Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Индикар дэн уэлдон, марко симончелли и дэн уэлдон, дэн уэлдон фотограф, дэн уэлдон фотожурналист

Дэн Уэлдон
Dan Wheldon
Имя при рождении:

Daniel Clive Wheldon

Род деятельности:

Автогонщик

Дата рождения:

22 июня 1978(1978-06-22)

Место рождения:

Эмбертон, Бакингемшир, Англия, Великобритания

Гражданство:

 Великобритания

Дата смерти:

16 октября 2011(2011-10-16) (33 года)

Место смерти:

округ Кларк, Невада, США

Супруга:

Сьюзи

Дети:

Себастьян
Оливер

Дэн Уэлдон на Викискладе

Дэниэл «Дэн» Клайв Уэлдон (англ. Daniel Clive "Dan" Wheldon; 22 июня 1978(19780622), Эмбертон, Великобритания — 16 октября 2011, Кларк, США) — британский автогонщик. Чемпион Индикара 2005 года, 2-кратный победитель 500 миль Индианаполиса (2005 и 2011).

Содержание

Общая информация

В 2008 году Дэн женился на канадке[1] Сьюзи Бём — своей многолетней помошнице по ведению дел на трассе и вне её. Пара обосновалась в США — в городе Сент-Питерсберг, штат Флорида.[2]

В феврале 2009 года у супругов родился первый сын, а в марте 2011 — второй.[3]

Спортивная карьера

Ранние годы

Бакингемширец, как и многие автогонщики того периода, начал карьеру с картинговых соревнований. В данном классе Уэлдон небезуспешно гонялся с 1987 по 1995 год. За это время Дэну несколько раз покорялся национальный чемпионат среди кадетов, в 1995 году Уэлдон стал обладателем кубка мира в классе Формула-А, а также занял четвёртое место на чемпионате Европы в этой же категории.

С 1996 года британец сосредотачивается на гонках на машинах с открытыми колёсами, но не забывает и картинг — с 2004 года он регулярно стартует в достаточно крупных и известных соревнованиях этой категории.

1996—2001

Dallara Уэлдона образца 2004 года.

Карьера в более крупных соревнованиях стартует с мелких формулических классов. В 1996-98 годах Дэн проводит несколько вполне успешных сезонов в чемпионатах под эгидой Vauxhall и Ford. Несмотря на множество призовых мест и побед на этапах этих первенств Уэлдон так и не смог сделать шаг на следующую ступеньку иерархиии европейского автоспорта — сторонних спонсоров так и не зантересовал молодой английский талант, а денег семьи на достаточно дорогую Формулу-3 не хватало.

Перед гонщиком встал выбор — либо завершить карьеру, либо пересмотреть свои взгляды на дальнейшие выступления. Дэн выбрал второй вариант, отправившись покорять североамериканский гоночный мир. Первым шагом стало участие в чемпионате американской Формулы-2000. Уэлдон быстро обжился в серии и уже в первый год смог завоевать чемпионский титул. Выбор оказался оправдан и в дальнейшем: проблемы со спонсорами уже не носили глобального характера и каждый раз британец находил приемлемый вариант продолжения своей карьеры.

В 2000-м Дэн переходит в серию CART Toyota Atlantic, где сходу оказывается очень быстр. По итогам сезона, выиграв четыре квалификации и две гонки Уэлдон набирает 159 очков и завоёвывает звание вице-чемпиона серии, проиграв лишь Бадди Райсу. Через год британец перебирается в серию Indy Lights, заняв место в кокпите болида чемпионской команды PacWest Lights. И здесь Уэлдон быстро доказывает свою скорость и возможность стабильно финишировать в лидирующей группе. В 12 гонках сезона Дэн 9 раз финиширует в Top5 и одерживает две победы. Набранных по итогам года 149 очков хватает на очередное вице-чемпионское звание.

2002—2005

Следующий этап в карьере англичанина начинается в конце 2002 года, когда он находит спонсорский бюджет на участие в двух гонках серии IRL IndyCar за рулём болида команды Panther Racing. Не смотря на то, что организация в тот момент больше работала со своим первым пилотом Сэмом Хорнишом, Дэн смог быстро приспособиться к болиду и показал вполне достойные для новичка 10-е и 15-е места в двух дебютных гонках.

В 2003 году Уэлдон получает от судьбы огромный подарок: по началу так и не найдя места в серии на полном расписании он наблюдает первые гонки сезона лишь как зритель, но перед третьим этапом сезона в Японии всё вдруг резко меняется: сильный дебютант IRL IndyCar команда Andretti Green Racing внезапно теряет одного из своих боевых гонщиков — шотландца Дарио Франкитти. На освободившуюся вакансию владелец команды Майкл Андретти после недолгих поисков приглашает как раз Уэлдона. Дэн сполна использует свой шанс и вскоре англичанин становится не просто «пилотом-на-замену», а полноценным членом гоночного коллектива. Серия из стабильных финишей в последней трети сезона позволяет Уэлдону вскарабкаться на 11-е место в общем зачёте и завоевать титул новичка года.

Следующие два сезона семейство Андретти множество раз убеждается в правильности своего выбора — Дэн регулярно борется на равных с лучшими пилотами серии и всё чаще их опережает. И если в 2004 году на пути британца к чемпионскому титулу всё же становится его сокомандник Тони Канаан, то через год его уже не смог остановить никто. Триумф в сезоне-2005 получается абсолютным: в мае Уэлдону также покоряется Indy 500.

2006—2008

Дэн Уэлдон c победным молоком на Инди-500 в 2011 году

В 2006 году Дэн принимает новый вызов, перебираясь в погрязший в собственных проблемах коллектив Чипа Ганасси. Британец в паре с новозеландцем Скоттом Диксоном быстро находят взаимопонимание и совместными усилиями возвращают команду на былой чемпионский уровень. Уэлдон под конец сезона вновь борется за чемпионский титул, но уступает его по дополнительным показателям своему бывшему партнёру по Panther Racing Сэму Хорнишу.

С сезона-2007 у британца начинается спад результатов в гонках серии. Одним из ключевых факторов, способствовавших этому неприятному событию становится пересмотр руководством IRL IndyCar принципов формирования календаря — гонки по трассам овального типа всё больше вытесняются из календаря соревнованиями на дорожных и городских трэках.

Однако это никах не повлияло бы на место англичанина в команде если бы на трассах нового для серии типа не оказался очень быстр и сверхстабилен партнёр Уэлдона по команде — Скотт Диксон. Новозеландец вступает в лучший период своей карьеры и британец показывает всё более слабые результаты на его фоне. В 2007-08 годах он хоть и заканчивает чемпионат на четвёртых позициях, но уступает оба раза Диксону более сотни очков. Накануне сезона-2008 Чип делает Уэлдону вполне явное предупреждение с предложением попытаться улучшить спортивные результаты, пригласив в сателиттную команду в сериях NASCAR Дарио Франкитти. Заметных изменений не происходит и накануне выставочного этапа в Австралии осенью 2008 года с Дэном расстаются.

2009—2011

На этом карьера британца в серии не заканчивается: его с радостью принимает обратно хорошо ему знакомый коллектив Panther Racing.

Крепкий середняк серии не может ему предоставить все условия для борьбы за чемпионский титул, но время от времени Уэлдон показывает грани своего гоночного таланта — то там, то здесь навязывая лидерам борьбу за победы. Как и в былые годы чаще всего это происходит на трассах овального типа: например Дэн дважды финиширует вторым в Indy 500.

Накануне сезона-2011 англичанину вновь приходится искать себе новое место: по финансовым соображениям место Уэлдона в болиде Panther занимает американец Джей-Ар Хильдебранд.

Врочем, Дэн не долго остаётся без работы: перед Indy 500 Брайан Херта предлагает ему место в кокпите своей машины. Британец соглашается и не зря: успешно пройдя квалификацию и избежав всех аварий по ходу гонки Уэлдон на последних кругах прорывается на второе место, а в ходе заключительного круга разбивает свою машину лидер заезда — всё тот же Хильдебранд — и Дэн нежданно-негаданно оказывается на аллее победы с бутылкой молока.

В дальнейшем англичанин вновь берёт паузу в выступлениях, ища себе место боевого пилота. Попытки увенчались успехом перед двумя заключительными этапами сезона: коллектив Сэма Шмидта предлагает Уэлдону место канадца Алекса Тальяни. Также появляются слухи, что Майкл Андретти ведёт с Дэном переговоры относительно возвращения в свою команду.

Британец возвращается за руль на гонке в Кентукки, проводя разминочный этап перед чемпионатом мира, разыгрываемым на последнем этапе серии.

Гибель

Фотография катастрофы. На снимке, сделанным за несколько секунд до фатального столкновения автомобиля с ограждением, видно как машина Уэлдона (черно-белая) взлетает столкнувшись с другой

Фатальную для Дэна гонку принимал дебютирующий в календаре 1,5-мильный овал Las Vegas Motor Speedway. Помимо не самой длинной протяжённости трассы слагаемыми будущей трагедии стали непривычно большое для гонок серии число участников (сразу 34 пилота были допущены на старт) и малое число предгоночных тренировок.

Со старта пилоты ехали плотной группой: так к десятому кругу первого от тридцать четвёртого отделяло всего 4,6 секунды.

Авария произошла на 12-м круге: борьба между Джеймсом Хинчклиффомом и Уэйдом Каннингемом привела к развороту новозеландца. На Dallara Уэйда наскочил Джей-Ар Хильдебранд. Пытавшиеся объехать аварию пилоты один за другим пытались замедлиться, но не всегда удачно — массовые контакты быстро образовали кучу искорёженной техники (всего пострадало 15 машин — в том числе вице-лидер общего зачёта серии Уилл Пауэр). Одним из пилотов из задних рядов, попавших в эту аварию, был и Дэн: наехав на одну из машин соперников его болид взлетел в воздух, отлетел в сетку, ограждавшую внешнюю сторону овала, после чего рухнул обратно на трассу. Во время касания с ограждением была сломана дуга безопасности. Сам гонщик получил сильную черепно-мозговую травму.

Бригада извлекателей оперативно помогла всем пилотам, пострадавшим в аварии. Уэлдон после первичного осмотра был срочно доставлен на вертолёте в ближайшую медицинскую клинику. Вскоре пришла новость, что врачам не удалось спасти жизнь англичанина.

Гибель Уэлдона стала первым смертельным случаем на этапах IRL IndyCar с 2006 года, когда на предгоночной тренировке разбился Пол Дана.[4].

Спустя некоторое время было объявлено, что следующая модификация шасси для серии будет названа в честь Дэна (DW12), помогавшего в её доработке и тестах.[5]

Статистика результатов в моторных видах спорта

Сводная таблица

Результаты
Сезон Серия Команда Гонки ПП БК Победы Очки Поз.
1996 Британская Ф-Vauxhall Junior н/д н/д н/д н/д н/д 117 2-й
1996 Британская Ф-Vauxhall н/д н/д н/д н/д 3 н/д 2-й
1997 Британская Ф-Форд Andy Welch Racing н/д н/д н/д н/д 75 4-й
1997 ЧЕ Ф-Форд Andy Welch Racing н/д н/д н/д н/д н/д 4-й
1998 Британская Ф-Форд Duckhams н/д н/д н/д н/д 104 3-й
1998 ЧЕ Ф-Форд н/д н/д н/д н/д н/д н/д 3-й
1998 Фестиваль Ф-Форд н/д н/д н/д н/д н/д   2-й
1999 Американская Ф-2000 (англ.) Jayhard/Primus Racing 14 5 0 6 315 1-й
2000 CART Toyota Atlantic Jayhard / BG Products 12 4 1 2 159 2-й
2001 CART IndyLights PacWest Lights 12 0 1 2 149 2-й
2002 IRL IndyCar Panther Racing 2 0 0 0 35 36-й
2003 IRL IndyCar Andretti Green Racing 14 0 0 0 312 11-й
2004 IRL IndyCar Andretti Green Racing 15 2 2 3 533 2-й
2005 IRL IndyCar Andretti Green Racing 17 0 2 6 628 1-й
2005 RSCS Howard Boss Motorsports 1 0 н/д 0 15 112-й
2006 IRL IndyCar Chip Ganassi Racing 14 2 2 2 475 2-й
2006 RSCS 1 0 н/д 0 35 82-й
2007 IRL IndyCar Chip Ganassi Racing 17 1 6 2 466 4-й
2007 RSCS 1 0 н/д 0 10 75-й
2008 IRL IndyCar Chip Ganassi Racing 17 0 1 2 492 4-й
2008 RSCS 1 0 0 0 13 85-й
2009 IRL IndyCar Panther Racing 17 0 0 0 354 10-й
2010 IRL IndyCar Panther Racing 17 0 0 0 388 9-й
2011 IRL IndyCar Bryan Herta Autosport
Sam Schmidt Motorsports
3 0 0 1 75 28-й

Гонки «чампкаров»

IndyCar

Результаты
Сезон Команда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Очки Место
2002 Panther - - - - - - - - - - - - -
CHI
10

TXS
15
35 36-й
2003 Andretti Green - -
MOT
7

IND
19

TXS
20

PPI
19

RIR
8

KAN
21

NSH
4

MIS
20

STL
5

KTY
8

NZR
7

CHI
4

FON
4

TX2
3
312 11-й
2004 Andretti Green
HMS
3

PHX
3

MOT
1

IND
3

TXS
13

RIR
1

KAN
9

NSH
13

MIL
18

MIS
3

KTY
3

PPI
3

NZR
1

CHI
4

FON
3

TX2
3
533 2-й
2005 Andretti Green
HMS
1

PHX
6

STP
1

MOT
1

IND
1

TXS
6

RIR
5

KAN
2

NSH
21

MIL
5

MIS
2

KTY
3

PPI
1

SNM
18

CHI
1

WGL
5

FON
6
618 1-й
2006 Ganassi
HMS
1

STP
16

MOT
2

IND
4

WGL
15

TXS
3

RIR
9

KAN
2

NSH
2

MIL
8

MIS
3

KTY
4

SNM
6

CHI
1
475 2-й[6]
2007 Ganassi
HMS
1

STP
9

MOT
2

KAN
1

IND
22

MIL
3

TXS
15

IOW
11

RIR
3

WGL
7

NSH
8

MDO
10

MIS
12

KTY
17

SNM
7

DET
3

CHI
13
466 4-й
2008 Ganassi
HMS
3

STP
12

MOT
4
-[7]
KAN
1

IND
12

MIL
4

TXS
4

IOW
1

RIR
4

WGL
24

NSH
2

MDO
17

EDM
7

KTY
5

SNM
4

DET
20

CHI
6
492 4-й
2009 Panther
STP
14

LBH
5

KAN
10

IND
2

MIL
10

TXS
7

IOW
4

RIR
10

WGL
10

TOR
14

EDM
15

KTY
11

MDO
16

SNM
12

CHI
22

MOT
8

HMS
21
354 10-й
2010 Panther
SAO
5

STP
20

ALA
11

LBH
9

KAN
15

IND
2

TXS
9

IOW
11

WGL
6

TOR
10

EDM
20

MDO
14

SNM
25

CHI
2

KTY
3

MOT
10

HMS
9
388 9-й
2011 Herta /
Curb Agajanian /
Schmidt
- - - -
IND
1
- - - - - - - - - - - - - 75 28-й
Schmidt - - - - - - - - - - - - - - - -
KTY
14

LVS[8]
Отм.

Жирным выделен старт с поул-позиции. Курсивом — гонка, где показан быстрейший круг.

Сезоны Команды Старты ПП Победы Подиумы Top10 Победы в Indy 500 Титулы
10 5 135 5 16 27 50 2 (2005, 2011) 1 (2005)

Результаты в Indy 500

Год Шасси Мотор СП ФП Команда
2003 Dallara Honda 5 19 Andretti Green
2004 Dallara Honda 2 3 Andretti Green
2005 Dallara Honda 16 1 Andretti Green
2006 Dallara Honda 3 4 Ganassi
2007 Dallara Honda 6 22 Ganassi
2008 Dallara Honda 2 12 Ganassi
2009 Dallara Honda 18 2 Panther
2010 Dallara Honda 18 2 Panther
2011 Dallara Honda 6 1 Herta

Примечания

  1. Lacombe connection at Indy. Canoe.ca (24 июля 2009). Архивировано из первоисточника 1 сентября 2012. Проверено 18 октября 2011.
  2. Fans, adopted city mourn loss of racing champion Dan Wheldon (18 октября 2011). Проверено 18 октября 2011.
  3. Meet Oliver Wheldon. IndyCar (21 марта 2011). Архивировано из первоисточника 1 сентября 2012. Проверено 18 октября 2011.
  4. Дэн Уэлдон скончался в результате аварии на этапе IndyCar в Лас-Вегасе, Чемпионат.com (17.10.2011).
  5. «Даллара» подтвердила, что машину IndyCar 2012 года назовут в честь Уэлдона
  6. Дэн набрал столько же очков, сколько и чемпион того года Сэм Хорниш-младший, но проиграл титул из-за меньшегочисла побед.
  7. Командам бывшей серии IRL было запрещено участвовать в этапе в Лонг-Бич, если они участвуют в этапе в Мотеги.
  8. Последняя гонка Дэна. Уэлдон умер от травм, полученных в ходе завала из 15 машин на 12 круге. Сам заезд остановлен после того эпизода красным флагом и позже невозобновлён. Результаты гонки не пошли в общий зачёт серии. Титул чемпиона мира не разыгран.

Ссылки

Викиновости по теме:
Гибель Дэна Уэлдона
  • Официальный сайт  (англ.)
  • Профиль  (англ.) на сайте IRL IndyCar
  • Профиль  (англ.) на сайте Driver Database
  • Профиль  (англ.) на сайте racing-reference

Спортивные достижения
Предшественник:
Лоран Редон
Новичок года
в серии IndyCar

2003
Преемник:
Косукэ Моцуура
Награды
Предшественник:
Марк Уэббер
Новичок года
( Autosport Awards )

2003
Преемник:
Эй-Джей Олмендингер
Предшественник:
Энди Приоль
Британский гонщик года
( Autosport Awards )

2005
Преемник:
Дженсон Баттон

Индикар дэн уэлдон, марко симончелли и дэн уэлдон, дэн уэлдон фотограф, дэн уэлдон фотожурналист.

Карл Эммануил II (герцог Савойский), Менюша, Файл:Vladimir Putin and Yukiya Amano (2015-06-18) 2.jpg, Доходный дом Аргутинского-Долгорукова.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24