Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Юбилейный (аэропорт)

Аэропорт Юбилейный
Страна:
Регион:
Казахстан
Кызылординская область
Тип: экспериментальный
Код ИКАО:
Код ИАТА:
UAON (УАОН)
внутренний ЮБН
Высота:
Координаты:
+100 м
46°03′ с. ш. 63°14′ в. д. / 46.05° с. ш. 63.233333° в. д. (G) (O)
Местное время: UTC +6
Время работы: 03.00-13.00 UTC или по согласованию
Сайт:


Взлётно-посадочные полосы (ВПП)
Номер Размеры Покрытие
06/24 4500x84 м армобетон
06/24 3500x100 м грунт
Список аэропортов


Юбиле́йный — экспериментальный аэродром в Кызылординской области Казахстана. Расположен в северной части космодрома Байконур, в 40 км северо-северо-западнее города Байконур (на площадке 251 космодрома Байконур) в пустынном урочище Ушкызыл.

Аэродром Юбилейный внеклассный, способен принимать все типы самолётов (включая Ан-225 «Мрия»). Максимальная взлётная масса воздушного судна 392 тонны. Классификационное число ВПП (PCN) 72/R/B/X/T. [1]

На этот аэродром специальными авиарейсами из Москвы и дальнего зарубежья доставляются космические аппараты (для их подготовки и запуска с космодрома Байконур). В 1997 — 2011 годах аэродром принимал также пассажирские служебные рейсы, перевозившие административно-технический персонал предприятий аэрокосмической промышленности.

Содержание

История

Построен в начале 1980-х в качестве посадочного комплекса для опытно-конструкторских работ по программе многоразового космического корабля «Буран» (который и совершил здесь посадку в ноябре 1988 года после единственного космического полёта).

Постановление Правительства СССР о создании посадочного комплекса для космического корабля «Буран» было принято в октябре 1977 года, в преддверии 60-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции, в связи с этим аэродром получил наименование «Юбилейный». Головным разработчиком посадочного комплекса было назначено НПО «Молния», а проектирование объектов комплекса осуществлял 20-й Центральный проектный институт Министерства Обороны СССР.[2]

В 1979 году было начато строительство аэродрома силами военных строителей (130-е управление инженерных работ). ВПП аэродрома длиной 4500 м и шириной 84 м построена из монолитного высокопрочного бетона М-600 толщиной от 26 до 32 см на пескоцементном основании толщиной от 18 до 22 см. Площадь аэродромных покрытий составила 980 400 м2, общий объём земляных работ — около 2 млн м3 грунта. Первая очередь объектов аэродрома была сдана в эксплуатацию в ноябре 1981 года.

Первая посадка воздушного судна на рулёжную дорожку аэродрома была произведена в феврале 1980 года (вертолёт Ми-8 из состава авиаполка космодрома Байконур, базировавшегося в аэропорту «Крайний»), первая посадка на ВПП аэродрома — 29 января 1982 года (самолёт Ан-26 авиаполка космодрома). Первая транспортировка на Байконур элементов многоразовой космической системы «Энергия» — «Буран» самолётом ВМ-Т состоялась 8 апреля 1982 года.

В 1980-х совершено более 150 полётов самолёта ВМ-Т по доставке на Байконур всех крупногабаритных элементов космических комплексов «Энергия» и «Буран». Космические корабли «Буран» перевозились самолётом ВМ-Т на аэродром «Юбилейный» с подмосковного аэродрома Раменское, а блоки ракеты-носителя «Энергия» — с аэродрома Безымянка в городе Куйбышев (ныне Самара).

Аэродром принадлежал Министерству обороны. С 1992 года аэродром несколько лет не эксплуатировался, был заброшен и частично разграблен.

В 1995 году возникла необходимость реконструкции аэродрома с целью приёма тяжёлых самолётов из США, транспортирующих американские космические аппараты, прибывающие на Байконур для запуска по международным коммерческим программам. Эксплуатантом «Юбилейного» стал Космический центр имени Хруничева, производитель тяжёлых ракет-носителей «Протон». Был начат набор на работу нового (гражданского) персонала аэродрома, проведена замена радионавигационного, радиосвязного, светосигнального, метеорологического и прочего оборудования, капитальный ремонт ВПП. В 1997 году эти работы успешно завершились и экспериментальный аэродром был принят в эксплуатацию.

Аэродром «Юбилейный» является одним из памятных мест космодрома «Байконур»; во время визитов на космодром сюда многократно прибывали видные политики и руководители отечественной космонавтики. В частности, здесь бывал М. С. Горбачёв1987), В. В. Путин2005), Н. А. Назарбаев1991 и 2005), а 2 октября 1991 на аэродроме прошла встреча руководителей[3] 12 республик СССР (не присутствовали только лидеры Латвии, Литвы и Эстонии)[4].

Природа

Рельеф: слабоволнистая равнина (абсолютные отметки 95-120 м). В 4 км северо-восточнее аэродрома находится гора Ушкызыл (высота 135 м абс).

Растительная зона: полынно-боялычовая (северная) пустыня. Почвы: бурые пустынно-степные. В 8 км севернее аэродрома находятся пески Дарбас.

Постоянные водотоки и водоёмы в окрестностях аэродрома отсутствуют. Весной, после снеготаяния и дождей, на такырах местами образуются небольшие временные озёра глубиной до 0,5 м.

Описание климата см. в статье Байконур (город)

См. также

Источники

  1. Сборник аэронавигационной информации № 13 - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. ЦАИ ГА, 2009.
  2. Многоразовая космическая система «Энергия — Буран». Москва: НПП «ОмВ — Луч», 2004. — 356 с.
  3. Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. С. Шушкевич, И. А. Каримов, Н. А. Назарбаев, З. К. Гамсахурдия, А. Н. Муталибов, М. И. Снегур, А. А. Акаев, Р. Н. Набиев, Л. А. Тер-Петросян, С. А. Ниязов
  4. Парад суверенитетов

Ссылки

  • Посадочный комплекс космодрома Байконур
  • Авиация Байконура и Казахстана
  • Аэропорт Юбилейный в справочнике аэропортов
  • Схема (кроки) аэродрома Юбилейный

Юбилейный (аэропорт).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24