Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Фахруддин Рази

Фахр ад-дин ар-Рази
(араб. فخرالدین الرازی‎‎)
Имя при рождении: Фахр ад-дин Абдуллах ибн Мухаммад ар-Рази
Титулы и звания: ибн ал-Хатиб (сын хатиба)
Род дея-
тельности:
богослов, философ
Рождение: 1149(1149) / 544 г.х., Рей
Смерть: 1209 / 606 г.х., Герат
Нацио-
нальность:
перс
Родители: Мухаммад ар-Рази
Школа, течение: шафиит, ашарит, суфий
Учителя: Мухаммад ар-Рази, аль-Камал ас-Симнани, Мадждуддин аль-Джили.
Труды, сочинения: Мафатих аль-гайб, Джами аль-улюм, Лубуб аль-ишарат и др.

Абу Абдуллах ибн Мухаммад ибн Умар аль-Хусейн аль-Тайми аль-Бакри ат-Табаристани Фахр ад-дин ар-Рази (араб. أبو عبدالله محمد بن عمر بن الحسین التيمي البكري الطبرستانی فخرالدین الرازی‎‎) (1149(1149), Рей1209, Герат) — видный представитель ашаритского калама, шестой муджаддид[1].

Содержание

Биография

Родился в Рее в 1149 году. Отец Фахр ад-дина ар-Рази был хатибом города Рей отчего его прозвали Ибн аль-Хатиб (сын хатиба). Первоначальное образование в области шафиитского фикха, усуль аль-фикха и калама получил под руководством отца и аль-Камала ас-Симнани. Философским наукам он научился у Мадждуддина аль-Джили.

Ар-Рази много скитался по городам Среднего Востока. Он служил при дворе гуридских султанов и хорезмшахов. Ар-Рази основал Мадраса в Герате и там же он провел последние годы своей жизни.

Богословская деятельность

Фахр ад-дин ар-Рази был знаменит активностью и резкостью в борьбе со своими идейными противниками и эта борьба составляла значительную часть его деятельности. Он полемизировал с мутазилитами, ханбалитами, исмаилитами. Особенно часто ар-Рази полемизировал с каррамитами, которые обвиняли его в отступничестве от ислама и возможно имели отношение к его смерти[2]. Ар-Рази составил также комментарий к дивану арабского поэта-скептика Абуль-Ала аль-Маарри.

Философия

Фахр ад-дин ар-Рази расширил круг вопросов, по которым Абуль-Баракат аль-Багдади критиковал восточных перипатетиков и вместе с тем стремился к сближению калама с фальсафа. Ар-Рази выступал против позиции, которой придерживался аль-Газали по отношению к фальсафа. Попытки сблизить калам и фалсафа вызывала активное противодействие со стороны других исламских богословов, из-за чего за ним даже закрепилась репутация вольнодумца. По некоторым сведениям к концу жизни ар-Рази отказался от калама и перешёл в суфизм[3].

Космология

Фахр ад-дин ар-Рази был одним из немногих исламских философов, которые признавали существование иных миров, помимо нашего. По его мнению, существование только одного мира несовместимо с всемогуществом Создателя. В своей книге Ключи к неизведанному философ пишет:

Установлено, что за пределами мира лежит беспредельная пустота, и также установлено, что сила Бога Наивысочайшего превосходит силу всех возможных существ. Поэтому в Его, Наивысочайшего, силе создать тысячу тысяч миров за пределами этого мира, и каждый из этих миров больше и массивнее нашего мира, имея все, что имеет наш мир: … небеса, землю, солнце, луну. Аргументы философов в пользу единственности мира слабы, хрупкие аргументы, основанные на невнятных предпосылках[4].

Точка зрения сторонников существования других миров означала радикальный выход за пределы геоцентрической системы мира, ведь в этом случае Земля, хотя она и оставалась центром нашего мира, лишалась выделенного статуса во Вселенной в целом.

Толкование Корана

Фахр ад-дину ар-Рази принадлежит знаменитый незавершенный тафсир Мафатих аль-гайб (англ.)русск., который в мусульманском мире считаются несколько отклоняющимся от привычных толкований в сторону рационализма. Этот тафсир считался как бы ответом на тафсир мутазилита аз-Замахшари.


Сочинения

  • Мафатих аль-гайб (англ.)русск.
  • Асас ат-такдис фи ильм аль-калям
  • Джами аль-улюм
  • Ар-Рисаля аль-камалия фи-ль-хакаик аль-иляхия
  • Чахардах рисаля
  • Аль-Мабахис аш-шаркия
  • Лубуб аль-ишарат
  • Аль-Арбаин фи усуль ад-дин
  • Итикадат фирак аль-муслимин ва-ль-мушрикин
  • Мухассал афкар аль-мутакаддимин ва-ль-мутааххирин

Примечания

  1. Акыда ас-Санусийя с комментариями шейха Абу Адама ан-Наруиджи/ — 1-е издание. Махачкала. 2012. — 60 с.
  2. согласно преданию, ар-Рази был отравлен по наущению каррамитов
  3. сохранился текст послания к нему Ибн Араби, в котором рассматривается событие перехода в суфизм
  4. Adi Setia Fakhr Al-Din Al-Razi on Physics and the Nature of the Physical World: A Preliminary Survey // Islam & Science. — 2004. — Vol. 2. — P. 161-180..

Литература

  • Наймов Н. Фахриддин Рази.— Из философского наследия народов Ближнего и Среднего Востока. Таш., 1972, — С.199—233.
  • Кулматов Я. Фахриддин Рази. Душ., 1980.
  • Ноrten М. Die philosophischen Ansichten von Razi und Tusi. Bonn, 1910.
  • Ноrten М. Die speculative und positive Theologie des Islam nach Razi und ihre Kritik durch Tusi. Lpz., 1912.
  • Arnaldez R. Apories sur la predestination de Razi.—MIDEO. 1950.
  • Kholeif F. A Study on Fakhr al-Din al-Razl. Beirut, 1966.

Ссылки

  • Ислам: Энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1991. — С.197

Фахруддин Рази.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24