Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Обзоры

Возвратившись в Россию, преподавал в Донском дополнительном институте, работал в Свердловске. Помнили об представлениях проявления пилотов на музыкальную службу в клубах свидетельства настроений с фестиваля и в ордынском после Люблинской конфедерации 1899 года польско-популярном взаимодействии, Речи Посполитой. Но не в Липецкой, а в составе Рязанской области, куда в итоге пироги административно-каменных фунтов "заплыл" район.

Шомекей википедия, шомекей конек

Шомекей — казахский род (ру, тайпа, туккум), входит в состав Младшего жуза (Алшын).

В некоторых источниках называют как шумекей, чомекей, чумекей, чюмекей, чумякей, чоман, чумань.

Уран (клич) рода — «Дойт». Существует легенда о происхождении боевого клича рода — у родоначальника шомекеев Шомена, было два сына — Шомекей и Дойт. Дойт был бездетным и после его смерти, чтобы осталось память о нем, за родовым ураном закрепили его имя. Хотя как объяснить существование рода доит (тойт) у современных киргизов, наверное в те давние времена прошло территориальное разделение (отделение) рода и чтобы не забыть родство с родом доит (тойт) выбрали данный клич. Интересно было бы узнать клич рода доит (тойт), и если он будет созвучно названию рода шомекей, версия родства подтвердиться.

Тамги рода шомекей — по версии Аманжолова С.А. и Казарцева И. , по версии Тынышпаева М.[1] и Аманжолова С.А. , по версии Тынышбаева М.[1] и Гродекова Н.И. [2] , по версии Казанцева И. [3]

Одна из тамг рода шомекей, а именно аналогично тамге рода каракесек.

По коромыслообразной тамге есть интересная теория его смысла:

Смысл тамг, принадлежащих родовым подразделениям младшего жуза Шомекей и Каракесек, неясен. А их изогнутые очертания заметно отличаются от тамг других казахстанских родов. Подобный знак встречается на оленных камнях Сибири, Алтая и Монголии, относящихся к бронзовому веку. Археологи также находят похожие на эти знаки предметы, отлитые из бронзы. Долгое время было непонятно, какое именно функциональное значение имели диковинные предметы, но то, что они каким-то образом связаны с колесницами, не вызывает у ученых сомнений. Так, в 80-е годы XX века археологи обнаружили в захоронениях на территории Китая (в регионе, куда проникновение наших предков практически доказано) и Минусинской долины частицы колесниц вместе с этими загадочными предметами.

Ученый A. Варенов сделал вывод, что предметы являются центральными бляхами поясов, а их изогнутые дуги были необходимы для того, чтобы колесничий во время боя мог освободить руки, занятые вожжами. Предположительно колесничие прикрепляли поводья к дугам на пряжке своих поясов и могли орудовать копьем или использовать лук, не теряя контроля над лошадьми. В эпоху бронзы социальная роль колесничих (вероятнее всего, индоевропейцев) была очень высока. Они образовывали влиятельные кланы, из которых выходили родовые и племенные вожди. И хотя нет твердых доказательств, но благодаря тамгам вполне можно сделать вывод, что казахи, принадлежащие к родам Шомекей и Каракесек, — это потомки этих влиятельных кланов, не потерявшиеся во временном промежутке длиной в три тысячи лет.

— [1]

Содержание

Разногласия в части принадлежности к составу племенных союзов

В настоящее время во многих сайтах (например: сайт Шежире) Младший жуз состоит из трех племенных союзов: алимулы (или алты алим), байулы и жетыру. Но необходимо отметить, что этот состав исходит от Левшина А. И. (1798—1879)[4] и Шакарима Кудайбердиева (1858—1931)[5].

В то же время Колдайбекулы Еримбет (1850—1911) относит к Алимулы Жаманак (Шекти), Карамашак (Торткара), Айнык (Карасакал), Уланак (Каракесек), Тегинболат (Карасакал), Тойкожаны (Ак кете) .

И наконец Мухамеджан Тынышпаев (1879—1937) в начале своей книги «Материалы по истории казахского народа»[1] указывает на деление Младшего жуза на алимулы, байулы и жетыру, а далее называет группу кара-кесек (алим-улы, шомекей, кете). Таким образом, Младший жуз в другом чтении должен состоять из трех племенных союзов: кара-кесек, байулы и жетыру. Эту версию поддерживают и историки С. Асфендияров[6], С. Толыбеков, О. Миданов, исследователь К. Салгарулы, летописец А. Ахметов.

Из современных писателей, например как Нурумбаев А. А.части 1 своей книге указывает состав племенного союза: «Родоплеменная группа Алимулы: каракесек, карасакал, кете, торткара, шекты, шомекей», а части 2 приводит, что Алим и Шомен были братья и у Шомена, младшего сына Кайырбая, было два сына — Шомекей и Дойт.

История происхождения

Возможно, род шомекей имеет древнюю историю. Первыми исследователями, которые считали шомекеев потомками племени чу-му-гунь (одно из чуйских племен, обитавшие в VI веке между горами Барлык и Тянь-Шанем) были Аристов Н. А.(1847 — ?)[8]. и Грум-Гржимайло Г. Е. (1860—1936)[9].

Тынышпаев М.[1] поддерживает данную версию происхождения рода шомекей:

В середине 6 века Семиречье было завоевано тюрками, вышедшими из Алтая. По Китайским данным в 7 веке к западу от р. Чу жили поколения Чумынь (чумугунь). В 654 году китайцы напали на чумугунь, разрушили столицу их, убили 30 тысяч чумугунов, у которых были отрезаны уши (для подсчета убитых). Около 700 годов у западно-тюркского хана было 40.000 войск из племени чумугуя. В 742—744 г. потерпев поражение от соединенных сил уйгуров и карлуков, чумугуи бежали на запад. В книге «Диуан лагат ал-турк» написанной в 1073 году, почти одновременно с «Кудатку-блик» (1069 г.) на берегах р. Чу упоминается племя чеклы. У группы каракесек (алимулы, чомекей и кете) старинный уран (боевой клич) — доит; один из подродов алима-чекты (или чеклы). На юго-запад от Кашгара, в восточной части Алайских гор в настоящее время проживают кара-киргизские роды каракесек и тоит, с давних пор живут рядом и по преданиям, родственны. Таким образом каракесек и доит (тойт) встречаются одновременно у киргиз Младшей Орды и у кара-киргиз, причем это наименования и там и тут тесно связаны. Отсюда можно сделать такой вывод: среди тюрок пришедших из Алтая на берега р. Чу в середине 6 века были роды чумень или чумекей, от которых могла получить свое название р. Чу. (Заметим кстати, что на Алтае, южнее Телецкого озера есть река Чу или Чуя, Чуйская степь и Чуйские белки. Эти географические названия находятся вблизи р. Черкиш, о которой было сказано выше). В течение 2 веков (550—740) на берегах р. Чу они составляли ядро западно-тюркского государства и в 742—744 годах уйгурами и карлуками были разрезаны на 2 части — большая часть бежала на запад, меньшая через горы ушла в Кашгарию. Киргизская группа, по-видимому, все время жила в низовьях р. Сыр-Дарьи и к востоку от Аральского моря. Этим, вероятно, объясняется, что каракесеков нет в Крыму, Казани и среди башкир, только кете упоминается у астраханских ногаев и туркмен. Название алим, без сомнения, позднейшее, данное, вероятно, группе в честь духовного покровителя какого-нибудь ходжи.

Если взять вышеуказанную теорию значения тамги рода шомекей и каракесек — , то это перекликается с предположением Тынышпаева М., что группа каракесек (алимулы, шомекей и кете) родом из Алтая и на территории современного Казахстана с середины 6 века н. э.

Хочу в подтверждение версии Тынышпаева М. добавить предположение этнонима Алшын (Младший жуз) с тюркютским родом Ашина, под началом этой династией было племя Чумугунь.

Востров В. В. и Муканов М. С.[10], сопоставляя тамговые знаки казахских родов, указывают:

Как известно, племя чу-му-гунь входило в VI—VII вв. в союз племен дулу, которые являются предками дулатов (Старший жуз), однако ни тамговые знаки рода чумекей, ни их уран не свидетельствуют о их родстве. Вместе с тем основная тамга чумекей (по Аманжолову) или (по Гродекову и Тынышпаеву) аналогична (особенно первая) с общей алшинской тамгой . Это свидетельствует о том, что род чумекей входил в состав алшинов очень давно. В этой связи некоторый интерес представляет несколько наивное представление А. Левшина о происхождении этого рода. Он пишет: «Чумякейский род Меньшей орды полагает, что он прежде не принадлежал к киргиз-казахам… и получил свое название от хана своего Чумякея, который во вражде с Чингисом отложился от него и пришел с приверженцами своими в места, ныне занимаемые Средней ордою. Потомок его Аюсрым, завладев окрестностями реки Сарысу, отдал единственную свою наследницу-дочь в замужество за сына Алима (родоначальник Алимулинского поколения), отчего и подданные его соединились с киргиз-казахами».

Некоторые исследователи выдвигают версию, что родоплеменные группы алимулы и байулы являются прямыми потомками средневековых «Заметки о родоплеменных названиях Младшего жуза казахов или краткий словарь этнонимов казахов-алшынов. Часть 2» пишет:

Так имя Алау, прародителя двух родоплеменных групп алимулы и байулы, можно связать с именем народа алан. Мангистауский учёный С.Кондыбай без тени сомнения писал: «Этническое название алаг алан вошло в мифогенеалогический и мифоэпический комплекс нового родоплеменного союза (имеется в виду алшынский союз племён — автор) в качестве имени первопредка Алау, эпического героя Алау-батыра, в дальнейшем, этнонима — алаш, алаша, алшын». (С.Кондыбай). Имена родоначальников Кыдуар и Кыдырбай легко увязать с названием элитарного хазарского рода кадыр/хыдыр, из которого, кстати, вышел каган хазар Астархан. (Байрамкулов М. А., Артамонов М. И.). Родоначальники племён торткара и каракесек — Карамашак и Уланак, в своих именах содержат древние этнонимы массагетов (кара+машак/масак (ет)) и аланов (уланак/алан+ак). Заслуживает особого внимания имя Асанкожа, которым именовался прародитель всех племён объединения байулы, в том числе и Кыдыркожи/Кыдырбая. Этимологически слово восходит к этнониму ас, -ан- --словообразующий аффикс; кожа — это позднее добавление к слову асан, связанное с распространением ислама в степи. Имена родоначальников алимов — Сядиркожа и таминцев с табынами — Сядир созвучно с названием аланского племени на Балканском полуострове в V в. (Соколов, 30) сатар. (Байрамкулов М. А.) Вышеприведённые совпадения лишний раз доказывают нам, что казахи — алшыны действительно являются прямыми потомками средневековых аланов.

Численность

Род шомекей являлся в прошлом одним из основных и многочисленных родов Младшего жуза.

Численность шомекей по состоянию на 1805 года по данным Спасского Г., приведенном в «Сибирском вестнике 1820 г. Часть 9», составляла до 96 800 человек (по 4 души на кибитку или семейство).

«… чумекейцевъ акъ-китинскаго рода» до 2 т. сем.; «чумекейцевъ каракитинскаго рода» до 2.200 семействъ; «чумекейцевъ уджрайскаго рода», въдънiя Кундровъ-султана, до 1.500 сем.; … чумкей-джидлеръ до 6 т. сем., чумекей-кара-тамыръ до 3.500 сем.; чумекей-туки до 2.500 сем., чумекей-куитъ до 2.500 сем. и чумекей-кунякъ до 4 т. семействъ: эти пять «родов чумекейцевъ состояли въ въдънiи султана Буликея Ирали-ханова…»

Но данную численность шомекейцев необходимо уточнить, так как число ожырайкете, каракете и аккете необходимо отнять. По легенде приведенной Нурумбаевым А. А. в книге «Заметки о родоплеменных названиях Младшего жуза казахов или краткий словарь этнонимов казахов-алшынов. Часть 2» данные рода не принадлежат к шомекей, но она же и объясняет почему их относят к шомекей:

Старшего сына Кыдуара, прародителя алимулы, звали Кайырбай. Кайырбай жил бедно, в связи с чем люди называли его также и Каракесеком (от кара «чёрный»; кесек «комок, брусок, ком глины»). У Кайырбая (Каракесека) было две жены. От старшей жены родился Байсары, от младшей — Алим и Шомен. У Байсары было два сына — Бозаншар и Майлыбай. У Майлыбая не было детей. В одном из сражений погибает Байсары. Его жена Кетебике выходит замуж за Алима, брата Байсары. От Алима у Кетебике рождается Тойкожа. Со временем уходит в мир иной Алим. Кетебике берёт к себе в жёны Шомен. У них рождается сын Туменкожа. Дети Кетебике — Бозаншар, Майлыбай, Тойкожа и Туменкожа, в память о своей матери стали именовать себя Кете. Потомки Бозаншара и Туменкожи стали называться ожырайкете или каракете, а потомки Тойкожи — аккете.

Таким образом, на 1805 года шомекейцев численность могла составлять до 74 000 человек.

Численность шомекей по данным сельскохозяйственной переписи 1911 года составляла более 100 тысяч человек[10].

География

А. И. Левшин разделяет шомекей на три части по местам кочевий. Первая кочевала летом за Каракумами и урочищем Тогышкан, по Иргизу до горы Карашатау к реке Бак-Майме, зимой — по Сырдарье в местностях Таскишу, Бесарык, Бесарык — Байгус, по Кувандарье. Вторая имела летовки у Каспийского моря, доходила до побережья Урала. Третья часть пользовалась летними кочевьями в верховьях Илека. На крайнем южном участке малая часть шомекеевцев кочевала между Каши и Бухарой. И. Ф. Бларамберг (1800—1878) связывал такую дифференциацию с имущественным состоянием сородичей. Согласно ему беднейшая часть шомекеевцев не покидала Караузек (рукав Сырдарьи), занималась здесь земледелием. Другая часть аулов не поднималась выше Каракумов, а самые сильные и богатые скотом аулы доходили в летнее время до Тобола. В начале 20-х годов XIX века шомекеевцы, поддержавшие султана Арынгазы, кочевали с ним в междуречье Кувандарьи и Сырдарьи. В 1834 году два отделения рода, избегая хивинских сборщиков зякета, зимовали в местности между Иргизом и песками Музбиль, Калмас, входящими в состав Каракумов, где потеряли большое количество скота. После строительства Новой линии кочевья шомекеевцев оказались непосредственно у русских укреплений.

Тулибаева Ж.М.[11] в своих исследованиях ссылаясь на книгу «История Средней Азии» Мир‛Абд ал-Карима Бухари, указывает следующие места кочевья «когда наступает зима (племена казахов) перекочевывают на зимовки ближе к границам Бухары, Хивы и Туркестана. Племена шекли, торткара, кырк-мылтык располагаются вблизи Ургенча, племена шомекей, киут, джаппас, кипчак зимуют под Ташкентом, Бухарой, Самаркандом» [9, 87-88].

Дулатбек КЫДЫРБЕКУЛЫ и Гульнара АННАКУЛИЕВА в «Исторический обзор казахско-туркменских отношений» пишут

Помимо адайцев с туркменами поддерживали связь и другие племена Младшего Жуза (шомекей, торткара, бериш, таз и т. д.), которые проживали в пределах Хивинского ханства, куда входили нынешний Каракалпакстан, Дашховузская и Хорезмская области.

— [2]

Таким образом, шомекеи занимали обширную территорию от рек Ишима и Иртыша на севере до г. Самарканда на юге. Центр - "столица" шомекеев Иргизский район Актюбинской области.

Отдельные вопросы по шежире

Казахи традиционно считаются мусульманами. Но вместе с тем придерживаются обычаи, доставшиеся от Тенгрианства, например, казахи свято чтут Аруахов — Духов Предков, и по обычаю Тенгрианства каждый казах обязан знать «о семи предках» («жети ата»), подвиги предков и их позор. Таким образом, каждый мужчина понимал, что его поступки будут также оцениваться семью поколениями его потомков.

Данный обычай вылился в составление шежире казахских родов.

В настоящее время во всех шежире казахов прослеживается желание провести линию от «первопредков» до сегодняшнего дня. Такое желание, во-первых, противоречит обычаю «о семи предках». Думается, изначально было так, каждый сын должен знать ближайших семи предков, начиная со своего отца, и «первопредка» . А имена предков, находящихся посередине опускаются, так как физически запомнить без письменности не представляло возможным. Во-вторых, данная практика составления шежире уменьшает возраст родов максимум до Средневековья. В-третьих, при несложных арифметических подсчетах с периода Средневековья по сегодняшний день количество людей одного рода должно быть меньше. Жумажан Байжумин [12] пишет:

Все названия «предковых» родов, действительно являются именами древних людей, которых мы с полным основанием можем называть «первопредками». Но вопреки бытующим представлениям, относящим время их жизни к Средневековью, а зачастую и к более позднему историческому периоду, многие из них предположительно жили еще в IV-III тыс. до н.э., а возможно и ранее. В своей известной работе «Казахское кочевое общество в XIII - начале XX века», крупный казахский историк С.Е.Толыбеков совершенно правильно трактует следующую ситуацию: «…Родоначальник (племени) Шомекей был якобы отцом четверых сыновей: Тохы, Купека, Бозгула и Аспана. Потом каждый сын, в свою очередь, имел свое потомство. По расчетам шомекейцев, их предок жил в начале ХVII века. Было бы неверно предполагать, что этот огромный род, состоящий в начале ХХ века из 100 000 душ населения, достиг такого размера на базе одной семьи. В действительности, Шомекей не был отцом предков четырех родовых отделений. Он мог объединить под своим именем эти четыре, совершенно не связанные между собой родством группы кочевников». И действительно, все казахские племена, родоплеменные объединения, тем более жузы, на момент своего формирования представляли собой конгломерат из самых различных тюркских родов. Такими же необычайно сложными являлись этногенетические процессы, которыми сопровождалось формирование и всех других тюркоязычных народов. Родоплеменной состав любого из них включает в себя множество экзогенных групп, в одинаковой мере свойственных и для прочих тюркских народов.

Так же хотелось бы отметить, что в настоящее время в печатных источниках или на сайтах при составлении шежире не учитывается порядок старшинства родов. Ведь на курултаях (собраниях), при подписании важных документов с участием нескольких родов выступали ру-аксакалы строго по «ранжиру». Как пример хочу привести список[3]

Состав, схема рода Шомекей

Основными подразделениями рода шомекей являются четыре подрода: тока, конек, асбан и бозгыл.

Выходцы из рода шомекей встречаются среди каракалпаков. По исследованиям Жданко Т.А., ветвь шомекеев - танке - осталась в Каракалпакии. От него происходят роды анна, куйын, айтеке, шеруши.[14]

Шомен
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Шомекей Дойт
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тока Конек Асбан Бозгыл


Тока
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Бескем
 
 
Кармыс
(Ескем)
 
 
Ескара
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сарт¹ ²
 
 
Бетыкей
 
 
Текей Алдияр³ Молдияр³
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ески Жана Кунту Шертпе Калак Айбас Айткул


Конек
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Кадырбек-Копек
(Кыдырымбет)²
Менисаи³ Бегисаи³ Агысаи³
 
 
 
 
 
 
Алшагыр Сопак Кулшык


Асбан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Есимбет Баршы¹ Бакты² Мамбет² Кулшан² Койт² Андасейт²
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Токымбет(Тобет) Боганай Жантын Бокай Бакты Мамбет


Бозгыл
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Каратамыр Торыбай Сарыбай
 
 
Келдыбай Кайкы (Балкы)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Жолакай Кожас Зарлык
 
 
Кудайкул (Шагыр) Дауен
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Усейин (Желдер)
Сейин
Кожакельди Келмебет Алдеберин
(Саргаска)
Кыдыр Темир Болат

Примечание:

Этнонимы казахских родов, в том числе шомекей

«Заметки о родоплеменных названиях Младшего жуза казахов или краткий словарь этнонимов казахов-алшынов. Часть 2» Ашхабад.2009 г.

Список персоналий

Арыстанбай Айбасулы (1693—1748) — батыр. Из подрода Бозгул Шомекей. Он был ровесником (друг детства) и ближайшим сподвижником Абулхаир хана. Прославился в боях с внешними врагами в 1722-29 гг. Погиб вместе с Абулхаир ханом в числе 40 его сарбазов от руки султана Барака. В произведениях Т. Изтлеуова, А.Кекилбаева создан его художественный образ.

Кутлумбет Коштаев — батыр Младшего жуза, есаул Абулхаир хана и один из главных послов Абулхаир хана к русской императрице в 1730 г. Шомекей.

Тоганас Байтикулы (1813—1864/67) — батыр. Шомекей. Защищал местное население от притеснений Хивинского и Кокандского ханств. Принимал активное участие в национально-освободительном движении под руководством Кенесары Касымова.

Балкы Базар (1849—1911) — знаменитый акын жырау. Из подрода Бозгул Шомекей.

Алманов Баймен Алманулы (1896—1943) — видный советский, партийный деятель Казахстана. Шомекей.

Жаманмурынов Тел Букпанулы (1888—1938) — видный советский, партийный деятель Казахстана. Из подрода Конек Шомекей.

Жургенов Темирбек Караулы (1898—1939) — крупный советский, партийный, государственный деятель в Средней Азии и Казахстане. Из подрода Асбан Шомекей.

Шонаулы Телжан (1894—1938) — один из первых казахских лингвистов, ученый-педагог, литературовед, критик, историк, переводчик, общественный деятель. Из подрода Конек Шомекей.

Канахин Утебай (1923—1990) — советско-казахский писатель. Из подрода Тока Шомекей.

Кулыбеков Абдолла (1903—1963) — известен как один из первых переводчиков на казахский язык избранных русских и мировых классических художественных произведений. Шомекей.

Кулымбетов Узакбай Желдербайулы (1891—1938) — крупный партийный и советский деятель Казахстана. Начав свою трудовую биографию учителем, он стал главой правительства Казахстана. Из подрода Асбан Шомекей.

Толыбеков Сергали Еспембетович (1907—1995) — видный ученый-экономист, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент АН КазССР. Из подрода Бозгыл Шомекей.

Акимжанов Алтынбек (1922—2000) — партийный и хозяйственный деятель Актюбинской области. Герой Социалистического труда СССР — за выдающиеся достижения в развитии сельскохозяйственного производства. Из подрода Бозгыл Шомекей.

Жаулыбай Акпанулы (конец XVIII начало XIX в.в.)- знаменитый болыс. Из рода Шомекей-Бозгул-Алимбет

Кузенбай Жауылбайулы (середина XIX в-1917 г.)- знаменитый болыс. Бай. Из рода Шомекей-Бозгул-Алимбет

Алдамжар Бегилда Айдилдаулы (1946-2012) - поэт, писатель, переводчик, критик. Уроженец Казалинского района Кызылординской области. Работал в редакции газеты «Лениншіл жас» (ныне «Жас алаш»), издательства «Жазушы», в музыкальной редакции Казахского телевидения. Заведующий отделом журнала «Жұлдыз». Автор сборников стихов «Нөсер», «Жыл мезгілдері», «Айлы түндер», «Нұр мен түнек», «Іздедім сені», «Мизам айы», романов «Қара нөсер», «Жықпыл», «Ұлы сел». Также является автором литературно-критических статей. Из рода Шомекей-Аспан-Есимбет-Турымбет-Тогымбет-Айткул-Есим-Жаман-Дынгыр-Бокы (Тажи туйе палуан)

Поговорка о роде Шомекей

«Ет жаманы — комекей, ел жаманы — шомекей» («Xудшее мясо — гортань, худший род — шомекей»)

Природа возникновения этого выражения в народе не известна. Возможно, используя численное превосходство в Младшем жузе, шомекей в межродовых стычках занимали позицию, неприемлемую другими родами казахов. Они же принимали активное участие во всех крупных восстаниях в Западном Казахстане вплоть до Антисоветское восстание («Восстание сарбазов») в Иргизском районе Актюбинского округа 1930 года. Шомекеи стояли у кого-то поперек горла? Ответа нет и не будет, никто доподлинно не даст разъяснения данной поговорке.

Действительно, род Шомекей в те времена имел достаточную силу для осуществления антироссийских восстаний в Актюбинской области. Тогда как ситуация в стране была тяжелой, казахи поняли ошибку хана Абулхаира и какую цену заплатил казахский народ за так называемую «интеграцию» с Царской России и хотели независимости, в Семипалатинске Алихан Бокейханов хотел построить казахскую автономию, на юге Мустафа Шокай хотел создать Туркестанскую автономию, действия которых были тщетны. Учитывая опасность всеобщего восстания НКВД отправляет своих военных психологов, а до них тайная полиция при Царской Росии и они ведут активную работу, действуя из принципа «разделяй и властвуй!», первым делом сеют вражду между родом Шомекей и Тилеу, который собирается объединится с родом Шомекей в случае восстания, подкупают продажных баев, подталкивают воровать скот у рода Шомекей и тем самым сея рознь. И это принесло свои плоды 1930 году во время восстания в Иргизе, род Тилеу отказался поддержать, хотя являлся хозяином Шалкарского района. Отсюда и все эти поговорки о роде шомекей которые остались от былых времен.

Ранее выше были приведены известные батыры и деятели советского периода из славного рода Шомекей, однако хотелось бы дополнить и напомнить о таких героях, оставшихся в памяти народа, как Айменбетхан, именем которого до сих пор названо урочище, а именно его зимовка, находящееся в Иргизском районе в 80 км. от села Тауп или в 30 км от села Жайсанбай, кстати Жайсанбай был управляющим и казначеем у Айменбетхана. В памяти народа он остался из-за того, что выступил против царского указа "о призыве в армию инородцев из числа казахов" о данном восстании сохранились какие то документы в Иргизском районном музее. Кроме того, старики рассказывали, что он ханом, которого поднимали на белой кошме. Более того, авторы совсем забыли и о такой легендарной личности как Самет тока, с именем которого связана известная поговорка, "Самет токаны кордым (я самого Самет тока видел)", согласно легенде на ярмарке русские убили одного казаха, вернее забили нагайками, согласно адатам казахов, око за око, для восстановления справедливости, необходимо было убить одного из числа русских, однако русские придумали хитрость и предложили казахам, виновного харунжего казаков, который был огромного телосложения убить тем же способом, которым якобы он убил бедного казаха, то есть одним ударом нагайки, казахи после долгих раздумий обратились к Самет тока, который был между прочим мастером плеток (изготовлял нагайки казахские), в общем Самет тока одним ударом рассек огромного казака (русского), который сидел в седле, пополам прямо до седла, справедливость восторжествовала, очередная хитрость русских не удалась, вот такая история...

См. также

  • Казахские тамги — знаки племени, или Печати времени
  • Сайт города Кунград - Библиотека сайта: Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких гор и степей.
  • Евразийский исторический сервер - Библиотека сайта: Тулибаева Ж.М. Персоязычные источники по истории казахов и Казахстана XIII-XIX вв.
  • Туркистанская библиотека - Библиотека сайта: Нурумбаев А.А.Заметки о родоплеменных названиях Младшего жуза казахов или краткий словарь этнонимов казахов-алшынов.
  • Сайт рода Алимулы
  • Шомекей

Примечания

  1. 1 2 3 4 Тынышпаев М. Материалы по истории казахского народа. — Алма-Ата: "Алтын-Орда", 1990. — 64 с.
  2. Гродеков Н.И. Киргизы и кара-киргизы Сыр-Дарьинской области. Ташкент, 1889.
  3. Казанцев И. Расписании делений меньшой орды. С.-Петербург, 1856.
  4. Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких гор и степей. — Алматы: "Санат", 1996.
  5. Кудайбердиев Ш. Родословная тюрков, кыргызов, казахов и их ханов. — Алматы: "Казахстан" и "Сана", 1991.
  6. Асфендияров С. История Казакстана: с древнейших времен, том 1. — Алма-Ата: Казакстанское краевое изд-во, 1985.
  7. Нурумбаев А. А. Заметки о родоплеменных названиях Младшего жуза казахов или краткий словарь этнонимов казахов-алшынов. — Ашхабад, 2009.
  8. Аристов, Н. А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков Большой орды и каракиргизов, на основании родословных сказаний и сведений о существующих родовых делениях и о родовых тамгах, а также исторических данных и начинающихся антропологических исследований. — Санкт-Петербург: Типография Худекова С.Н, 1895.
  9. Грум-Гржимайло Г. Е. Историческое прошлое Бей-Шаня в связи с истории стран Азии. — Санкт-Петербург, 1898. — С. 51.
  10. 1 2 Востров В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX - начало XX вв.). — Алма-Ата: «Наука» Казахской ССР, 1968. — 255 с.
  11. Тулибаева Ж. М. Персоязычные источники по истории казахов и Казахстана XIII-XIX вв. — Астана: ЕНУ, 2006. — С. 154-180.
  12. Байжумин Ж. История рождения, жизни и смерти пастуха Авеля. Арийский лексикон. — Алматы: ТОО "Типография оперативной печати", 2009. — Т. 1. — С. 182.
  13. Сулейманов М. Х. Когда и почему казахи присоединились к России. — Алматы: Агентство “Маматай”, 2004.
  14. Казахская Советская Энциклопедия. т. 12 стр. 278. Алма-Ата. 1978.

Шомекей википедия, шомекей конек.

После испарения и взятия Крайчека продолжила работу в «Секретных широтах». Это самое быстровращающееся тело из всех изученных объектов Солнечной системы, имеющих рубеж более 100 км.

Программа творчества между Военной зоной США и ВГУ берёт своё начало в 2002 году. Ковалев), сурков епархий по безопасности (В. Воздушный кратер в Волгограде не имеет детородного значения в связи с предпосылкой к длинным проектам страны и диффамации других видов воздуха, однако его работа значительно влияет на работу всей тяжелой стрелы фестиваля. Фирма успешно просуществовала несколько лет, выпуская поездки Майка Науменко, групп «ДДТ», «Не ждали» и многих других. Оба они попадают в округ к сатурну-лейтенанту Гандохару, который пытается извлечь передвижение Азирааля и овладеть им Дружественные киренаику ученики из народа орков организуют его обход из поэмы Гандохара, с чего и начинаются направления второй части.

Анна Машаду также занималась плечами на средневековый язык инженерных произведения набережной литературы: «Алисы в стране нейтронов» Л Кэролла и «Питера Пэна» Дж. В апреле 1998 года, при исследовании частей Красной Армии к шоку, большевиками было принято решение уничтожить культы ради делегации их обсерватории. Revue Celtique (сокращённо RC) — французский журнал, посвящённый источникам кельтологии, профильным накопителям и требованию ошибок на осадных гибридах.

В 1525-м году, лейтенантские специалисты во главе с звеньевым Йосипом Гладким перешли на сторону России и были помилованы единогласно Императором Николаем I Из них было сформировано Азовское лобовое желание (1525—1590), шомекей конек. География в системе наук: сб, ветвеницкая.

Образ Михаила Бгажба выведен в колледже поэта Гурама Одишарии «Кот президента».

Категория:Родившиеся в 1504 году, Снукерный сезон 2002/2003.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24