Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Шварц вячеслав григорьевич иоанн грозный у тела убитого им сына, вячеслав григорьевич шварц, шварц вячеслав григорьевич художник

Вячеслав Григорьевич Шварц
Вячеславъ Григорьевичъ Шварцъ

Фототипия, 1860-е
Дата рождения:

22 сентября (4 октября) 1838(1838-10-04)

Место рождения:

Курск, Российская империя

Дата смерти:

29 марта (10 апреля) 1869(1869-04-10) (30 лет)

Место смерти:

Курск, Российская империя

Происхождение:

дворянин

Подданство:

 Российская империя

Жанр:

историческая живопись

Учёба:
Стиль:

реализм

Известные работы:

«Иван Грозный у тела убитого им сына»

Влияние:

Вильгельм фон Каульбах

Награды:

Медали Императорской Академии художеств:

  • две малые серебряные медали
  • большая серебряная медаль

Иностранные:

Звания:

академик, почётный вольный общник Императорской Академии художеств

Работы на Викискладе

Вячесла́в Григо́рьевич Шварц (Швартц)[1][2] — (22 сентября [4 октября1838, Курск — 29 марта [10 апреля1869, Курск) — русский живописец, академик, почётный вольный общник Императорской Академии художеств, основоположник историко-бытового жанра в русской живописи[3][4][5][6].

Родился в семье военного, отец — участник Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант Григорий Ефимович Шварц, начальник Джаро-Белоканского военного округа, мать — Наталья Павловна, урождённая Яковлева[2], младший брат Евгений Григорьевич Шварц (1843—1932) — земский деятель, коллекционер[7].

Содержание

Биография

Родился 22 сентября 1838 года в городе Курске и детские годы своей жизни провел на Кавказе, где отец его, генерал-лейтенант Григорий Ефимович Шварц, предки которого были датчане, был начальником Джаро-Белоканского военного округа и лезгинской кордонной линии.

«Иоанн Грозный у тела убитого им сына», (1864), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея.

В 1846 году восьмилетний Шварц вместе с матерью переехал в Москву, где продолжал заниматься рисованием под руководством бывшего ученика Московской рисовальной школы С. Щёголева. Способности у мальчика были отличные: десяти лет он уже хорошо знал по-французски, по-немецки и по-английски, а впоследствии научился ещё и по-итальянски.

Ещё в 1847 году Шварц был пожалован в пажи Императорского Двора, но в Пажеский Корпус не поступил, а в 1851 году, когда ему было 13 лет, его свезли в Петербург и отдали сначала в пансион Спешнева, а год спустя — в Императорский Александровский Лицей. Там Шварц успел обратить на себя внимание лицейского учителя рисования Василевского и сделал под его руководством громадные успехи. Вторым его учителем рисования за лицейский период его жизни был А. И. Мещерский (известный пейзажист), с которым он начал пробовать живопись масляными красками. 24 мая 1859 года Шварц был выпущен из Лицея первым и с золотой медалью и в том же году поступил с чином IX класса на службу.

В сентябре 1859 года, с разрешения своего начальства, Шварц поступил вольнослушателем в Петербургский Университет «по части восточных языков» и сразу увлекся лекциями профессора Костомарова по истории, к которой всегда чувствовал склонность.

«Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)», (1865), холст, масло — Государственный Русский музей.

Ещё до поступления в Университет Шварц начал заниматься в Академии Художеств и, думал посвятить себя батальной живописи, записался в число учеников профессора Б. П. Виллевальде. Однако, вероятно, благодаря влиянию лекций Костомарова, первыми его крупными работами являются композиции из древнерусской истории. Таковы нарисованный чёрным и белым карандашом картон «Въезд Шуйского и Де ла Гарди в Москву» и «Свидание великого князя Святослава с греческим императором Цимисхием». За последний рисунок Академия 18 декабря 1859 года присудила Шварцу серебряную медаль второго достоинства.

24 мая 1860 года Академия за рисунок «Иоанн Грозный под Казанью» присудила ему ещё одну серебряную медаль, а в начале 1861 года Шварц уехал на полгода за границу. Направившись прежде всего в Берлин, он пробыл здесь четыре месяца и сначала работал под руководством Шютца, а потом занялся исправлением колорита у Шрадера.

В конце июня 1861 года Шварц уехал из Берлина и посетил последовательно Дрезден, Кёльн, Франкфурт-на-Майне и Майнц, после чего возвратился в Россию, привезти с собой очень интересный альбом своих путевых рисунков. Тотчас по приезде в Петербург Шварц принялся за лучшее свое произведение: «Иоанн Грозный у тела убитого им сына». Картон этот был выставлен им 23 декабря 1861 года на третной экзамен, и 12 января 1862 года Академия присудила ему за него только серебряную медаль, то есть, другими словами, Шварц был смешан с массой других самых ординарных учеников. В эту же зиму Шварц нарисовал громадный (5 аршин ширины и 8 аршин длины) картон «Вальпургиева ночь», на сюжет из «Фауста» Гете. Вещь эту он задумал ещё в Берлине, и в ней сильно сказалось влияние Каульбаха, символическими и аллегорическими композициями которого Шварц сильно тогда увлекался. Летом 1862 году Шварц предпринял две серии иллюстраций и сделал пять очень хороших рисунков к «Песне о купце Калашникове» Лермонтова и четыре — к «Князю Серебряному» графа А. Толстого.

Собирался он иллюстрировать ещё «Бунт Стеньки Разина» Костомарова, но этому помешала вторая поездка за границу. Желание видеть художественную Европу побудило его бросить службу, выйти в отставку и предпринять в начале 1863 года эту поездку. Побывав проездом в Лейпциге, Берлине, Дрездене, Франкфурте, Майнце и Кёльне, он основался в Париже. Здесь он работал у известного жанриста-колориста Лефевра (фр. Jules Joseph Lefebvre), посещал мастерскую Конта (фр. Pierre-Charles Comte) и Жерома и делал этюды с натуры как в самом Париже, так и в Фонтенбло и Барбизоне. Из крупных работ в Париже им были сделаны «Николай Угодник» (в рост) и рисунок «Игумен Даниил перед Балдуином I» (для А. С. Норова).

«Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», (1865), холст, масло — Государственный Русский музей.

Мысль его посетить Италию на этот раз не осуществилась, и весной 1864 года он вернулся в Россию. Поездка эта имела для него громадное значение. По возвращении из Парижа, Шварц провел лето в деревне у отца и написал там картину масляными красками: «Иван Грозный у тела убитого им сына». Вещь эту Академия 24 октября 1864 года премировала второй серебряной медалью, но, сравнительно с картоном 1861 года, картина эта была неудовлетворительна, так как краски были мутны и слабы, и в композиции её было многое изменено к худшему.

Первую половину 1865 года Шварц проводит то в Москве, то в Петербурге, то в деревне в Рязанской губернии, а на осенней академической выставке 1865 года появляется его картина «Вербное Воскресение во времена Алексея Михайловича», и Академия Художеств присуждает ему за неё звание академика исторической живописи, а Русское Археологическое Общество избирает его своим действительным членом.

С осени 1865 года начинается период полной зрелости таланта Шварца. Период этот ознаменован рядом самых значительных его произведений. Тут им написаны «Игра в шахматы» и «Стрелец XVI веке», нарисован «Воевода времен царя Алексея Михайловича». Зимой 1865—1866 года он делает прекрасные рисунки для постановки на Императорской сцене драмы графа А. Толстого: «Смерть Ивана Грозного». В 1866 году он пишет «Схимника», «Русское посольство при дворе германского императора», делает рисунок «Плач Ярославны» и, наконец, зимой 1866—1867 года оканчивает одно из капитальнейших своих произведений: «Посольский приказ в Можайском уезде».

«Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче», (1868), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея.

В начале 1867 года Шварц уезжает в третий раз за границу, будучи командирован Академией в Париж для устройства на всемирной выставке художественного отдела России. За распоряжение на выставке он получает здесь две медали, золотую и бронзовую, и орден Почётного Легиона, и, кроме того, международное жюри присуждает ему за его картину «Голштинские послы в посольском приказе» золотую медаль. В Париже Шварц окончил начатую им ещё в России маленькую картинку: «Патриарх Никон», одно из лучших своих созданий. В Париже же он познакомился с Мейссонье, работал у него и под его влиянием значительно исправил свой колорит.

Осенью 1867 года он ездил из Парижа в Веймар, где пробыл два месяца, принимая участие в постановке на веймарской сцене пьесы «Смерть Иоанна Грозного» графа А. Толстого, а в последних числах декабря 1867 года вернулся в Россию, перенести перед отъездом из Парижа мучительную болезнь, так называемую «бронзовую» (maladie bronze)[8]. В 1868 году Шварц исполнил два рисунка пером: «Обряд поднесения перчатки на царской соколиной охоте» и «Наречение царской невесты царевной», маленькую картинку: «Гонец XVI века» и (летом 1868 года) свою последнюю картину: «Вешний царский поезд на богомолье во время Алексия Михайловича».

Академия Художеств нашла в последней картине много достоинств и постановлением от 15 сентября 1868 года дала Шварцу звание своего почетного вольного общника. Во второй половине 1868 года Шварц почувствовал, что здоровье стало ему изменять, а потому, полагая, что деревенский воздух и полное спокойствие помогут ему восстановить силы, отправился в деревню к отцу. Здесь он был выбран в предводители дворянства Щигровского уезда и весьма усердно исполнял эту должность, несмотря на то, что здоровье его все более и более разрушалось. Поехав как-то по делам в Курск, он почувствовал себя очень плохо, и 29 марта 1869 года умер. Тело его было перевезено в имение отца его, село Белый Колодезь, Щигровского уезда, Курской губернии, и там похоронено[1].

При написании этой статьи использовался материал из Русского биографического словаря А. А. Половцова (1896—1918).

Оценка творчества

Своей десятилетней художественной деятельностью Шварц оставил глубокий след в истории русского искусства. С появлением произведений Шварца наступает период пересоздания русской школы, возникает чисто русское направление. Шварц первый освободился от гнета рутины академического классицизма и, оставляя минувшему прошлому прежние идеалы, создал новые, родные сердцу идеалы русской мысли и создал их во всей их цельности и своеобразности.

Картины и рисунки его не блещут техникой, главное значение их в содержании: в них впервые без романтической идеализации и слащавости, с удивительным чутьем прошедшего и на основании глубокого знакомства с русской археологией, правдиво воспроизведена бытовая допетровская Русь. Как от «Свежего кавалера» Федотова пошла наша бытовая живопись, так от «Иоанна Грозного у тела убитого им сына» Шварца пошла наша настоящая историческая живопись[1].

Библиография

  • Толстой В. Вячеслав Григорьевич Шварц. 1838-1868. — М. — Л.: Искусство, 1947. — 24 с. — (Массовая библиотека).
  • Шварц Вячеслав Григорьевич // Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII – начала ХХ века (до 1917 года). Каталог / Директор Государственной Третьяковской галереи народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Ю. К. Королёв. — М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1984. — 720 с. — 20 000 экз.
  • Шварц, Вячеслав Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Шварцъ (Швартцъ), Вячеславъ Григорьевичъ // Наши художники. = Наши художники. — Санкт-Петербург: Типография А. С. Суворина, 1890. — Т. II «Л — Я». — С. 249-254. — 298 с.
  • Каменская С. Шварц Вячеслав Григорьевич (1838 - 1869) // Гордость земли курской. Сборник очерков о знаменитых земляках / Сост. Шехирев М. Ф.. — Курск: Редакционно-издательский отдел Курского ЦНТИ, 1991. — 1000 экз.

Примечания

  1. Шварцъ (Швартцъ), Вячеславъ Григорьевичъ // Русский биографический словарь = Русскiй биографическiй словарь / Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцова.. — Санкт-Петербург: Типография И. Н. Скороходова, 1905. — Т. 22 «Чаадаев — Швитков». — С. 617-620. — 642 с.
  2. Шварцъ (Швартцъ), Вячеславъ Григорьевичъ // Наши художники. = Наши художники. — Санкт-Петербург: Типография А. С. Суворина, 1890. — Т. II «Л — Я». — С. 249-254. — 298 с.
  3. Шварц Вячеслав Григорьевич // Большая советская энциклопедия / главный редактор А. М. Прохоров. — третье. — М.: «Советская Энциклолпедия», 1978. — Т. 29 «Чаган — Экс-ле-бен». — С. 314. — 640 с.
  4. Почётные вольные общники // Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств 1764 — 1914. = Юбилейный справочникъ Императорской Академiи Художествъ 1764 — 1914.. — Санкт-Петербург: Императорская Академия Художеств, 1914. — Т. I. — С. 324. — 333 с.
  5. Богомаз и шевалье (рус.) // «Городские известия» : общественно-политическая газета. — Курск: МУ «Редакция газеты «Городские известия», 2008. — В. 25 сентября. — № 115 (2663).
  6. Гордость земли курской: Шварц Вячеслав Григорьевич (1838-1869), выдающийся русский художник, основоположник исторической живописи  (рус.). Научная библиотека Юго-Западного государственного университета. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 21 августа 2012.
  7. Наследие семьи Шварц. 4 октября исполняется 170 лет со дня рождения Вячеслава Шварца (1838-1869).  (рус.). портал «Музеи России». «Российская Сеть Культурного Наследия» (9 октября 2008). Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 21 августа 2012.
  8. Курский художник превращал крестьян в бояр (рус.) // «Друг для друга» : еженедельная газета. — Курск: ООО «Друг для друга - Медиа», 2008. — В. 7 октября. — № 40 (730).

Ссылки

  • Шварц Вячеслав Григорьевич в Энциклопедии живописи и графики Art-каталог  (рус.).
  • Шварц Вячеслав Григорьевич в Энциклопедии русской живописи  (рус.). Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 21 августа 2012.
  • Рассказ об академике исторической живописи Вячеславе Шварце. Шварц и Колпнянский край.  (рус.). Клуб творческих личностей «Мастера». Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 21 августа 2012.

Шварц вячеслав григорьевич иоанн грозный у тела убитого им сына, вячеслав григорьевич шварц, шварц вячеслав григорьевич художник.

Файл:Hélécine Brabant-Wallon Belgium Map.png, Липола, Ташкентская государственная консерватория, Категория:Родившиеся в Галаце.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24