дмитрию Шостаковичу под названием «Босиком по мостовой»[4]. Так, в социальной сети В контакте поиск по аудиозаписям выдает более 3000 композиций для каждого из вариантов, значительно меньше, чем для правильного варианта названия. Авторство данной композиции, как и всего альбома, принадлежит Яну Тьерсену[5].
Композиция Comptine d’un autre été: L’après-midi была также использована в немецком фильме 2003 года «Гуд бай, Ленин!».
В своих комментариях по поводу того, что в кадр фильма (когда Амели посещает родителей лавочника Колиньёна) попал Фольксваген «Жук» новой модели, которой не могло быть на улицах Парижа в сентябре 1997 года, Жёне сказал, что «…они круглые, а „Амели“ — это история, которая сглаживает углы. И пусть, что их ещё не существовало во время гибели Леди Ди!»
Главная героиня фильма, Амели Пулен, во Франции и во многих других странах (например, в Японии) стала объектом поклонения — как и всё, что с ней связано. Родители стали называть именем Амели своих новорождённых девочек. В Париже стали выпекать новые булочки, называнные в честь Амели. Кафе «Две Мельницы», реально существующее на Монмартре по адресу улица Лепик, 15, стало после выхода фильма пользоваться огромной популярностью. Сильный рост цен на квартиры на Монмартре после 2001 года также в значительной степени связывают с популярностью фильма «Амели»[3].
Фильм «Взмах крыльев мотылька» был воспринят публикой и рекламировался прокатчиками как «Амели-2», хотя был снят ещё в 2000 году, то есть на год раньше «Амели»[3].
В 2007 году в зоологическом журнале Zootaxa было опубликовано описание нового вида лягушек (имеющих длину менее 2 см), обнаруженных в Эквадоре в дождевых лесах на горных склонах Анд. Этот вид живых существ из семейства стеклянных лягушек (Centrolenidae) был назван в честь Амели Пулен — Cochranella amelie («кохранелла Амели»). Как пояснили авторы публикации, вид был назван ими в честь героини «выдающегося фильма», в котором «мелкие детали играют важную роль в достижении радостей жизни — подобно тому, как стеклянные лягушки и все другие земноводные и пресмыкающиеся играют важную роль в здоровье нашей планеты»[6].
|
|
---|---|
1970-е | Старое ружьё (1976) • Месьё Кляйн (1977) • Провидение (1978) • Чужие деньги (1979) |
1980-е | Тэсс (1980) • Последнее метро (1981) • Борьба за огонь (1982) • Осведомитель (1983) • Бал и За наших любимых (1984) • Откройте, полиция! (1985) • Трое мужчин и младенец в люльке (1986) • Тереза (1987) • До свидания, дети (1988) • Камилла Клодель (1989) |
1990-е | Слишком красива для тебя (1990) • Сирано де Бержерак (1991) • Все утра мира (1992) • Дикие ночи (1993) • Курить / Не курить (1994) • Дикие тростники (1995) • Ненависть (1996) • Насмешка (1997) • Знакомая песня (1998) • Воображаемая жизнь ангелов (1999) |
2000-е | Салон красоты «Венера» (2000) • На чужой вкус (2001) • Амели (2002) • Пианист (2003) • Нашествие варваров (2004) • Увёртка (2005) • Моё сердце биться перестало (2006) • Леди Чаттерлей (2007) • Кус-кус и барабулька (2008) • Серафина из Санлиса (2009) |
2010-е | Пророк (2010) • Люди и боги (2011) • Артист (2012) |
Амели.