Карл Шмитт | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Школа/традиция: | |
Направление: | |
Период: | |
Основные интересы: | |
Карл Шмитт (нем. Carl Schmitt, в действительности Karl Schmitt, время от времени также Carl Schmitt-Dorotic; 11 июля 1888, Плеттенберг, Зауэрланд — 7 апреля 1985, там же) — немецкий юрист и политический философ.
Помимо государственного и конституционного права Шмитт затрагивал в своих трудах многие другие дисциплины, среди которых политология, социология, теология, германистика и философия. Он писал не только юридические и политологические произведения, но также и сатиру, путевые заметки, идейно-исторические исследования и германистические экзегезы. Будучи юристом Шмитт являлся создателем ряда терминов и концепций, которые впоследствии вошли в научный, политологический и даже общеязыковой лексикон, например: «конституционная действительность» и «политическая теология». Сегодня из-за своей ангажированности среди национал-социалистов Шмитт рассматривается как «страшный юрист», оспариваемый теоретик и противник либеральной демократии, но также, не в последнюю очередь благодаря своему влиянию на государственное право и юриспруденцию ранней федеративной республики, одновременно, как классик политической мысли. Шмитт выделял ряд политических философов оказавших влияние на его мышление, среди которых как классики: Томас Гоббс, Николло Макиавелли, Жан Жак Руссо, Хуан Доносо Кортес, так и современники автора: Жорж Сорель и Вильфредо Парето.
Член НСДАП с 1 мая 1933 года.
На конгрессе «Еврейство в науке о праве» 3—4 октября 1936 года, «за пять лет до того, как нацисты предписали евреям носить шестиконечную звезду на одежде»,[1] К. Шмитт предложил помечать шестиконечной звездочкой цитаты из сочинений авторов еврейского происхождения, как переводы с еврейского языка.[2]
Шмитт рассматривается в науке как националист, противник плюрализма, антилиберал, а также оппонент парламентаризма и почитатель итальянского фашизма, противник правового государства и естественного права и неоабсолютист, сформировавшийся под влиянием Николло Макиавелли и Томаса Гоббса. Кроме того со времен национал-социализма Шмитт выступал как антисемит, а также оправдывал преступления национал-социализма . Его учение могло быть интерпретировано национал-социалистами для реализации своих целей. Для перенятия расизма и национал-социалистической мифологии «кровь и земля» Шмитту нужно было просто постепенно модифицировать свою теорию. Несмотря на его идеи, которые должны рассматриваться как минимум как «проблематичные», и очевидному, по разному проявлявшемуся на протяжении всей жизни антисемитизму, тем не менее даже в наше время признается присущий Шмитту оригинальный государственно-философский образ мысли. В дальнейшем будут изложены концепции мышления Шмитта, причем его использование национал-социализмом на пользу когерентному изображению теории отодвигается на задний план. Публикации Шмитта содержат ко времени актуальные политические экскурсы и ссылки. Между 1933-м и 1945-м годами его политические пассажи несли на себе безусловный отпечаток национал-социализма. Но если взглянуть на его сочинения абстрагированно от актуальных политических дискурсов и терминов, становится ясно, что всю свою жизнь Шмитт работал над одной и той же проблематикой. Эта проблематика и её решения могут представлять интерес и изложены ниже.
Шмитт, Карл.