Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Шипибо-конибо

Шипибо-конибо

Вышивка племени шипибо-конибо
Современный ареал расселения и численность

Всего: более 30 000 (1998 г.)
22x20px Перу

Язык

шипибо-конибо

Религия

анимизм

Шипибо-конибоиндейское племя, по сути представляющее собой союз племен. Говорят на языке шипибо-конибо. Шипибо-конибо населяют амазонскую сельву на территории современного Перу. По данным переписи 1998 года численность составляет около 30 000 человек, без учета переселившихся в города. Основные занятия — земледелие в поймах рек и рыболовство, приготовление пива, обслуживание перевозок по рекам. Племя славится среди других индейских племен своими шаманами, из их числа вышел известный перуанский художник Пабло Амаринго. О шаманизме шипибо-конибо исследователь Ян Кунен снял фильм «Иные миры».

Содержание

История

Предки конибо пришли на Укаяли в VIII веке видимо с Амазонки, поднимаясь вверх по течению, и вытеснили предков шипибо на притоки. В дальнейшем на основе этих двух крупных компонент сложился единый племенной союз. Шипибо традиционно вели более примитивное хозяйство, у конибо была существенно более сложная социальная организация, крупные поселения (протогорода) с населением до тысяч человек, развитое искусство и значительные астрономические познания. Они владели гончарным делом и навыками судостроения (лодки-однодревки).

В XVI-XVIII веках как результат метисации шипибо и конибо внутри племени сформировался отдельный этнос чама, относимый к группе пано и проживающий в настоящее время на берегах Укаяли в среднем течении, насчитывавший на 1982 год оценочно 15 000 человек.

Народное творчество племени шипибо-конибо

Мифология

В языческой мифологии конибо важное место занимает сюжет о Пернатом Змее и тезис о двойственности души (в каждом человеке сидит дракон), в то время как у шипибо центральное место занимает легенда о всемирном потопе. Согласно исследованиям Павла Берсенева, шипибо полагают, что в начале мир был един, но первичный бог «Отец Солнце», видя, что его дети непослушны, наказал их потопом, в ходе которого удалось спастись только шипибо. После этого исходный мир был разделен на четыре:

  • мир вод — Хене Нете, с живущим в нём богом-охранителем
  • тварный мир — Нон Нете, где находятся животные, которых едят шипибо, различные растения, деревья, минералы, птицы и все живые существа
  • жёлтый мир — Пансин Нете, мир грехов и дурного духа
  • чудесное пространство, где находится Солнце, — Хакон Нете — мир, в который прибывают после смерти избранные души, которые в жизни жили по правилам.

Если человек вел себя при жизни недостойно, он превращается в ягуара или каймана, и если женщина была неверной, она становится опоссумом или броненосцем.

См. также

Ссылки

  • Чама.
  • Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам.

Литература

  • Jeremy Narby. The Cosmic Serpent: DNA and the Origins of Knowledge. Tarcher-Putnam, 1998.
  • Берснев П. В. Курандерос — целители Южной Америки, или В гостях у Аяваски. СПб., изд-во «Академия исследований культуры», 2006.
  • Берснев П. В. Мозг и религиозный опыт.
  • Мирча Злиаде. Шаманизм, архаические техники экстаза.


Шипибо-конибо.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24