Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Убейдская культура

Позднеубейдский сосуд
Европа в середине V тысячелетия до н. э. Эль-Обейдская культура — в правой нижней части карты, обозначена коричневым цветом)

Эль-Обейдская культура (или Убейдская культура) — энеолитическая культура, сложившаяся на территории Южной Месопотамии в 5-м тысячелетии до н. э. и распространившаяся к середине 4-го тысячелетия до н. э. на Северную Месопотамию, а также на территорию Сиро-Киликии, Малой Азии (в районе Малатии) и к югу от озера Урмия. Исчезла под влиянием засухи 3900 г. до н. э.

Археологическая культура так названа по материалам раскопок экспедиции Л. Вулли, работавшей в 19231924 годах у поселения Телль-эль-Убейд (или Обейд), находящегося в 6 км от развалин древнего города Ура, в современном Ираке.

Для данной культуры характерны монохромная расписная, большей частью с геометрическим рисунком, керамика, вылепленная от руки, иногда в форме животных; незначительное количество медной посуды, печати-штампы, серпы с кремневыми вкладышами, культовые статуэтки и так далее.

Выделяется классический южный вариант и северный, более поздний, в котором наряду с южно-убейдскими чертами сохранились сильные следы предыдущей, халафской культуры — двухцветная керамика, круглые в плане дома-толосы, женские статуэтки, более массивные, чем на Юге, и изображающие полных женщин, сидящих с подогнутыми коленями; на Юге же — стройные, удлинёныые фигурки стоящих женщин.

Носители Эль-Обейдской культуры были оседлыми земледельцами, имели домашний скот, жили в домах из сырцового кирпича, образующих поселения, которые группировались вокруг центрального культового святилища — храма.

Считается, что носителями культуры были субареи — выходцы из предгорий Загроса. Есть предположение, что они говорили на «банановом языке», некоторые слова которого остались в шумерском (например, Забаба, Инанна, Хумбаба). Усиление шумерской общности привело к вытеснению убейдцев на Верхний Тигр и северные районы Загроса, где они позже ассимилировались с хурритами[1].

Артефакты верхнего слоя раскопок в Телль Хазна l специалисты Института археологии РАН относят к Эль-Обейдской культуре[2].

После отрытия Лейлатепинской культуры появились основания полагать, что часть носителей У. культуры мигрировали на Северный Кавказ (памятники Майкопской культуры и Южный Кавказ (памятники Лейлатепинской культуры)[3].

См. также

Примечания

  1. Александрова Н. В., Ладынин И. А., Немировский А. А., Яковлев В. М. Древний Восток: учебное пособие для вузов. — М.: Астрель; АСТ, 2008. — С. 181—183. — 654 с. — ISBN 978-5-17-045827-1
  2. Сайт Палеолог со ссылкой на академика Р.Мунчаева
  3. Археология Азербайджана

Литература

  • Вулли Л. Ур халдеев. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 254 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 25 000 экз.
  • Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956.
  • Массон В. М. Средняя Азия и Древний Восток. М.—Л., 1964.
  • Parrot A. Archeologie mesopotamienne. Paris, 1953. T. 2.

Убейдская культура.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24