Улей (Hive) — настольная игра на тему насекомых, разработанная Джоном Ианни (John Yianni) и опубликованная в 2001 году компанией Gen Four Two. Издатель в России — компания «Мосигра». Цель игры в «Улей» — окружить и захватить королеву пчел противника. «Улей» относится к категории абстрактных стратегических игр.
В отличие от других игр, в которых игроки выкладывают фишки, в «Улье» выложенные фишки можно перемещать после размещения — как шахматные фигуры. Поэтому игровой процесс напоминает другие абстрактные стратегические настольные игры. При этом в отличие от классических игр этого жанра для игры не требуется доска, вместо этого фигуры размещаются на произвольной плоской поверхности.
Содержание |
Обитатели улья изображаются в игре шестиугольными фишками. Первое и второе издания использовали деревянные фишки с разноцветными изображениями насекомых на синем и серебряном фоне. В текущем (третьем) издании используются черные и бежевые бакелитовые фишки, на которых вытравлены одноцветные изображения.
Всего набор игры в «Улей» состоит из 22 фигур, по 11 на каждого игрока. Указанные ниже цвета относятся к третьему изданию игры, в первых двух изданиях каждое насекомое разноцветное.
Кроме этого, в комплект поставки входит сумка для перевозки набора (в текущем издании — нейлоновая сумка на молнии, в старых — сумка на завязках). Благодаря прочности фишек и отсутствия доски, в «Улей» можно играть где угодно, единственное требование состоит в наличие относительно плоской поверхности.
В 2011 году вышло «черно-белое» издание, содержащее следующие изменения: 1) Фишки полностью черно-белые (белые насекомые на черном фоне или наоборот). 2) В набор включены дополнения «Москит» и «Божья коровка». Содержимое описано в разделе «Дополнения».
В начале игры каждый игрок берет себе все свои фишки. Скрывать не расставленные фишки бессмысленно, так как игроки в каждый момент знают, какие фишки уже расставлены, а тем самым, и оставшиеся у противника фишки. По правилам начинают белые, но часто игроки определяют право первого хода по-другому, чтобы позволить каждому играть любимым цветом.
В свой ход игрок может выложить из запаса новую фигуру или переместить выложенную фигуру в соответствии с правилами хода (только в случае, если его королева пчел уже выложена). При размещении новой фишки она должна касаться своих фишек и не должна касаться фишек соперника. Исключение — размещение первой фишки каждого игрока. Самая первая фишка не должна касаться ничего, а первая фишка второго игрока должна касаться первой фишки противника (правило единого улья). При перемещении фишка может касаться произвольных других фишек, а в конце хода она должна прилегать по меньшей мере к одной другой фишке.
Разместив свою королеву пчел, игрок получает возможность выбора, размещает он в свой ход новую фишку или перемещает одну из уже размещенных. Улей разрастается, и некоторые фишки оказываются окруженными. Поэтому стратегия размещения фишек состоит в том, чтобы размещать более сильные фигуры позже, чтобы они не оказывались окруженными немедленно.
Королева пчел должна быть выложена в один из первых четырех ходов. Пока игрок не выложит свою королеву, он не может перемещать фигуры. Поэтому обычно имеет смысл разместить королеву в один из первых ходов, а не ждать, пока на четвертом ходу это придется сделать согласно правилам.
Перемещение фигур в «Улье» основано на том, что фишки имеют форму правильных шестиугольников. Фишки размещаются так, чтобы они касались (по одной из сторон) другой фишки. Перемещение на один шаг означает перестановку фигуры в соседнюю шестиугольную «клетку», которая имеет общую сторону с клеткой, с которой начинается ход, а также по меньшей мере с одной другой фишкой. Хотя в игре не используется доска, воображаемое игровое поле состоит из бесконечной решетки шестиугольных сот.
Важным правилом является «правило единого улья»: ни во время перемещения фигуры, ни в конце она не должна располагаться так, чтобы существовали две не связанные между собой группы фишек. При этом важно, что правило проверяется не только в конце хода, но и на каждом шаге во время перемещения — если на одном из шагов улей распадается, ход недопустим. Это правило позволяет применять следующую тактику «блокировки» фигур противника: собственная фигура перемещается на внешнюю сторону фигуры противника, и та не может больше сделать ход, так как любое перемещение отделило бы фигуру с внешней стороны от остальных.
Обычно фишки перемещаются по периметру улья, а перемещение в клетки, которые частично или полностью окружены, недопустимы. Из этого правила существует два исключения.
В официальной онлайн-версии игры, если игрок не может сделать ход, его соперник получает этот ход.
Игра заканчивается, когда одна из королев пчел оказывается окружена со всех сторон (неважно, фигурами какого цвета). Игра заканчивается вничью, если ход приводит к одновременному окружению обеих королев, или когда игроки могут по очереди делать ходы, возвращающие игру к одной и той же ситуации (пат).
Существует множество способов начать игру, но издатель рекомендует два основных варианта:
Другие варианты начала опираются на жуков или кузнечиков. В зависимости от того, какую форму улей принимает в дальнейшем, жук или кузнечик будут в состоянии выскочить (или выползти) со своей начальной позиции, в то время как паук или муравей вынуждены были бы провести там всю оставшуюся игру.
Не следует оттягивать размещение собственной королевы на четвертый ход. Во-первых, до этого фигуры не смогут перемещаться, а во-вторых, существует риск, что игрок будет вынужден выложить ряд фигур, которые сразу будут заблокированы. Не рекомендуется также выкладывать на первом ходу муравья: первая выложенная фигура часто рано оказывается окруженной, и игрок останется без одного муравья, что сильно уменьшает его шансы.
В 2007 году было выпущено специальное издание, в котором каждый игрок получал дополнительную фигуру «москит». Москит играет роль «джокера» — будучи размещенным, москит превращается в фигуру, которую он в этот момент касается, поэтому его перемещение и способности изменяются в течение игры. К примеру, москит, расположенный рядом с фигурами кузнечика и муравья, может либо совершить прыжок по правилам кузнечика, либо совершить перемещение по периметру, как муравей. Следующий ход москит делает в соответствии с правилами любой из фигур, которых он касается теперь. Если москит перемещается поверх улья (способность жука), он остается жуком до тех пор, пока не слезет обратно.
В 2010 году было объявлено о работе над дополнением «Божья коровка». Оно было представлено на выставке в Эссене в 2010 году. Божья коровка перемещается на три клетки: две поверх улья, одну по низу. Божья коровка должна переместиться ровно на две клетки поверх улья, затем спуститься вниз в конце хода. Она не может перемещаться по периметру улья и не имеет права заканчивать ход наверху (в отличие от жука). Дополнение было выпущено в начале 2011 года.
«Улей» доступен в различных электронных изданиях. Компания Lotusland Studios опубликовала первоначальную версию игры и несколько вариаций для iPhone и iPod Touch.
Улей (игра).