Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Шамхальство

Казикумухское шамхальство
Абсолютная монархия
Теократическая монархия

VIII век — XVII век



 

 

 

 

 

 


Столица Кази-Кумух
Религия Ислам

Казикумухское шамхальство(Тарковское шамхальство) — кумыкско-лакское государство существовавшее на территории Дагестана в XIXVII веках. Столицей шамхальства был Кази-Кумух. В XVI веке в состав шамхальства входили часть Северного Азербайджана, Южный Дагестан, Тарковское княжество, Тюменское княжество, и часть Чечни.

Содержание

Правитель шамхал VIII в

В VIII веке арабский халифат настойчиво и упорно стремиться укрепиться в горном Дагестане в целях политической гегемонии на Северо-Восточном Кавказе. В 733 году в Кумухе утверждается наместник халифа с титулом «шамхал»[1][2][3][4][5][6]. В 777 году было завершено строительство первой соборной мечети в Кумухе, где возникает исламская партия[7]. В IX веке горный Дагестан освобождается от власти арабского халифата. В X веке Кумух назван у арабских историков как «Ал-Лак и Гумик»[8][9].

Исламский Кумух XI—XII вв

В конце XI века в Кумухе шамхалы делают ислам государственной религией. Кумух становится основным форпостом ислама в Лакии, где был похоронен предводитель газиев Амир-Калантар, миссионер прибывший сюда из Мекки в XI веке[10][11]. Фоедальный правитель Кумуха опираясь на военную силу газиев проводит активную политику исламизации страны гор, чему также способствовала деятельность ширваншаха Фирабурза I (1063—1096). Каждый год шамхалы организовывали походы газиев на «неверных», за что Кумух впоследствии получает почётную приставку «гази»[2].

На рубеже XI-XII веков формируется мусульманское царство со столицей в Кази-Кумухе[12][13][14]. Через Кумух проходила одна из ветвей северного Шёлкового пути, где съезжались купцы из Бухары, Стамбула и Индустана[15][16].

Нашествие татаро-монголов XIII—XIV вв

1239 год — период татаро-монгольского нашествия на Дагестан[17]. После покорения Дербента и Тарков, татаро-монголы направились на захват Кази-Кумуха, столицы лакцев. Первый бой с татаро-монголами произошел на подступах к агульскому селению Рича. После 25 дней боёв под Рича, шамхал отступил. Татаро-монголы подошли к крепости Кази-Кумуха. Осада Кази-Кумуха с использованием осадных машин и катапульт продолжалась более шести месяцев.

В 1240 году 8 апреля, древний религиозный и политический центр Кумух, был захвачен и разрушен. В древности в Кумухе на вершинах холмов находились крепости Ханнал-кала, Бургай-кала и Чиккул-кала, из которых крепость Чиккул была взята последней. На протяжении многих лет как Кумух, так и окружающие его аулы представляли собою развалины.

Недалеко от Кумуха была разрушена крепость построенная еще в IV веке лакским царём[18]. Следы этой крепости легко просматриваются в развалинах: «это оголившиеся в отдельных местах каменные стены крепости трехметровой толщины, по которым свободно может пройти повозка; остатки трех круглых по форме огромных фундаментов башен в верхней северной части городища. Башни, вероятно, были симметрично, одна большая посередине и две маленькие по бокам, встроены в стену». На горе Хатти-бакIу («крестовая горка» с лакс.), был также разрушен уникальный памятник средневековой культуры — часовня лакского царя, построенная в VII веке[19].

Исмей-Гаджи Гусейнов пишет: «Весной 1240 года один из полководцев Батыя, Бугдай, подходит к Кумуху и после ожесточенного сопротивления защитников крепости захватывает столицу шамхальства. Однако джучиды не сумели тогда утвердиться в Лакии как и в других районах горного Дагестана»[20]. Шамхальство восстанавливает свои силы. В 13021304 годах «персидским шахом» исламского Ирана сделавшим подарки Базр-шамхалу Казикумухскому был не кто иной как потомок Чингиз-хана, Газан-хан (1295—1304 гг.). Запись Али Каяева говорит о том что к началу ХIV века в одном Кази-Кумухе было 14 мечетей.

В 1395 году захватив весь равнинный Дагестан, Тамерлан направился в Кайтаг. Казикумухский шамхал предпринял несколько походов против Тамерлана. В одном из них «шамхал казикумухский и авхарский» с войском 3000 человек напал на Тамерлана в окрестности Акуша-Дарго[21]. Низамеддин Шами пишет что «у шамхала Кази-Кумука был обычай каждый месяц совершать газийский поход против неверных», чем хотел воспользоватся Тамерлан[22].

В 1396 году Тамерлан предпринял поход против шамхала Кази-Кумуха. После многих месяцев осады и боёв Тамерлан захватил крепости Кули и Таус. В сообщениях Шарафаддина Иезди, придворного историка Тамерлана, сказано: «Упорное сопротивление преодолено, крепости взяты, жители перебиты, из убитых устроен холм, убит сам шамхал». Каммаев С. К. пишет: «В Кумух устремлялись самые могущественные иноземные захватчики»[23]. Низамеддин Шами упоминает «Кази-Кумук» союзником Золотой Орды[24]. Историки Тамерлана не сообщают о захвате Кази-Кумуха.

Правители Кази-Кумуха заключили договор с Тамерланом вести «священную войну с неверными», как это было у них раньше. Тамерлан богато одарил феодальную верхушку лакцев («эмиры, хаджи, вельможи»). Казикумухское духовенство усилило свои позиции и влияние в регионе. Шихсаидов А. Р. относит это время к борьбе Казикумухского шамхала с «неверными» соседних областей[25]. Казикумухский шамхал именуется титулом «вали Дагестана».

Усиление шамхальства XV—XVI вв

В XV веке шамхалы Лакии выступают как правители и руководители процесса исламизации Дагестана. Гази-Кумух был столицей шамхальства и не удивительно что здесь оказался приехавший издалека ученый-правовед Ахмад бин Ибрахим бин Мухаммад ал-Газигумуки ад-Дагестани ал-Хасани ал-Шафии, умер в 1450 году. Это был крупный религиозный деятель, мударрис, ученый, переписчик рукописей, распространитель ислама в Дагестане. До переезда в Гази-Кумух он был преподавателем и кадием в университете Аль-Ахзар в Каире. Некоторое время жил в Йемене, затем по приказу правителя Египта прибыл в Гази-Кумух. С декабря 1434 года Ахмада аль-Йамани жил в Гази-Кумухе и играл заметную роль в политической и духовной жизни Казикумухского шамхальства. Гази-Кумух становится одним из центров мусульманской юриспруденции на Кавказе. На «йеменском кладбище» хоронили погибших и умерших йеменских проповедников ислама[26]. В средневековом Дагестане утвердилось несколько центров мусульманского богословия и науки — Гази-Кумух, Дербент, Ахты, Цахур, Акуша, Согратль, Хунзах, Эндирей, Яраг и Башлы[27].

На территории Дагестана роспологалось несколько феодальных владений — Кайтагское уцмийство, Аварское ханство, Табасаранское майсумство, Дербентское владение, и Казикумухское шамхальство которое в свою очередь состояло из нескольких владений южного и северного Дагестана как: Кази-Кумух, Агул, Кюра, Рутул, Цахур, Андалал, Анди, Тарки, Буйнак, Эндирей и Тюмень[28][29][30].

Вторжение персов

В первой половине ХV века на политическую арену Кавказа вступает Сефевидский Иран. Опорой сефевидов стали тюркские кочевые племена получившие прозвище «кызылбаши» — красноголовые.

В 1447 году на трон Персии восходит сефевидский Шах Джунейд, предводитель кызылбашей, который решил завоевать Ширван и Дагестан. Правитель Ширвана Халилулла обратился за помощью к Казикумухскому шамхалу. В 1456 году у реки Самур произошло сражение между войсками Джунейда и объединённых войск Казикумухского шамхала. Войско персов было разбито, где был убит и сам Джунейд. В 1456 году последовавший сефевидский правитель Гейдар захватил Дербент и оттуда стал совершать набеги на прибрежные районы Шамхальства. В 1488 году в Табасаране в ходе кровопролитной битвы Шах Гейдар потерпел поражение.

Экспансия территории

В XV веке шамхалам («падишах ал-Гумуки» в местных источниках, «шевкальский царь» в русских) удаётся завершить просвещение Дагестана и при поддержке уцмия Кайтага, майсума Табасарана и нуцала Хунзаха, направить энергию горцев на внешнюю войну. Походы на «неверных» Грузии и Черкесии становятся регулярными. Войско шамхала в этот период насчитывает около 100 тыс. воинов[31]. В своём «Завещании» Андуник-нуцал (1485 год) оценивая военную мощь феодальных владетелей Дагестана, писал: «100 тысяч мужей в войске падишаха ал-Гумуки»[32].

Шамхальство становится могущественным государством Кавказа, выходящим на севере к среднему и нижнему Тереку, а на юге включающим Шабран. Территории шамхала охватывали Северо-Восточный Кавказ и часть Закавказья. Как пишет академик В. Бартольд: «Шамхальство Гази-Гумуков распространяло свое господство из своей горной страны в северо-восточном направлении до самого побережья в период ХI—ХVI веков»[33]. Историк Гаджиев В. пишет: «В период подъема шамхальство превратилось в очень крупное по масштабам средневекового Кавказа государство»[34][35].

В 1547 году правитель Ширвана Алгас-Асхар Мирза при поддержке Казикумухского шамхала поднял мятеж против власти сефевидов, но после подавления мятежа отступил в Кази-Кумух[36]. Кахетинский царь принял активнейшее участие в подавлении восстания Алкас-Мирзы. В 1549 году в Ширване вновь произошел мятеж против сефевидов, возглавляемый Бурхан Мирзой который также отступил в Кази-Кумух. Позднее между Казикумухским шамхалом и правителем Ширвана началось соперничество за гегемонию в Северном Азербайджане. С Ширваном также враждовал союзник и родственник шамхала царь Кахетии Леван.

В ХVI веке на политическую арену Кавказа вступает Османская империя. Между Турцией и Сефевидским государством начинаются войны. Правители обоих государств стремились привлечь Казикумухского шамхала на свою сторону, так как он являлся крупной политической фигурой на Кавказе. Царь Кахетии Леван стал посредником между шахом и шамхалом, способствуя сближению последних. Исмей-Гаджи Гусейнов пишет: «Между сефевидским Ираном и Казикумухским шамхалом установились союзнические отношения, которые были скреплены браком между шахом и дочерью шамхала. Вместе с невестой в Иран отправилась гвардия во главе с сыном шамхала Султаном. От этого брака у шаха родились дочь Перихан-ханум и сын Сулейман-мирза»[20].

Эпоха процветания

В XVXVI веках был период наивысшего могущества шамхала Кази-Кумуха[37]. Власть шамхала распространяется на территорию Северного Азербаджана, Дагестана и Чечни. В период военных действий шамхал являлся предводителем армии. С шамхалом считаются великие державы того времени: царская Россия, османская Турция и сефевидский Иран. Казикумухский дом шамхалов являлся одной из древнейших династий правителей в Дагестане, с которой роднились князья Кабарды, правители Ирана, Кахетии и Крыма[38].

Кроме Кази-Кумуха существовало несколько ветвей шамхальского дома которые охватывали большую часть Дагестана: Буйнакская ветвь шамхалов где была резиденция вице-шамхала, Тарковская ветвь, Эндирейская ветвь, и Андийская ветвь объединявшая андо-цезкие народы. На юге Дагестана, Кюра была ставкой и военным центром Казикумухского шамхала, перекрывая путь захватчиков через центральный горный Дагестан. В ходе исламизации шамхалы становились правителями на завоёванных землях[39]. Дербент, Табасаран и Цахур больший период своей истории входили в состав Персии.

Титул шамхала в первой половины ХVI века не был уже наследственным, а передавался по старшинству. Тюркский летописец Мехмет Эфенди пишет об избрании шамхала, что члены шамхальского дома «следуя древним обычаям своих предков отправляются в Кази-Кумух. Здесь на собрании князей и происходит избрание нового шамхала»[40]. Также избирался «крым-шамхал», от лакского «къирив-шамхал», что означало наследник шамхала[41].

Город Тарки становится стратегически пунктом прикаспийского прохода позволявшим контролировать передвижения войск и купеческих караванов, которые приносили большой доход в казну. Важным путём караванной торговли в Дагестане был прикаспийский, ведущий из Дербента в Тарки, и через Эндирей в Астрахань, также на Северный Кавказ в Кабарду, и далее в Крымские и Османские владения. Караваны также переправлялись через центральный горный Дагестан — из Шаки в Кази-Кумух, Аварию и затем в Чечню. Дагестанские купцы активно включились в транзитную торговлю[42]. В торговых операциях использовались золотые и серебряные деньги соседних государств[43].

Али Каяев пишет о шамхалах что «сильная их ветвь переселилась из Гази-Кумуха на равнину»[44]. Шамхалы совершают переезды из Кази-Кумуха в свою зимнюю резиденцию в Буйнаке и позднее в Тарки. В дагестанской историографии принято считать, что шамхалы переселились на плоскость из Кази-Кумуха в Тарки не позже ХVI века. До 40-х годов ХVII века шамхалов продолжали хоронить в Кази-Кумухе на шамхальском кладбище. Последняя из шамхальских могил принадлежит Сурхай-шамхалу и датируется 1641 годом[45][46][47][48][49][50]. В Кази-Кумухе и Тарках шамхалы встречают иностранные посольства[51].

Отношения с Россией

В 1556 году были установлены дипломатические связи с Московским государством. Мирное посольство шамхала привезло Ивану Грозному, в числе богатых подарков, невиданного в Москве живого слона[52].

В 1557 году князь Темрюк Идаров обратился к царю Ивану IV с просьбой принять Кабарду в русское подданство и помочь от нападений шевкальского царя. В 1560 году Иван Грозный послал своего воеводу Ивана Черемисинова с войсками из Астрахани морем против Казикумухского шамхала. Черемисинов высадился у Тарков, разбил отряд шамхала и захватил Тарки, но не решился здесь остаться опасаясь прибытия основных воинских сил шамхала из Кази-Кумуха[53]. Русское государство завоевав Казань и Астрахань, шло на Кавказ[54]. В 1566 году кабардинский князь Матлов обратился к Ивану Грозному с просьбой поставить город на реке Терек у устья Сунжи.

В 1567 году пытаясь помешать русским установить свою крепость у слияния Сунжи и Терека, Будай-шамхал и позже его брат Сурхай были убиты на поле битвы, как об этом свидетельствуют их могильные плиты на шамхальском кладбище в Кази-Кумухе[55].

В 1569 году в Кази-Кумухе шамхалом коронуется князь Чопан, сын Будай-шамхала. Царские инсигнии и сама церемония коронации иранского образца: опоясывание мечом и венчание головным убором. Чопан-шамхал стал знаменитым правителем Дагестана. Территория Чопан-шамхала на севере простиралась за Тереком и граничила с Астраханским ханством. На западе эта территория включала часть Чечни до Кабарды. На юге владения Чопан-шамхала простирались «до самой Шемахи», согласно И. Герберу[56][57]. Имя шамхала должно быть персидским, известное как «Джуван» и произносимое как Чопан. Государство управлялось согласно исламским законам. Судебная власть принадлежала кадиям. Полицейские функции выполняли нукеры. Роль правительства играл диван.

В 1570 году Чопан-шамхал со своими войсками идёт на захват Астрахани, предпринятом совместно с турками и крымцами. Город взять не удалось, войска отступили к Азову. Войска Чопан-шамхала разрушили отстроенную русскими крепость на Сунже, вторглись в Кабарду и приняли участие в сражении против войск союзника царя Ивана IV на стороне крымского хана Девлет-герея[58]. Несмотря на снос крепости, продвижение русских на Кавказ к концу 1580-х годов возобновилось.

Отношения с Персией

В Персии при шахском дворе, шамхал в период торжеств имел почётное место рядом с шаховым престолом, являясь одним из знатнейших и сильнейших союзников шаха. Согласно А. Каяеву, влияние Чопан-шамхала на Кавказе было большим, так что он «вмешивался в дела престолонаследия в Персии». Сестра Чопан-шамхала была замужем за шахом Тахмаспом I (1524—1576). После смерти Тахмаспа I на сефевидский престол вступил рожденный от грузинки Хайдар-Мирза. Ввиду этого Чопан-шамхал с союзниками вторгся в столицу Тебриз и сверг Хайдара. Новым шахом стал Исмаил.

В 1577 году при шахском дворе в Персии произошёл переворот. Шах Исмаил II был убит. К власти в Персии пришли враждебные суннитскому Кавказу кызылбаши. Религией кызылбашей был суфизм. В XVI веке суфии-кызылбаши заключили союз с шиитами, и покорив весь Иран стали совершать набеги на суннитский Ширван, в прочем не опасные для Дагестана. Чопан-шамхал совместно со своим братом Туджалав Бурханудин-беком, табасаранским беком Гази-Салихом, и в союзе с османской армией предпринял военный поход против кызылбашей, которые были полностью разгромлены и отступили за пределы Ширвана.

Отношения с Турцией

После выдворения кызылбашей из Ширвана, Чопан-шамхал установил дружественные отношения с Турцией, совершил визит в Турцию и был встречен в Султанчыке, в Восточной Анатолии с большими почестями полагавшимися главам государств. За заслуги в войне против кызылбашей, Чопан-шамхал был одарен многими дорогими подарками в том числе почетным халатом, саблей и боевым конем с полным снаряжением, были также вручены знамена шитые золотом. Ибрагим Печеви сообщает что «Осман Паша женился на дочери Туджалав-бека, брата Чопан-шамхала». Чоран-шамхал обязался защищать Ширван. Якоб Рейнегс писал: «Весь Кавказ имел к нему почтение»[59].

Распад шамхальства XVII в

Казикумухский шамхал вёл сложную внешнюю политику. После смерти Чопан-шамхала в 1574 году, его сыновья «разделили между собою все владения»[60]. Конец 70-х годов ознаменовался войной Дагестана с Турцией. Султан Мурад III возобновил военные действия на Кавказе. В 1578 году с захватническими планами на Кавказ вторглась 200-тысячная армия Мустафа-Паши. Турецкие войска утвердившись в Шемахе стали продвигаться к столице шамхальства. В 1582 году «Гази-Кумух был подвергнут турками страшному разорению».

В 1588 году грузинские послы Каплан и Хуршит просили русского царя послать войска против шамхала. Грузинский царь Александр предоставил Москве все данные о количестве войск шамхала и план маршрута: Тюмень, Тарки, Казанищ, Кази-Кумух и Цахур, советуя установить русские крепости в этих пунктах[61]. В 1588 году русские захватили Тюменское княжество на севере Дагестана[62]. Тюменьцы платили шамхалу дань.

Войну 15891607 годов с Московским государством шамхальству удаётся выиграть. Нападения 1590 и 1594 годов были отбиты. Грузия впоследствии отказывается выступить против шамхала[63]. В 1605 году занявшая равнинный и предгорный Дагестан русская армия (ок. 50 000 чел., в том числе 8000 стрельцов московского гарнизона), была выбита из крепостей на Сунже, Сулаке, города Тарки и других, а затем окружена и разбита на Караманском поле, 20 км к северу от Махачкалы. Все попытки армий царя Бориса Годунова завоевать шамхальство завершаются поражением[64].

В 1615 году шах-Аббас I заняв Дербент решил воспользоваться феодальной междоусобицей разгоревшейся в Казикумухском шамхальстве. Султан-Магмут Эндирейский оспаривал свои наследственные права с Гиреем Тарковским. В результате этих распрей Султан-Магмут стал придерживаться протурецкой, а Гирей Тарковский проиранской и русской ориентации. Все попытки Андия-шамхала уговорить Гирея отказаться от своих планов не имели успеха. Шах-Аббас I женился на сестре Гирея и решил послать в Дагестан свои войска на помощь Гирею против его «недругов».

В 1623 году после смерти шамхала Андия, между владетелями шамхальства опять началась борьба за престол. Али Каяев сообщает что в середине XVII века борьба за престол между сыновьями Чопан-шамхала «продолжалась около 30 лет. В ней погибло очень много людей». Феодальные междоусобицы привели к образованию новых владений. Дагестан впал в феодальную раздробленность. В 1642 году шамхал Сурхай (1640—1667) сделал город Тарки своей столицей. «Гордое лакское узденство посчитало это оскорблением древней столицы»[65]. В Кази-Кумухе правителем избирается Алибек II, который создаёт независимое Казикумухское ханство. Впоследствии титул «шамхал» переходит к князьям из шамхальской ветви в Тарках, где образуется независимое Тарковское шамхальство. Все шамхальские ветви в Дагестане связывались с Кази-Кумухом и шамхал Сурхай отколовшись от Кази-Кумуха потерял свою политическую власть в большей части Дагестана[66].

См. также

Примечания

  1. Маслама «пошел в Гумук и сражался с жителями его и нанес им поражение убив правителя их, кто принял ислам тех пощадил, а кто нет убил их и разделил имущество среди борцов за веру. Затем он построил мечети во всех областях и назначил правителя в Гумуке, а он Шахбал сын Абдаллаха, сына Касима, сына Аббаса дяди пророка, сына Абдаллаха ал-Курейша, ал-Хашими […]. Потом он вернулся в Кайтаг и сражался с ними, убил правителя их, обложил хараджем тех из них, кто принял ислам, и убил тех из них, кто не принял ислам, и разделил имущество их между борцами за веру. Затем он отправился в Табасаран и началась между ними жаркая битва, и потерпели табасаранцы поражение. Он убил правителя их, пощадил тех кто принял веру и отобрав имущество раз­делил между борцами за веру, и назначил там правителя по име­ни Адил Майсум, и назначил вместе с ним двух кадиев». (См. А. Р. Шихсаидов. Ислам в средневековом Дагестане (VII—XV вв.). Махачкала, 1969 г., с. 97—98.).
  2. 1 2 Исмей-Гаджи Гусейнов. Лаки в истории Дагестана (VI—XX века). Кавказский Узел / Энциклопедия.
  3. Жители Кумуха приняли ислам в период походов Абу Муслима (733 г.) который «назначил при нем [Шахбале] кадия для обучения жителей обрядам новой веры». Абу Муслим «приказал чтобы они [Шахбал, Майсум и Уцми] на случай нашествия хазар защищались соединенными силами, а купцов хазарских не допускали к Дербенду […] После этих распоряжений Абу Муслима сам халиф Хишам прибыл в Дербенд». (См. А. К. Бакиханов. Гюлистан и Ирам. Период второй 644—1258 гг.).
  4. Согласно историкам Бартольду В. В. и М. А Полиевктову, титул «шамхал» происходит от имени правителя Шахбала, назначенного арабами в Кумухе. Полиевктов М. А. Из истории северокавказских феодалов ХVII века. «Сб. статей академика Н. Я. Марра». — М. — Л. 1935. С. 746.
  5. «В VIII веке […] шамхал стал правителем» в Лакии (См. А. Р. Шихсаидов. с. 97—98.)
  6. Шахбал (Шамхал) — титул правителя Кумуха. Согласно Дербент-наме, Муслим, брат халифа Хашама ибн Абд аль-Малика, военачальник арабских войск в Дагестане, завоевав Кумух назначил его правителем Шахбала. (См. Дербенд-наме. с. 90—91, 101, 103.). По «Тарихи-Дагистан», Шамхал — имя первого ставленника арабов в Кумухе, в нагорном Дагестане.
  7. В Кумухе на внутренней стороне мечети сохранилась надпись: «В 160 году (имеется в виду год хиджры) священную мечеть построили они ради благочествия ко всевышнему Аллаху» (См. Рамазан Маршаев, Бута Бутаев. История лакцев. 1991.).
  8. Ибн Рустэ. Из книги драгоценных камней. (Пер. Караулова Н. А.) — Тифлис. 1903, с. 49; Баладзори. Книга завоеваний стран. — Баку. 1927. С. 7.
  9. Абу Мухаммад ибн А’сам ал-Куфи. Книга завоеваний. Баку. 1981.
  10. «отряды Калантара вышли из Мекки и Медины». Али Каяев. Материалы по истории лаков. Рук. фонд. ИИЯЛ, д. 1642. Л. 263. Перевод с араб. А. Р. Шихсаидова.
  11. Али Каяев пишет что 500 г. хиджры (1006—1007) на Кавказ прибыло значительное число газиев, возглавляемых Гази Амир-Калантаром. Али Каяев обнаружил в Кумухе могилу Калантара с надписью: «Это могила защитника религии, распространителя ислама Калантара». Али Каяев. Указ. соч. — Л. 263—264.
  12. Б. Г. Алиев, М. С. Умаханов. Дагестан в XV—XVI вв. (Вопросы исторической географии) / ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала, 2004. С. 30-3.
  13. И. Ш. Гусейнов. Образование казикумухского шамхальства: Автореф. дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 1998. 15с.
  14. Мухаммад Рафи. Тарих Дагестан. // Дагестанские исторические сочинения. А. Р. Шихсаидов, Т. М. Айтберов, Г. М.-Р. Оразаев. — М. Наука. 1993. Лакский Кумух расположен в ценральной части горного Дагестана и в начале XII века становится политическим центром горских народов. Дагестан исторически представлял собой федерацию нескольких горских княжеств.
  15. P. M. Магомедов. Дагестан — Исторические этюды. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1971, С.22-23.
  16. Некоторые события XI—XIII веков: 1032 год — набег русов на Баку. 1040 год — вторжение грузинского войска в Северный Азербайджан. 1054 год — Азербайджан попал под власть Сельджуков. 1123 год — объединенное войско грузин и ширванцев разбивает сельджуков в битве под Шемахой. 1161 год — царь Грузии Георгий III овладел Гянджой. 1220 год — первое нашествие монголов на Азербайджан. Разрушены Марага, Ардебиль, Байлакан, Шемаха. 1231—1239 годы — завоевание Азербайджана монголами. Разрушение Ганджы и Шамхора.
  17. М. Магомедов. Походы монголо-татар в горный Дагестан. — Махачкала, 2005
  18. Согласно М. Курбиеву (профессор, кандидат филос. наук), эта крепость была построенна царём Шергиром. Единственное упоминание о Шергире приводится у М. Хоренация в его работе «История Армении» где он сообщает «О великой битве, происшедшей в Дзираве» (Книга третья, гл. 37): «В сумятице битвы Спандарат Камсаракан натолкнулся на большой отряд, в котором находился храбрый Шергир, царь леков, твердо державшийся во главе центра боевого строя. Напав на отряд, Спандарат рассек его, опрокинул и обратил в бегство и поверг храбреца на землю, словно пораженного молнией. Так все греческие и армянские войска, получив поддержку свыше, покрыли все поле трупами неприятелей и, обратив всех оставшихся в бегство, пустились в преследование. Вместе с ними вытеснили с поля битвы и Урнайра, царя Алвании, израненного Мушелом, сыном Васака Мамиконеана».
  19. М. Курбиев. Монголы в Лакии. РИА Дагеста, 04.01.2009.
  20. 1 2 См. Исмей-Гаджи Гусейнов. Указ. соч.
  21. В. Г. Тизенгаузен. Сборник. Т. 1. СПб., 1884. С. 233.
  22. См. Шами Низамеддин. Указ. соч. С. 16-18.
  23. С. К. Каммаев. Легендарная Лакия: Краткий энциклопедический справочник о Лакии и лакцах. Т.1 — Махачкала: Тип. ДНЦ РАН, 2007.
  24. Шами Низамеддин. Зафер-наме. Баку, Елм. 1992, с. 16.
  25. А. Р. Шихсаидов. Распространение ислама в Дагестане (VII—XV вв.). — Махачкала, I960.
  26. Саидов М. С. Сообщение на секторе о возникновении письменности у даргинцев. С. 122—123.
  27. А. К. Аликберов. Эпоха классического ислама на Кавказе. ст.162-163.
  28. В хронике Мухаммеда Рафи «Тарих Дагестан» упоминается владение Захур (Цахур), также подчиненное шамхалу, не позже начала XVI века.
  29. «На основании первоисточников можно констатировать что основоположником династии илисуйских султанов был Ади-Куркулу-бек. Из 35-ти фирманов выданных сефевидским двором на имя Цахурских владетелей, впоследствии Илисуйских султанов, самый ранний датируется 1562 годом».
  30. Ягуб Махмудлу, А. Н. Мустафаев, М. Н. Мирзоев, А. М. Мюридов, О. В. Мустафиню. Северо-западный Азербайджан: Илисуйское султанство. Баку, 1999.
  31. Мехмет Эфенди, тюркский летописец, пишет что «лезгины и все другие племена в своей совокупности подчиняются шамхалам. Когда их безопасность оказывается под угрозой, под знамя шамхала собирается армия из ста тысяч всадников и пеших. Это известный факт».
  32. А. Р. Шихсаидов. Завещание Андуник-нуцала. — Махачкала, 1998.
  33. В. В. Бартольд. Сочинения. — Москва, 1963.
  34. Ильяс Каяев. Казикумухское Шамхальство XV—XVI вв. Настоящее Время. № 38. 26 сен. 2008.
  35. Л. И. Лавров . Новое о Зирих-Геране и Казикумухских шамхалах // Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976. С. 216-217.
  36. А. К. Бакиханов. Указ. раб. С. 80.
  37. Р. Маршаев, Б. Бутаев. История лакцев. Махачкала 1992. / Возвышение государства Казикумухских шамхалов.
  38. См. Б. Г. Алиев, М. С. Умаханов. Указ. соч.
  39. Маршаев пишет: «на подвластных территориях шамхалы поселяли на бенефициальных правах своих сыновей, многие из которых с течением времени становились наследственными землевладельцами». (См. Р. Г. Маршаев. Указ. соч.)
  40. К. М. Алиев. Таргу-наме. — Махачкала, 2001.
  41. Али Каяев. Настоящее Время. № 47, 4 декабря. 2009.
  42. См. Сб. докум. Русско-дагестанские отношения в ХVII перв. четв. ХVIII вв. // Махачкала, 1957. Составитель Маршаев Р. Г.
  43. Пахомов Е. А. Монетные клады Азербайджана и других республик Кавказа. Труды ИЯЛ АН Азерб. ССР, Вып. II. — Баку, 1944.
  44. Али Каяев. Материалы по истории лаков. Рук. фонд. ИИЯЛ, д. 1642. С. 256.
  45. Л. И. Лавров писал, что «наша находка шамхальского кладбища в Кумухе доказала что до XVII века резиденцией этого крупнейшего в Дагестане феодального государства [шамхальства] были не Тарки, а Кумух лакцев, расположенный сравнительно близко от цахурцев». (Из эпиграфических находок Дагестанской экспедиции // Сборник музея антропологии и этнографии. Л., 1957. Т. XVIII).
  46. Л. И. Лавров. Некоторые вопросы истории лаков // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.З. Д.2.
  47. См. Али Каяев. Настоящее Время. № 47. Указ. соч.
  48. Л. И. Лавров. Эмиры Дербента. Шамхалы Казикумухские и Тарковские // Источниковедение истории досоветского Дагестана. С. 126-131.
  49. Надписи из Кази-Кумуха сообщают что в 1556 году князь Мухаммад был убит зимой «в сражении с неверными Черкессии». «Это могила Будай-шамхала, сына Умал Мухаммад-шамхала». Умал Мухаммад-шамхал был отцом Сурхая и Будая. Айтберов замечает что потомков Сурхая мы видим только на равнине (Эльдар-шамхал, Гирей Тарковский и т. д.), а потомков Будая только в Кази-Кумухе.
  50. Гасан-Эфенди Алкадари пишет: «когда история перешагнула через тысячелетие после хиджры, шамхал стал зимою жить в плоскостных селениях, Буйнаке и других, а летом возвращался в Кази-Кумух».
  51. P. M. Маршаев. О термине «шамхал» и резиденции шамхалов // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1958. Т.6. С. 167-173.
  52. С. А. Белокуров. Сношения России с Кавказом — М., 1888. 4.1. С. 578.
  53. ПСРЛ. Т. ХIII. 2-я пол. С. 324, 330.
  54. Р. Г. Маршаев. Казикумухское шамхальство в русско-турецких отношениях во второй половине XVI — начале XVII вв. — М., 1963
  55. В 1567 г. Будай-шамхал Казикумухский поддержал Кайтукина в междоусобной борьбе кабардинских князей. Исмей-Гаджи Гусейнов пишет: «Русская крепость на Сунже не только обозначила предел территориальному росту Гази-Кумухского шамхальства, неуклонно продолжавшегося с ХI-ХII веков, но и ознаменовала собой начало конца этого крупнейшего в истории Северо-Восточного Кавказа государства» (См. Лаки в истории Дагестана (VI—XX века).
  56. В. Г. Гаджиев. Сочинение И. Г. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курою находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа. — М., Наука, 1979.
  57. По утверждению историка В. Г. Гаджиева, Гази-Кумухское шамхальство являлось «общедагестанским государством» что указывает научную несостоятельность «давно сложившегося мнения, будто народы страны гор никогда в истории не имели общедагестанского государства».
  58. Н. А. Смирнов. Россия и Турция в 16.-17 вв. М., 1946. С. 127
  59. Якоб Рейнегс. Всеобщее историко-топографическое описание Кавказа (XVIII в.). 1784 г.
  60. Б. Г. Алиев, М. С. Умаханов. Дагестан в XV—XVI вв. — ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала, 2004
  61. С. А. Белокуров. Указ. соч. С. 58-59.
  62. Л. И. Лавров. Кавказская Тюмень // Из истории дореволюционного Дагестана. М. 1976, с. 163—165.
  63. . В 1599 году грузинские послы в Москве, Сараван и Арам, сообщали царю Александру что «ни самому ходить, ни людей своих посылать на шевкала нельзя, шевкал живет за горами, дорога к нему тесна». Грузинский посол Кирилл в 1603 году сообщал в Москве, что «шевкал и дети его живут больше в Кази-Кумуках в горах, потому что то место крепкое» (Белокуров С. Указ. раб. С. 302, 405.).
  64. Н. М. Карамзин. История государства Российского. Т.XI. Кн. III.
  65. Казикумухские и кюринские ханы. ССКГ. 1869. Вып. II. С. 6.
  66. Шамхалы тарковские, ССКГ. 1868. Вып. 1. С. 58.

Шамхальство.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24