Христианская каббала — мировоззрение, синтезирующее древнюю каббалу и христианское откровение о новом Адаме. Получило заметное развитие среди европейских философов, теологов и гуманистов эпохи Возрождения и оказало влияние на европейскую философию.
В конце XV века каббала трансформировалась от чисто еврейского явления к европейской культуре, совместившись с христианской теологией, философией, наукой, магией и теургией.[1] В результате появилось два разных феноменальных мистических учения с принципиальными доктринальными различиями, но с одним названием. В трудах еврейских теологов о каббале не упоминается о христианской каббале. В трудах же европейских каббалистов просто не делается различия между течениями. Все известные иудейские каббалистические книги были написаны до появления христианской каббалы. В свою очередь европейцы, сформировавшие христианскую каббалу, смотрели на неё как на давно забытое христианское учение.
Христианская каббала распространившаяся в эпоху Возрождения, когда среди христианских учёных рос интерес к мистическим аспектам иудейской каббалы, которая была сочетаема с христианской мистической мыслью.
Содержание |
В Европе раскрытие христианской каббалы началось во второй половине XV века во Флоренции со школы известного философа-неоплатониста Марсилио Фичино . Был пик итальянского Ренессанса, Флоренция управлялась семьёй Медичи, которая спонсировала философию, науку и искусство. Флоренция стала центром, где собралось много великих умов Европы, среди которых были и беженцы из Константинополя, захваченного Турками в 1453 году. Фичино наиболее известен за его переводы трудов Платона с греческого на латынь, но особенно за перевод на латынь трудов по эзотерике, мистических старых рукописей, известных как Герметика. Эти труды, скорее всего, были из Египта, и они относились к мистическому древнему философу Гермесу Трисмегестусу (Трижды Великий Гермес) и были посвящены магии, астрологии и эзотерической теологии. Марсилио Фичино и его ученики нашли в этих и других трудах источник для инновационной спекуляции, которая сконцентрировалась вокруг понятия магии, считавшейся древней научной доктриной, источником всех религий и всех истин.
Из этой школы вышел мыслитель Пико делла Мирандола. Он считается «отцом» христианской каббалы и сыграл большую роль в возникновении большого интереса к каббале в ту эпоху. Молодой учёный и теолог умер в возрасте 31 года в 1494 году. Пико сильно заинтересовался еврейским языком, и имел в друзьях и учителях еврейских учёных. Он начал изучать каббалу на еврейском и на латыни, переведённой евреем, принявшим христианство, Флавиусом Митредатесом. Лучшая работа Пико считается «900 тезисов», в которую входили тезисы, основанные на каббале. В этом своём труде Пико провозгласил, что Христианская истина лучше всего демонстрируется при помощи магии и каббалы. Многим современным учёным трудно было отличить эти понятия — магия и каббала. Пико часто использовал слово каббала как синоним к слову магия, называя магию наукой, синтезирующей научный и теологический подход. Он отнёс каббалистические писания, с которыми был знаком, к древним эзотерическим знаниям, сохранённым евреями, в центре которого была Христианская идея, которая в свою очередь может быть постигнута изучением каббалы.[2]
Работы Пико были продолжены его учеником, немецким философом и лингвистом, Иоганном Рейхлином. Рейхлин владел большими знаниями по иудаизму и каббалистическими текстами, которые описал во многих своих трудах, особенно в De Arte Kabbalistica (1516). Это книга в последующем стала учебником по этой теме в течение двух веков. Эта его работа предоставляется в трёх частях: философической, телеологической и научной. Три философа — христианин, мусульманин и еврей — беседуют и обсуждают тему с разных точек зрения. Еврейского учёного зовут Рабби Шимеон бар Ёхаи, также зовут центральную фигуру в рассказах книги Зогар. Шимеон предоставит другим принципы каббалы (как их видел Рейхлин), а его христианские и исламские коллеги обобщены принципами философии (Пифагорской философии), науки и магии.
Понятие «Каббалы» в трудах Пико и Рейхлина сильно отличается от средневековой еврейской каббалы, которую они использовали как источник. Они использовали все послебиблейские труды, включая Талмуд, мидраш, труды философов-рационалистов, включая Маимонидов, а также труды многих еврейских толкователей Библии, которые даже не относились к каббале. Еврейские эзотерические тексты, которые они читали, включая некаббалистические, как труды Хаседея Ашкенази или Авраама Абулафия, не являлись даже основной каббалистической литературой. Зогар использовался очень редко и ссылки на него делались через другие книги. Поэтому картина «Каббалы» коренным образом отличается от той, которая имелась в еврейских источниках.
Центральное каббалистическое размышление о «тайне создания» и важность систем сефирот в трудах христианских учёных превращются во второстепенную вещь. У них была готова теология о Святой Троице, которую они интегрировали в их понятию каббалы. Шахина как женское сила мало интересовало. Дуализм добра и зла в Зохаре для них не был центральной темой, так же как и магические элементы и влияние на небесный процесс соблюдения заповедей. Мистический опыт, видения и духовное возвышение не были в центре их интереса. Они отнесли себя ближе к гуманистам, учёным и философам, чем к мистикам.
Христианские каббалисты больше всего были заинтересованы не в семантическим использовании еврейского языка, к которому у них не было христианской альтернативы. Разные имена Бога и небесных существ для них было новым открытием. Разные трансмутации еврейского алфавита, как и нумерологические методы, которые были больше мидрашическими, нежели каббалистическими, стали центром их изучения. Во многих случаях, как в их «нумерологии», мидрашическая методология стала ядром их понимания каббалы. Свобода размышления и лёгкость толкования новых терминов в соответствии с древними текстами стало для них главной темой. Видный пример того, как каббала отождествлялась с магией и нумерологией, приведён в значимом и важном труде De Occulta Philosophia (1531), Корнелиуса Агриппа , который также был и секретарём императора Карла V.[3]
Познакомившись с еврейской концепцией божественного языка, христианские каббалисты поверили в то, что при правильном произношении Божественных имен можно влиять на реальность. Этот факт позволил представителям Ренессанской школы поверить вн то, что магия является самой большой силой во вселенной. В результате то, что было банальным в иудаизме, стало важным в мировоззрении христианских каббалистов. И это было скомбинировано с другой концепцией, которую гуманисты взяли из еврейских источников, Harmonia Mundi. Картина параллельной страты, формирующая структуру гармонии между небесами, природой и человеком, была взята из Сефер Йецира и интегрирована в европейскую философию и науку. Одно из видных проявлений этого хорошо видно в труде венецианского гуманиста Франческо Джорджи (англ.)русск., De Harmonia Mundi (1525). Еврейские источники в этом труде не были не только единственными, но и не основными, несмотря на то, что это изначально еврейская концепция. Отношения между микрокосмосом и макрокосмосом, между человеком и Создателем, были сформированы различными неоплатоническими школами в Средние века. Но несмотря на это, в школах Пико, Рейхлина и их предшественников часто описывалось это как элементы каббалы, древнееврейской традиции, которую Моисей получил на горе Синай.
Влияние Каббалы освобождает [Я. Бёме] от отвлечённой мистики типа неоплатонического и экхартовского и прививает начала конкретной космологии и антропологии.— Николай Бердяев. Новые книги о Якове Бёме[4]
В XVII веке интерес к христианской каббале переместился из Италии и Франции в Германию и Англию. В Англии появляется так называемый кружок «кембриджских неоплатонистов»,[5] главные представители: Генри Мор, Ральф Кэдворт, Джон Пордедж, Б. Спиноза, Ф. Бэкон и Т. Гоббс и барон Христиан фон Розенрот, изучавший каббалу в Амстердаме у известных раввинов и предоставивший Кембриджским неоплатоникам рукописи сочинений Лурии.
Христиан фон Розенрот собрал свои исследования в двухтомном труде «Kabbala Denudata» («Открытая Каббала») (1677—1684), где предоставил широкий обзор первоисточников, переведённых на латынь и сопровождаемых подробными комментариями (в том числе, фрагменты «Шаарей Ора» Гикатилы, «Пардес Римоним» Кордоверо, «Эмек ха-мелех» Нафтали Бахараха, выдержки из «Идрот» и др. книг Зогара). Кроме того, в этой книге опубликован латинский перевод уникального текста по каббалистической алхимии «Эш Мецареф», ивритский оригинал которого не сохранился. По-видимому, он был написан неким анонимным евреем-каббалистом в начале 16 века в Италии.
«Открытая Каббала» имела исключительное влияние в мистических кругах. И оставалась основным источником христианской каббалы в течение двух веков. Здесь же публиковались оригинальные сочинения христианских каббалистов. Особенно интересными являются идеи Ван Гельмонта об Адаме Кадмоне, как предвечном Иисусе христианской теологии, концепция творения мира Генриха Мора, включавшую в себя лурианское учение о цимцум и о Божественном остатке (решиму), и др.
Христиан Кнорр фон Розенрот и Ван Гельмонт сыграли важную роль в распространении идеи о Божественном происхождении еврейского языка, обладающего некоей особой, изначальной силой, как базового языка человечества. Этот взгляд был выражен, в частности, в сочинении Ван Гельмонта Alphabeti vere Naturalis Hebraici brevissima Delineato («Краткое описание подлинного естественного алфавита евреев»), опубликованном в 1667 г. В предисловии к этой книге Кнорр даже предлагает создать Общество еврейского языка по примеру существовавших тогда многочисленных Обществ немецкого языка.
В XVIII веке раскрытие христианской каббалы спадает, преемниками её наследия становятся два, условно говоря, «направления»: первое из них — это так называемая «оккультная каббала», зародившаяся во второй половине XVIII века в некоторых школах немецкого масонства («Азиатские братья» и др.), немецком «новом» розенкрейцерстве, а также таких группах, как например, «Орден Избранных Коэнов» Мартинеса де Паскуалли (см. Мартинизм). В дальнейшем эта традиция развивалась такими оккультистами, как Фабр де Оливье , Элифас Леви , и достигла своего апогея во французском Ордене Мартинистов.
В XIX—XX вв. каббалу исследовали русские христианские философы и богословы Николай Бердяев (1874—1948)[6], Владимир Соловьёв (1853—1900) и Сергей Булгаков (1871—1944) [7], Александр Мень (1935—1990) [8]
Христианская каббала читать, христианская каббала видео, христианская каббала форум.