Микропроцессорные игры серии «Электроника» — серия советских электронных игр, в основном объединенных в единую серию «Электроника ИМ» (ИМ — игра микропроцессорная). Эта серия включает в себя как карманные, так и настольные электронные игры, подвижные роботы, музыкальные инструменты и т. д.
Карманные игры серии «Электроника» с индикатором на жидких кристаллах — линейка советских портативных игровых устройств с жидкокристаллическим экраном, выпускавшихся разными производителями под общей торговой маркой «Электроника» с 1984 года. В большинстве игры этого семейства являлись точными копиями и вариациями электронных игрушек Game & Watch серии «Wide Screen», выпущенной компанией Nintendo в 1981—1982 годах (EGG, Octopus, Mickey Mouse, Chef и другие).
Игры выпускались заводами «Ангстрем» (Зеленоград), «Микрон» (Зеленоград), «Арзамасским Заводом Радиодеталей» (Арзамас), «Биллюр» (Гянджа), «Эвистор» (Витебск), «Камертон» (Пинск), «Октябрь» (Винница), «Протон» (Орёл), «Северодонецким Приборостроительным Заводом» (Северодонецк), «Восход» (Калуга), «Эллар» (Рига) и некоторыми другими. Некоторые игры также выпускались заводом «Ангстрем» в экспортном варианте, с индексами «Angstrem MG-xx» и надписями на корпусе и упаковке на английском языке. Объем выпуска игры «Ну, погоди!» в 1985 году составил около 400000 штук.
Содержание |
Известно несколько серий игр, отличающихся обозначением — «ИМ» (Игра Микропроцессорная), «ИЭ» (Игра Электронная, Полесье) и просто «И». Одна игра, «Электроника 24-01», не имеет обозначения серии.
Серия «ИЭ» — «игра электронная». Некоторые игры также выпускались с одинаковой надписью на корпусе и другой системой индексов.
Серия «И» (версии, выпускавшиеся после 1992 года):
Серия «ТОМАКОЧИ»[1] — Игры электронные микропроцессорные
Другие
Электронная игра состоит из корпуса, жидкокристаллического экрана с силуэтами изменяющихся элементов игровой ситуации и печатной платы. Изображение, создаваемое жидкокристаллическим экраном, дополняется неподвижными разноцветными изображениями, нарисованными на прозрачном листе, положенном на экран (либо, в поздних выпусках, эти изображения нанесены на отражающую подложку ЖКИ).
Вся электронная часть игры выполнена на одной специализированной микросхеме. Ранние игры используют микроконтроллеры КБ1013ВКх-х, более поздние — КБ1515ХМ3-x. Помимо микросхемы на плате присутствуют «часовой» кварцевый резонатор (32768 Гц) и пьезоизлучатель ЗП-3. Микросхема требует двух напряжений питания — минус 3 и минус 1.5 вольта, которые обеспечиваются использованием двух отдельных элементов питания. Для снижения толщины корпуса некоторые компоненты, в частности микросхема, установлены в вырезах в плате.
Микроконтроллер КБ1013 четырёхразрядный, имеет архитектуру гарвардского типа. На кристалле присутствуют ОЗУ объёмом 65 4-битных ячеек со страничной организацией 13x5, масочное (однократно программируемое при изготовлении) ПЗУ программ, таймер-счётчик, контроллер жидкокристаллических дисплеев, входной буфер и выходной регистр данных, блок управления резервированием мощности, тактовый генератор, устройство синхронизации.
Микроконтроллер выполняет 55 команд. Из арифметики есть только одна команда сложения. Есть команды, выполняющие сразу по три действия (обмен аккумулятора и ОЗУ, наращивание адреса ячейки ОЗУ и смена страницы ОЗУ) Объём программы — 1830 команд. Выполнен по КМОП-технологии с Al-затвором, выпускался в планарных 60-ти выводных пластмассовых корпусах. Номенклатура серийно выпускаемых типов КБ1013: КБ1013 ВЕ3-2; КБ1013 ВЕ6-2; КБ1013 ВК1-2.
Если нажать на несколько кнопок сразу, включая кнопки «часы», «игра А», «игра Б», устройство начинало вести себя неадекватно. Например, странные режимы игры (только одна дорожка из четырёх), проблемы со скоростью, пропадание и ослабевание сегментов на экране, изменение поведения «штрафных очков» (например, они могли перестать считаться, или по заполнении их игра продолжалась), проблемы с часами и будильником, спонтанное срабатывание будильника, спонтанное издавание звуков, исчезновение звуков во время игры. После частых экспериментов игра переставала работать в обычном режиме.
Слабый экран. От небольшого нажатия непосредственно на экран или падения сразу выходил из строя. Проблемы с отображением сегментов. Через время элементы на экране тускнели (элементы питания ни при чём) из-за близости кнопок и крепления, часто от постоянных нажатий на кнопки экран механически ломался.Портативные игровые системы (консоли) | |
---|---|
Ранние варианты | Microvision • Портативные игры |
Nintendo |
Game & Watch • Game Boy (Pocket • Light) • Virtual Boy • Game Boy Color • Game Boy Advance (SP • Micro) • DS (Lite • DSi • XL) • 3DS |
Bandai | |
GamePark/Holdings |
GP32 • GP2X • XGP • GP2X Wiz • GP2X Caanoo |
SNK | |
Sega | |
Sony |
PlayStation Portable (Slim and Lite • 3000 • go • E1000) • PlayStation Vita |
Клоны | |
Другие |
Atari Lynx • Epoch Game Pocket Computer • Gamate • Watara Supervision • Game.com • Gizmondo • N-Gage • TurboExpress • Pepper Pad • GameKing • iRiver G10 • Pandora • QUMO gamebox • Dingoo A320 • Gemei A330 • Tapwave Zodiac • Ritmix RZX-50 |
Электроника (игры).