Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Алеут (шхуна, 1862)

Перейти к: навигация, поиск


«Алеут»
Тип парусного вооружения шхуна
Организация Сибирская военная флотилия
Изготовитель Завод Берда, Санкт-Петербург[1]
Строительство начато 14 ноября 1861 года
Спущен на воду 9 июня 1862 год
Введен в эксплуатацию 1862 год
Выведен из состава флота 1877 год
Основные характеристики
Водоизмещение 396 т.
Длина между перпендикулярами 39,6 м.
Ширина по мидельшпангоуту 6,1 м.
Осадка 2,8 м.
Двигатели паровая машина мощностью 30 номинальных л. с.
Движитель гребной винт, паруса
Скорость хода 7 узлов

«Алеут» — паровая шхуна Российского императорского флота, построенная для Сибирской флотилии.

История службы

Паровая шхуна «Алеут» построена в 1862 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге[1].

1 октября 1862 года вышла из Кронштадта под командованием капитан-лейтенанта Л. Бухгольца с грузом морского ведомства и по прибытии в Николаевск-на-Амуре вошла в состав Сибирской военной флотилии.

В последующие годы в летнее время выходила в плавания в залив Петра Великого, Японское и Охотское моря. Шхуна выполняла снабженческие и охранные задачи, а на зиму уходила в Нагасаки.

Летом 1866 года выходила в Тихий океан и под командованием лейтенанта П. Рогули посетила Гонолулу. В 1866 года на шхуне под командованием лейтенанта В. М. Лаврова выходил в плавания вдоль Русского берега и в залив Петра Великого гидрограф лейтенант К. С. Старицкий[2].

В 1867 году на шхуне «Алеут» совершал путешествие по Амуру Н. М. Пржевальский[3].

До 1877 года шхуна выходила в плавания в Японское море под командованием лейтенанта Воронова[2].

7 ноября 1877 года в по пути из из Николаевска-на Амуре во Владивосток шхуна попала в шторм и села на рифы в районе поселка Сетана. Кораблекрушение не привело к человеческим жертвам. 15 из 60 членов экипажа шхуны перезимовали в японском поселке. Когда в апреле следующего года за моряками пришло российское военное судно «Ермак», произошел несчастный случай. Лодка, доставлявшая матросов на судно, перевернулась и 12 (по другим данным 13) человек погибли[4].

Память

  • Именем шхуны названы бухта[5][6], мыс[7] и улица во Владивостоке[8].
  • В 1972 году в поселке Сетана погибшим морякам был поставлен памятник «с молитвой об их упокоении, а также с надеждой на развитие международной дружбы и мер по предотвращению бедствий на море»[4].

Примечания

  1. ↑ Шлюпы и шхуны Сибирской флотилии (рус.). randewy.ru. Проверено 29 июля 2013.
  2. ↑ «АЛЕУТ» (рус.). khasan-district.ru. Проверено 29 июля 2013.
  3. Н.М. Пржевальский (рус.). Проверено 29 июля 2013.
  4. ↑ Российские воинские захоронения в поселке Сэтана (преф. Хоккайдо) (рус.). Проверено 29 июля 2013.
  5. Бухта Алеут (рус.). Проверено 29 июля 2013.
  6. АЛЕУТ — бухта (рус.). Проверено 29 июля 2013.
  7. АЛЕУТ — мыс (рус.). Проверено 29 июля 2013.
  8. Алеутская (рус.). Проверено 29 июля 2013.

Литература

  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — С. 144, 146. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1

Алеут (шхуна, 1862).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24