Фахр ад-дин ар-Рази (араб. فخرالدین الرازی) |
|
---|---|
Имя при рождении: | Фахр ад-дин Абдуллах ибн Мухаммад ар-Рази |
Титулы и звания: | ибн ал-Хатиб (сын хатиба) |
Род дея- тельности: |
богослов, философ |
Рождение: | 1149 / 544 г.х., Рей |
Смерть: | 1209 / 606 г.х., Герат |
Нацио- нальность: |
перс |
Родители: | Мухаммад ар-Рази |
Школа, течение: | шафиит, ашарит, суфий |
Учителя: | Мухаммад ар-Рази, аль-Камал ас-Симнани, Мадждуддин аль-Джили. |
Труды, сочинения: | Мафатих аль-гайб, Джами аль-улюм, Лубуб аль-ишарат и др. |
Абу Абдуллах ибн Мухаммад ибн Умар аль-Хусейн аль-Тайми аль-Бакри ат-Табаристани Фахр ад-дин ар-Рази (араб. أبو عبدالله محمد بن عمر بن الحسین التيمي البكري الطبرستانی فخرالدین الرازی) (1149, Рей —1209, Герат) — видный представитель ашаритского калама, шестой муджаддид[1].
Содержание |
Родился в Рее в 1149 году. Отец Фахр ад-дина ар-Рази был хатибом города Рей отчего его прозвали Ибн аль-Хатиб (сын хатиба). Первоначальное образование в области шафиитского фикха, усуль аль-фикха и калама получил под руководством отца и аль-Камала ас-Симнани. Философским наукам он научился у Мадждуддина аль-Джили.
Ар-Рази много скитался по городам Среднего Востока. Он служил при дворе гуридских султанов и хорезмшахов. Ар-Рази основал Мадраса в Герате и там же он провел последние годы своей жизни.
Фахр ад-дин ар-Рази был знаменит активностью и резкостью в борьбе со своими идейными противниками и эта борьба составляла значительную часть его деятельности. Он полемизировал с мутазилитами, ханбалитами, исмаилитами. Особенно часто ар-Рази полемизировал с каррамитами, которые обвиняли его в отступничестве от ислама и возможно имели отношение к его смерти[2]. Ар-Рази составил также комментарий к дивану арабского поэта-скептика Абуль-Ала аль-Маарри.
Фахр ад-дин ар-Рази расширил круг вопросов, по которым Абуль-Баракат аль-Багдади критиковал восточных перипатетиков и вместе с тем стремился к сближению калама с фальсафа. Ар-Рази выступал против позиции, которой придерживался аль-Газали по отношению к фальсафа. Попытки сблизить калам и фалсафа вызывала активное противодействие со стороны других исламских богословов, из-за чего за ним даже закрепилась репутация вольнодумца. По некоторым сведениям к концу жизни ар-Рази отказался от калама и перешёл в суфизм[3].
Фахр ад-дин ар-Рази был одним из немногих исламских философов, которые признавали существование иных миров, помимо нашего. По его мнению, существование только одного мира несовместимо с всемогуществом Создателя. В своей книге Ключи к неизведанному философ пишет:
Установлено, что за пределами мира лежит беспредельная пустота, и также установлено, что сила Бога Наивысочайшего превосходит силу всех возможных существ. Поэтому в Его, Наивысочайшего, силе создать тысячу тысяч миров за пределами этого мира, и каждый из этих миров больше и массивнее нашего мира, имея все, что имеет наш мир: … небеса, землю, солнце, луну. Аргументы философов в пользу единственности мира слабы, хрупкие аргументы, основанные на невнятных предпосылках[4].
Точка зрения сторонников существования других миров означала радикальный выход за пределы геоцентрической системы мира, ведь в этом случае Земля, хотя она и оставалась центром нашего мира, лишалась выделенного статуса во Вселенной в целом.
Фахр ад-дину ар-Рази принадлежит знаменитый незавершенный тафсир Мафатих аль-гайб (англ.)русск., который в мусульманском мире считаются несколько отклоняющимся от привычных толкований в сторону рационализма. Этот тафсир считался как бы ответом на тафсир мутазилита аз-Замахшари.
Фахруддин Рази.