Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Чорос чуркин, чорос гуркина стихи

Чорос или Цорос - средневековое ойратское этно-территориальное объединение, впоследствии - правящий род (омог). В ойратских (в том числе и калмыцких) мифах - предок джунгарских и дербетских (монг. зүүнгар, дөрвөд) княжеских родов.

Содержание

Этимология этнонима

По версии, записанной Владимирцовым в 1908 г., этноним Цорос происходит от названия «цорбогор аяга» - закрытой чашки с носиком, из которой питался прародитель рода. По версии эмчи Габан-Шараба (1737), автора "Сказания об ойратах" Цорос это имя ребенка, от которого пошло название рода, названного так, потому что дерево, под которым он был найден, напоминало винокурную трубу (цорh - совр. калм., цорго - совр. халх.). Алтайский исследователь Екеев считает это народными этимологиями.[1][2]

Слово чор (чоро) со значением друг, товарищ имеются в древнем персидском и санскрите, в совр. узбекском (jora), уйгурском (joro). Неклюдов упоминает, что чорос, цорос - мн. число от чоро (ойрат. цор, ср. кыпчак. чора, шора), «герой, богатырь». Возможно это же слово зафиксировано в этнониме шор (шорцы). В алтайском языке чор - богатырь, воинственный. В киргизском эпосе «Манас» кырк чоро - сорок витязей, в совр. кирг. джоро - друг, близкий друг. В монгольском фольклоре (напр. "Гэсэр хаган") главные герои в детстве имеют прозвище жор (джор) или нусан жор (нусан джор). При этом в детстве все над ними смеются, а по возмужании они становятся богатырями и совершают подвиги. Слово чор, чоль имеется даже в корейском языке.[1]

К этому возможно добавить предположение о взаимозаменяемости этнонимов чорос и багатуд (баатуд). Если пойти еще дальше, возможно предположить смену этих этнонимов в различные периоды в зонах контакта тюрко- и монголоязычных групп.[1]

Носители этнонима чорос могут являться: потомками древних тюркских чиновников, либо ойратами не имеющим к ним отношения, но по каким-то причинам взявшими этот этноним; потомками выходцев из древнего тюркского аймага/улуса «чор»; населением у которого слово чор (цор, шор, джор) со смыслом «герой, богатырь» закрепилось в качестве этнонима, при этом не ясно пришло ли это слово из индо-европейских языков, либо оно автохтонного происхождения; багатудами (баатуд), сменившими этноним.[1]

Генеалогия чоросских нойонов

Первым лицом, достоверно зафиксированным в монгольских летописях лицом, от которого ведут свою родословную чоросские нойоны является Хутхай Тафу (xudxai tafu – в «Алтан Тобчи», xudxai tayiu – «Шара Туджи», xudxai tayixu – в «Эрдэнийн Тобчи». Он был сановником (тысячником) монгольского Эльбэг-хагана, правившего в 1392-1399 гг.[3][4]

По Екееву (2003, 2008), попытавшемуся составить родословную омога чорос по различным источникам и литературе (Бичурин Н., 1834; Моисеев В., 1999; Сухбаатар Н., 2000; КИЛП, 1969; Шара Туджи, 1957; Златкин И., 1983; Чернышев А., 1990; Митиров А.Г., 1998.), она выглядит так: Бохань (Био-хан, Бёгю-хан, Буку-хан) → […] → Улинтай-Бадан-тайши → Хутхай-тафу (Гоухай-дают, Гохай-дае, Хоохой-таяу, Хутхай дайю) → Батула-чинсан (Махаму, Махмуд) → Тогон-тайши → Эсен-тайши → Юштёмёр (Юштюмюй, Ештеме, Эстуми) → Боронагул (Боро-нахыл) → …][5].

Следует отметить, что по мнению Екеева, Махаму (Махмуд) из «Мин ши» и Батула-Чинсанг, сын Хутхай-Дайю, являются одним лицом. Кроме этого Екеев, ссылаясь на «Мэн-гу-ю-му-цзи» и сочинения Бичурина, возводит чоросскую генеалогию к Биохану (или Боханю), которого отождествляет с найманским Инанч-Билгэ Буку-хан-ом (из сочинений Рашид-ад-дина) и уйгурским Буку (Бөгү)-каган-ом (из «Ляо ши»), считая их одним лицом. Он предполагает, что уйгуро-огузский Бөгү (Буку)-каган через тысячелетие стал Био-ханом преданий ойратских князей из рода чорос.[5]

Златкин (1964, с. 77) считает, что в XVII в., омок чорос (как дөрбөд, уджиэд, багатуд и др.), упоминаемый в «Шара Туджи», являлся совокупностью сравнительно небольшого числа родственных индивидуальных аристократических семей, представители которых составляли княжеские династии. Следует отметить, что наряду с аристократическими семьями чоросов наверняка существовали и менее знатные семьи, не зафиксированные в письменных источниках. Кроме этого, надо полагать, что подданные той или иной княжеской фамилии также носили это название, превращавшееся таким образом в их этноним[6].

История

Несмотря на широкую известность этнонима чорос (цорос) и роль представителей этого рода в ойратской и общемонгольской истории, а также истории Центральной Азии вообще, этническая история чоросов полна белых пятен. В период распада империи Чингис-хана под этнонимом чорос (чурас, чорас) фигурирует крупное этно-территориальное объединение. Впоследствии, в ойратской истории, чорос известен как аристократический род (омог), подданными которого являлись 2 крупных этнических объединения: зүүнгар и дөрвөд.

По данным "Мин ши"[7], один из юаньских военачальников Мөнкэ Төмөр еще до свержения Юаней (или вскоре после этого) объявил себя правителем ойратов, после смерти Мөнкэ Төмөра его владение распалось на три части, каждой из которых управлял отдельный правитель: Махаму, Тайпин и Бату Болод. Златкин (1964, с. 46) отмечает, что в 1409 г. минский император Чжу-Ди наградил почетными титулами и ценными дарами трех ойратских правителей, уделив особое внимание Махаму[6].

Наиболее известные представители

Наиболее известными представителями чоросов являются Тогон, Эсэн, Хара Хула(н), Галдан Бошогту, и поздние зүүнгарские тайджи вплоть до калмыцких нойонов Тундутовых, оставивших заметный след в калмыцкой и российской истории.

Сегодня

Род чорос имеется у монголов Южной (Внутренней) Монголии. В независимой Монголии он встречается у потомков населения средневекового ойратского союза: дөрвөдов (чорос, вариант чорс), өлөөдов, хотогойтов (чорос, вар. сорс), цаатанов (сорс). В России он встречается у алтайцев (чор — у тубаларов, чорос — телеутов) и калмыков (цорос — у ики дөрвөд и Балдра әәмгә бузава). Кроме этого имя Цорос носит сельский населённый пункт в Городовиковском районе Калмыкии. Он находится у шоссе Городовиковск — Яшалта в 2,2 км к северо-востоку от пос. Южный, в 8,2 км к северо-востоку от Городовиковска на правой стороне Һахан-сала (балки Гахин).

См. также

Чоль — чуйское племя из объединения алты чуб, известное в китайских хрониках под названием чуюэ.

Литература

  1. 1 2 3 4 Хойт С.К. Белые пятна в этногенезе дэрбэт // Молодежь и наука: третье тысячелетие. Материалы II республиканской научно-практической конференции (Элиста, 30 ноября 2005 г.). Элиста: АОр «НПП «Джангар», 2006. стр. 104-122.
  2. Екеев Н.В. Чоросы - ойротские князья // Материалы к 50-летию института алтаистики им. С.С. Суразакова (института гуманитарных исследований Республики Алтай). № 10. г. Горно-Алтайск. 2003.
  3. Шара Туджи. Монгольская летопись XVII века. Сводн. текст, пер., введ. и примеч. Н.П. Шастиной. М.–Л.: АН СССР, 1957.
  4. Schmidt I. J., Geschichte der Ost-Mongolen und ihres Fürstenhauses, St.-Petersburg - Lpz., 1829; Haenisch E., Eine Urga-Handschrift des mongolischen Geschichtswerks von Secen Sagang, В., 1955; Erdeni-yin Tobei, Mongolian Chronicle by Savang Secen, with a critical introduction by R. A. Mostaert, pt. 1-4, Camb. (Mass.), 1956; Саган Сэцэн, Эрдэнийн тобчи, Уланбатор, 1961.
  5. 1 2 Екеев Н.В. К проблеме этнической истории ойротов-чоросов // Мир Евразии. Науч. журнал / Горно-Алт. гос. ун-т; гл. ред. Н.С. Модоров. – Горно-Алтайск, 2008. – № 2. – С. 37–41.
  6. 1 2 Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. М.: Издательство "Наука", 1964. 480 с.
  7. Мин ши

Чорос чуркин, чорос гуркина стихи.

Амон, Файл:Beaumont-du-Périgord - Plan.JPG.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24