Эмиль Сайфутдинов | ||
Личные данные | ||
---|---|---|
Гражданство | Россия, Польша | |
Дата рождения | 26 октября 1989 | |
Место рождения | Салават (город), СССР | |
Сайт | http://emilracing.eu/ | |
Информация по клубам | ||
Российская лига | Турбина | |
Польская лига | Полония Быдгощ | |
Шведская лига | Ветланда | |
Карьера | ||
Мега-Лада Полония Быдгощ Масарна Пиратерна Войенс Турбина Турбина Ковентри АК Слани Ветланда |
2005, 2007-2008 2006-2012 2007-2008 2009-2010 2009-2010 2009-2012 2010 2011 2011 2012 |
|
Личные победы | ||
Чемпион России (юноши) Чемпион России (юниоры) Чемпион мира (юниоры) |
2002, 2003, 2004, 2005, 2008 2007, 2008 |
|
Командные победы | ||
Чемпион России (юноши) Чемпион России (юниоры) Чемпион России (пары) Чемпион России Кубок Европейских чемпионов |
2003, 2004 2005 2005, 2009 2005, 2007, 2008, 2009, 2011 2008 |
Эми́ль Дами́рович Сайфутди́нов (тат. Emil Damir uğlı Səyfetdinov, Эмиль Дамир улы Сәйфетдинов, польск. Emil Damirowicz Sajfutdinow; род. 26 октября 1989, Салават) — российский спидвейный гонщик. Мастер спорта международного класса. Двукратный чемпион мира среди юниоров. Стал первым российским спортсменом, получившим право участия в мировой серии Гран-При по спидвею, и уже на первом этапе Гран-При стал его победителем, став одновременно самым молодым победителем этапа Гран-При.
Бронзовый призер Личного чемпионата мира по спидвею (серии Гран-При) - 2009; бронзовый призер Командного чемпионата мира по спидвею - 2012.
Содержание |
Отец — Дамир Шамильевич Сайфутдинов, спидвейный тренер, на данный момент главный тренер СК Салават.
Брат, Денис Сайфутдинов, также гонщик. В 2007—2010 гг. оба брата выступали в России за один клуб (2007, 2008 — Мега-Лада; 2009, 2010 — Турбина).
Мотоспортом начал заниматься в родном городе — Салавате, в первых соревнованиях (мотокросс 65 см3) участвовал в 1998 году, однако позже сосредоточился на гаревом спидвее. В 2001—2003 гг. участвовал в соревнованиях по спидвею в юношеском зачёте за команду «Салават», а с 2003 года начал выступать за тольяттинский клуб Мега-Лада в юношеских соревнованиях.
В 2005 году дебютировал в Командном чемпионате России по спидвею, также за Мега-Ладу. Первой гонкой стала встреча Мега-Лады с Востоком из Владивостока, в первом заезде Эмиль пришел 4 (после Даркина, Ерошина и Каминского), а в своём следующем заезде набрал первые 2 очка чемпионата России (заезд: Даркин, Сайфутдинов, Столяров, Казионный). Гонка окончилась со счётом 58:31 в пользу Мега-Лады, Эмиль набрал 3 очка и 1 бонус в 3 заездах (0; 2*; 1).
В сезоне 2006 из-за разногласий с руководством Мега-Лады не участвовал в чемпионате[1], сосредоточившись на выступлениях в польской лиге. По этой причине Эмиль Сайфутдинов не участвовал в 2006 году ни в одном международном соревновании, а в России выступил только 1 раз, в КЧРЮ в составе команды «Приморье», где провёл только один заезд[2]. На следующий год Эмиль вернулся в Тольятти.
В чемпионатах 2007 и 2008 года в составе Мега-Лады являлся лучшим гонщиком страны среди всех гонщиков-нелегионеров.
После завершения сезона 2008 Эмиль Сайфутдинов заключил контракт с балаковской Турбиной, где ему были предложены несколько лучшие условия[3], в составе которой и стал чемпионом России сезона 2009, вновь став лучшим гонщиком России по среднезаездному результату. В "Турбине" Эмиль выступает и на данный момент (2012 год). Примечательно, что в сезоне 2010 официально числился гонщиком Турбины, однако из-за ряда травм и занятости в европейских лигах и международных соревнованиях не участвовал ни в личном, ни в командном чемпионате России (однако успел провести 2 гонки за «Турбину» в Украинской лиге спидвея).
На 2006—2008 года Эмиль Сайфутдинов подписал трехлетний контракт с командой польской экстралиги Полония Быдгощ, что произошло во многом из-за рекомендации шведского гонщика Андреаса Йонссона, заметившего юного российского гонщика на гонке «Большой Владивосток» в конце 2005 года[4].
В конце 2006 года началось сотрудничество Эмиля со своим бессменным польским менеджером Томашем Сускевичем.
В 2007 году состоялся дебют Сайфутдинова в шведской лиге в составе клуба Масарна Авеста, с которой был заключён двухлетний контракт[5].
В 2009—2010 защищал цвета польской Полонии Быдгощ, шведской Пиратерны и датского Войенса, причём с только с польским клубом был подписан договор на 2011 год[6].
В 2011 году Эмиль выступал также в Британской Премьер-Лиге (за Coventry Bees) и Чешской Экстралиге (за AK Slany).
В 2012 году возобновил участие в шведском чемпионате, на этот раз - в Ветланде.
Лига | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2,271 Мега-Лада |
- | 2,78 Мега-Лада |
2,829 Мега-Лада |
2,871 Турбина |
- | 2,613 Турбина |
Турбина |
|
(E) | - | 1,353 Полония Быдгощ |
1,463 Полония Быдгощ |
- | 2,189 Полония Быдгощ |
2,286 Полония Быдгощ |
- | Полония Быдгощ |
(I) | - | - | - | 2,535 Полония Быдгощ |
- | - | 2,539 Полония Быдгощ |
- |
(E) | - | - | 1,788 Масарна |
1,773 Масарна |
2,000 Пиратерна |
2,600 Пиратерна |
- | Ветланда |
- | - | - | - | 2,692 Войенс |
2,333 Войенс |
- | - | |
- | - | - | - | - | 3,000 Турбина |
- | - | |
(E) | - | - | - | - | - | - | 2,105 Ковентри |
- |
- | - | - | - | - | - | 2,143 АК Слани |
- |
В 2005 году впервые выступил на международных соревнованиях — на Личном чемпионате Европы среди юниоров, где в полуфинале завоевал право на участие в финале, однако был дисквалифицирован с уникальной формулировкой — за недостижение минимального возраста (Эмилю на тот момент еще не исполнилось 16 лет). Достижения:
Неприятным инцидентом было отмечено участие Эмиля Сайфутдинова в Командном Кубке мира-2011. Первоначально спортсмен входил в основной состав российской сборной на полуфинальную гонку в британском Кингс-Линне, однако за несколько дней до гонки Эмиль отказался от участия, заявив, что не поедет на соревнование без оплаты проезда его самого и команды его механиков. Финансовых средств на это не нашёл ни клуб "Турбина", обычно финансировававший поездки своих гонщиков, ни Мотоциклетная Федерация России[7]. В итоге сборной России пришлось воспользоваться услугами других гонщиков, сумевших, однако, вывести команду в рейс-офф. Для участия же Эмиля в рейс-оффе потребовалось личное вмешательство президента МФР Александра Лункина[8].
Однако историческое событие для российского спидвея - бронза в КЧМ-2012 (предыдущий раз российские гонщики становились на пьедестал лишь в 1996 году) - произошло во многом благодаря Эмилю Сайфутдинову, набравшему 16 из 35 очков команды в полуфинале и 17 из 30 в финале.
В конце 2008 года Эмилю Сайфутдинову как двукратному чемпиону мира среди юниоров поступило официальное приглашение («дикая карта») принять участие в сезоне Гран-При 2009 — самого престижного спидвейного соревнования в мире — в качестве постоянного гонщика. Таким образом, начиная с 1995 года, когда была внедрена система Гран-При, Эмиль стал первым российским гонщиком, получившим право выступать в ЛЧМ на постоянной основе.
Весьма успешно для спортсмена сложился сезон 2009. Эмиль выиграл 3 этапа мировой серии Гран-При: в Чехии (Прага), Швеции (Гётеборг) и Словении (Кршко), причём победил в первом же Гран-При, в котором принимал участие (Гран-При Чехии), став при этом самым юным победителем этапа Гран-При в истории[9][10].
Запомнился Эмиль и неспортивным поведением. Так, на 5-ом этапе серии (Гран-При Великобритании) Сайфутдинов после 5 заезда устроил рукопашную стычку с британцем Скоттом Николлзом, за что первый был оштрафован на 600 долларов (принеся, однако, свои извинения), а второй — на 500[11].
Не столь, однако, удачно сложился сезон 2010. На 3-ем этапе (Гран-При Чехии) в четвертой серии заездов при атаке идущего третьим британца Криса Харриса Эмиль, не справившись с управлением, упал и не смог продолжить соревнования[12]. Эмиль получил перелом плечевой кости левой руки, при том что он является левшой. Кость была скреплена титановой пластиной и шурупами.
По причине этой травмы Эмиль Сайфутдинов был вынужден пропустить 3 этапа Гран-При, вернувшись лишь к Гран-При Скандинавии, где по вине польского гонщика Томаша Голлоба он получил новую травму (вывих запястья правой руки), что и вынудило Эмиля досрочно завершить сезон.
19 октября 2010 года Конгресс FIM в Макао предоставил Сайфутдинову «дикую карту» на участие в серии Гран-При 2011[13].
В сезоне 2011 Эмиль Сайфутдинов занял 6 место, получив право автоматического участия в Гран-При 2012.
После 6 этапов Гран-При 2012 (середина туринира) Эмилю не удалось ни разу вступить на пьедестал; в 5 случаях из 6 спортсмен останавливался на стадии полуфинала.
Сезон | Номер | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2009 | 15 | CZE 17 |
EUR 9 |
SWE 20 |
DNK 14 |
GBR 7 |
LVA 10 |
SCA 5 |
NOR 14 |
SVN 24 |
ITA 11 |
POL 8 |
3 | 139 | |
2010 | 3 | EUR 14 |
SWE 8 |
CZE 5 |
DNK — |
POL — |
GBR — |
SCA 6 |
CHO — |
NOR — |
ITA — |
FNL — |
15 | 33 | |
2011 | 12 | EUR 14 |
SWE 8 |
CZE 6 |
DNK 7 |
GBR 13 |
ITA 11 |
SCA 13 |
POL 7 |
NOR 9 |
CHO 10 |
FNL 8 |
6 | 106 | |
2012 | 6 | NZE 8 |
EUR 7 |
CZE 10 |
SWE 12 |
DNK 11 |
POL 10 |
CHO 7 |
ITA 19 |
GBR 12 |
SCA 11 |
NOR 15 |
FNL |
4 | 122 |
Спидвей — не единственный вид спорта, которым занимается Эмиль Сайфутдинов. Он принимал участие в официальных соревнованиях по зимнему мотокроссу[14]. Кроме того, ему поступало официальное приглашение принять участие в мировой серии MotoGP (шоссейно-кольцевые гонки)[15], однако на данный момент спортсмен не выступил ни в одном из этапов.
Эмиль Сайфутдинов имеет польское гражданство. Оно было получено им весной 2009 года с целью облегчения пересечения европейских границ во время многочисленных переездов, связанных с его спортивной деятельностью. Кроме того, польское гражданство Эмиля позволяет выступать ему в польской Экстралиге как местному гонщику, обходя, таким образом, лимит на легионеров. Однако во всех международных соревнованиях Сайфутдинов по-прежнему представляет Россию[16].
В данное время Эмиль Сайфутдинов проживает в Санкт-Петербурге, где вместе с известным мотокроссменом Геннадием Севостьяновым является одним из руководителей детской мотошколы «Sevostyanov & Sayfutdinov»[17].
Эмиль Сайфутдинов.