Эйно Илмари Юутилайнен | |
фин. Eino Ilmari Juutilainen | |
Дата рождения | |
---|---|
Место рождения | |
Дата смерти |
21 февраля 1999 (85 лет) |
Принадлежность |
Финляндия |
Род войск |
авиация |
Годы службы |
1932 – 1947 |
Сражения/войны | |
В отставке |
частный пилот |
Эйно Илмари Юутилайнен (фин. Eino Ilmari Juutilainen; 21 февраля 1914, Лиекса, Выборгская губерния, Российская империя[1] — 21 февраля 1999) — финский военный лётчик, признанный самым результативным лётчиком-истребителем в военно-воздушных силах всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, за исключением Германии — в 1939—1944 годах сбил 94 советских самолета, два из которых — во время Советско-финской войны.
Содержание |
Родился в семье железнодорожника. Позднее семья переехала в Сортавала, где Илмари стал членом местного морского клуба и участвовал в походах по Ладожскому озеру. Прочитав книгу лучшего немецкого аса Первой мировой войны барона Манфреда фон Рихтгофена, Илмари тоже решил стать лётчиком. Летом 1932 был призван на действительную военную службу и в качестве помощника механика был направлен в 1-ю отдельную эскадрилью гидросамолётов. В 1933 поступил в авиашколу братьев Кархумяки и смог получить лицензию пилота частного самолёта.
В 1936 ему удалось добиться направления в авиашколу финской авиации (фин. Ilmasotkoulu, сокр. ISK), находившуюся на аэродроме Каухава (Kauhava), возле города Лапуа.
1 мая 1937 года Юутилайтен в звании сержанта прибыл в «As5», располагавшуюся на аэродроме Суур-Мерийоки, в нескольких километрах западнее Выборга. Первоначально летал на самолёте-разведчике, затем в 1938 году был направлен на аэродром Утти, где в течение нескольких месяцев проходил подготовку в качестве лётчика-истребителя.
Свою первую воздушную победу сержант Юутилайнен одержал 19 декабря 1939 года, сбив на «Фоккере» FR-106 над Карельским перешейком бомбардировщик ДБ-3. 31 декабря в бою над северным берегом Ладожского озера он сбил И-16. В тот же день Юутилайнену было присвоено звание старшего сержанта, а спустя двадцать дней — 25 января 1940 года — звание старшины. 1 марта 1941 года Юутилайнену было присвоено звание прапорщика.
С 1947 года в отставке, работал частным пилотом.
Тип и номер самолета | Период | Число побед лично/в группе |
---|---|---|
Fokker D.XXI | 01.12.39—13.03.40 | 2/1 |
Brewster B-239 BW-364 | 25.06.41—06.02.43 | 35 |
Bf.109 G-2 MT-7, MT-222 | 05.06.43—06.03.44 | 16 |
Bf.109 G-6 МТ-426, МТ-457 | 05.44—09.44 | 35 |
Как и японский ас Сакаи, ни разу не потерял в бою своего ведомого.
Юутилайнен, Илмари.