|
Т-55 |
Классификация |
средний танк |
Боевая масса, т |
36,0 |
Компоновочная схема |
классическая |
Экипаж, чел. |
4 |
История |
Производитель |
|
Годы производства |
1958—1979 |
Годы эксплуатации |
с 1958 |
Количество выпущенных, шт. |
23 600 |
Основные операторы |
|
Размеры |
Длина корпуса, мм |
6200 |
Длина с пушкой вперёд, мм |
9000 |
Ширина корпуса, мм |
3270 |
Высота, мм |
2350 |
База, мм |
3840 |
Колея, мм |
2640 |
Клиренс, мм |
425 |
Бронирование |
Тип брони |
стальная катаная и литая |
Лоб корпуса (верх), мм/град. |
100 / 60°[1] |
Лоб корпуса (низ), мм/град. |
100 / 55°[1] |
Борт корпуса (верх), мм/град. |
60 / 60°[2] |
Борт корпуса (низ), мм/град. |
80 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. |
30 / 60°[2] |
Корма корпуса (середина), мм/град. |
45 / 17° |
Корма корпуса (низ), мм/град. |
20 / 70°[2] |
Днище, мм |
20 |
Крыша корпуса, мм |
15—30[2] |
Лоб башни, мм/град. |
200 / 0°[1]
70 / 52°[2] |
Борт башни, мм/град. |
160 / 0°[1]
115 / 45°[2] |
Корма башни, мм/град. |
65 / 0°
50 / 45°[2] |
Крыша башни, мм |
30 |
Вооружение |
Калибр и марка пушки |
100-мм Д-10Т2С |
Тип пушки |
нарезная пушка |
Длина ствола, калибров |
56 |
Боекомплект пушки |
43 |
Углы ВН, град. |
−5…+18 |
Углы ГН, град. |
360 |
Дальность стрельбы, км |
0,02—14,6 |
Прицелы |
ТШ2Б-32П, ТПН-1-22-11 |
Пулемёты |
1 × 12,7-мм ДШКМ,
2 × 7,62-мм СГМТ |
Подвижность |
Тип двигателя |
В-55 |
|
Производитель: |
ЧТЗ |
Марка: |
В-55 |
Тип: |
дизельный |
Объём: |
38 880 см3 |
Максимальная мощность: |
427 кВт (581 л.с.), при 2000 об/мин |
Максимальный крутящий момент: |
2254 Н·м, при 1400 об/мин |
Конфигурация: |
V12 |
Цилиндров: |
12 |
Расход топлива при смешанном цикле: |
300—330 л/100 км |
Расход топлива на трассе: |
190—210 л/100 км |
Диаметр цилиндра: |
150 мм |
Ход поршня: |
180 мм |
Cтепень сжатия: |
15 |
Охлаждение: |
жидкостное |
Тактность (число тактов): |
4 |
Рекомендованное топливо: |
ДЛ, ДЗ, ДА |
|
Мощность двигателя, л. с. |
580 |
Скорость по шоссе, км/ч |
50 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч |
22—27 |
Запас хода по шоссе, км |
485—500 |
Запас хода по пересечённой местности, км |
290—320 |
Удельная мощность, л. с./т |
16,1 |
Тип подвески |
индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² |
0,81 |
Преодолеваемый подъём, град. |
32 |
Преодолеваемая стенка, м |
0,8 |
Преодолеваемый ров, м |
2,7 |
Преодолеваемый брод, м |
1,4 (5 с ОПВТ) |
Дополнительно |
Изображения на ВикискладеТ-55 |
Т-55 — советский средний танк. Создан на базе танка Т-54. Производился с 1958 по 1979 год. Танк и его модификация Т-55А широко экспортировались и находятся на вооружении многих стран мира. В западных источниках Т-54 и Т-55 часто упоминаются как Т-54/55.
История создания
Работы по созданию танка на базе среднего танка Т-54Б были начаты в 1957 году на Заводе № 183 в инициативном порядке под руководством Л. Н. Карцева. Работы велись параллельно с организацией серийного производства Т-54Б. Машина получила обозначение «Объект 155». При создании танка был использован весь задел конструктивных решений, полученный при модернизации Т-54. Первые опытные образцы, а также первая серийная партия были изготовлены с использованием башен танка Т-54Б. В 1957 году были изготовлены два опытных образца. В период с зимы 1957 года до весны 1958 года, машины прошли государственные испытания. После чего, 8 мая 1958 года постановлением Совета министров СССР № 493-230 «Объект 155» был принят на вооружение Советской армии под обозначением Т-55.[3]
Главное усовершенствование заключались в установке полноценной системы противоатомной защиты со счётчиком рентгеновского излучения. Среди других усовершенствований:
- Повышение мощности двигателя на 60 л.с.
- Установка термодымовой аппаратуры, создававшей дымовую завесу путём впрыска топлива в выхлопной коллектор.
- Установка баков-стеллажей, что позволило увеличить боекомплект к пушке с 34 до 43 выстрелов, а также увеличить ёмкость топливных баков.
- Замена воздушных баллонов воздушным компрессором для более надежного пуска двигателя, сохранения ресурса аккумуляторных батарей и исключения необходимости заменять отработанные воздушные баллоны на заряженные.
- Автоматическая система пожаротушения «Роса».[4].
- Гидропневмоочистка смотрового прибора механика-водителя и планетарный бортовой редуктор.[4]
Данный танк продолжает модифицироваться. На выставке ВТТВ в Омске 2007 была представлена модификация танка Т-55, которая включала в себя: шестикатковую[5] ходовую часть, автомат заряжания, новое оборудование связи.
Серийное производство
В 1958 году в Советском Союзе было развёрнуто серийное производство танков Т-55 и его модификаций, продолжавшееся до 1979 года. Всего в СССР было выпущено 20 тыс. машин всех модификаций.[6] Помимо СССР танки Т-55 выпускались и в ряде других стран[7]:
- Польша — 1500 единиц Т-55 произведено в период с 1964 по 1978 годы[7];
- Румыния — 400 единиц Т-55 произведено под обозначениями TR-580 и TR-77 в период с 1970 по 1977 годы[7];
- Чехословакия — 1700 единиц Т-55 произведено по лицензии в период с 1964 по 1973 годы[7].
График выпуска танков Т-55 и его модификаций в СССР[8]
Год |
Т-55 |
Т-55К |
Т-55[сн 1] |
Т-55А[сн 2] |
Т-55А |
Т-55АК |
Всего |
1958 |
610 |
— |
— |
— |
— |
— |
610 |
1959 |
1602 |
200 |
— |
— |
— |
— |
1802 |
1960 |
2174 |
100 |
20 |
— |
— |
— |
2294 |
1961 |
2225 |
50 |
20 |
— |
— |
— |
2295 |
1962 |
1626 |
50 |
— |
— |
20 |
— |
1696 |
1963 |
225 |
50 |
— |
— |
465 |
— |
740 |
1964 |
— |
— |
— |
20 |
590 |
20 |
630 |
1965 |
— |
— |
— |
30 |
436 |
4 |
470 |
1966 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
1967 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
1968 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
1969 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
1970 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
1971 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
1972 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
1973 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
1974 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
1975 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
1976 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
1977 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
1978 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
1979 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
Всего |
8462 |
450 |
40 |
|
|
|
20 000 |
Таким образом, суммарный выпуск Т-55 составил 23 600 машин.
Описание конструкции
Классическая компоновка корпуса танка, унаследованная от Т-44, обеспечивала преимущества советского танка перед зарубежными аналогами.
Т-55AM2B Имеет лазерный дальномер на пушке, фальшборта и более толстую переднюю броню чем Т-55A
Модификации
Т-55 образца 1960 года
Начиная с 1960 года на выпускаемых танках Т-55 установливались:[4]
- дублирующий гидропневматический привод управления 19-дисковым главным фрикционом
- призменный прибор у наводчика
- воздушно-жидкостная система очистки смотровых приборов механика-водителя.
Т-55 (по состоянию на 1981 год)
Модернизация Т-55 производилась непрерывно в ходе серийного производства, с 1959 по 1981 год были введены следующие модернизации: прицел ТШ-2Б-32П, гирокомпас ГПК-59, на некоторых танках установлены минные тралы ПТ-55, часть танков получила новое бульдозерное оборудование БТУ или БТУ-55, начиная с 1970 года устанавливался пулемёт ДШКМ, лазерный дальномер КТД-1 или КТД-2.[9]
- ТТХ[9]:
- Масса, т: 36..37
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
- Длина, мм: 6200
- Ширина, мм: 3270
- Высота, мм: 2350
- Клиренс, мм: 425
- Экипаж: 4 чел
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
- Боекомплект пушки: 43 выстрела
- Пулемёты: 1×12,7-мм ДШКМ, 2×7,62-мм ПКТ
- Тип двигателя: Дизельный В-55В
- Мощность двигателя, л.с.: 580
- Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Запас хода по шоссе, км: 485..500
Т-55К
Командирский вариант Т-55. Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция Р-113, навигационная аппаратура, зарядное устройство АБ-1-П/30, уменьшен боекомплект.[10]
- ТТХ[10]:
- Масса, т: 36,5
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
- Длина, мм: 6040
- Ширина, мм: 3270
- Высота, мм: 2218
- Клиренс, мм: 500
- Экипаж: 4 чел
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
- Боекомплект пушки: 37 выстрелов
- Тип двигателя: Дизельный В-55
- Мощность двигателя, л.с.: 580
- Скорость по шоссе, км/ч: 48
- Запас хода по шоссе, км: 450
Т-55 с комплексом «Алмаз»
Опытный вариант Т-55. Разработан в 1961 году. В результате разработки были проведены испытания возможности применения телевизионного комплекса при езде и стрельбе из танка. В состав комплекса входили три камеры, одна располагалась на корпусе и служила для механика-водителя, остальные были установлены в башне. Положение членов экипажа было изменено. В результате полученных исследований было выяснено, что комплекс способен обеспечивать стрельбу танка на дальности от 1500 до 2000 метров. В ходе испытаний комплекс «Алмаз» показал свою ненадёжную работу, поэтому танк не был принят на вооружение.[11]
- ТТХ[11]:
- Масса, т: 36
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
- Длина, мм: 6200
- Ширина, мм: 3270
- Высота, мм: 2350
- Клиренс, мм: 425
- Экипаж: 4 чел
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
- Боекомплект пушки: 31 выстрел
- Тип двигателя: Дизельный В-55
- Мощность двигателя, л.с.: 580
- Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Запас хода по шоссе, км: 500
Т-55А
Модификация танка Т-55, отличается от базовой машины усилением противоатомной защиты. Выпускался с 1962 по 1977 год. Уже в ходе серийного производства с 1969 года на нём вновь стали устанавливать зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШКМ.
Т-55АМ
Модернизация Т-55А. Разработан в 1981 году. Из отличительных особенностей: на башне установлены многослойные экраны комбинированной брони, на бортах имеются резиновые экраны, дополнительная броня на днище, установлены 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902Б «Туча».[12]
- ТТХ[12]:
- Масса, т: 41,5
- Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
- Ширина, мм: 3526
- Высота, мм: 2350
- Клиренс, мм: 352
- Экипаж: 4 чел
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
- Боекомплект пушки: 42 выстрела
- Пулемёты: 1×12,7-мм ДШКМ или НСВТ, 2×7,62-мм ПКТ
- Тип двигателя: Дизельный В-55У
- Мощность двигателя, л.с.: 620
- Скорость по шоссе, км/ч: 54
Т-55АМ-1
Вариант модернизации Т-55А, от Т-55АМ отличается установкой с дизельного двигателя В-46-5М мощностью 690 л. с.[12]
Т-55АД
Модернизация Т-55А. Разработан в 1983 году. Из отличительных особенностей: дополнительно бронирован корпус, установлены активная защита с выстрелами 3УОФ14 и 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902Б «Туча».[13]
Активная защита и гранатомёты системы постановки дымовой завесы на танке Т-55АД.
- ТТХ[13]:
- Масса, т: 41,5
- Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
- Ширина, мм: 3526
- Высота, мм: 2350
- Клиренс, мм: 392
- Экипаж: 4 чел
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
- Боекомплект пушки: 42 выстрела
- Пулемёты: 1×12,7-мм ДШКМ или НСВТ, 2×7,62-мм ПКТ
- Тип двигателя: Дизельный В-55У
- Мощность двигателя, л.с.: 620
- Скорость по шоссе, км/ч: 54
Т-55АД-1
Вариант модернизации Т-55А, от Т-55АД отличается установкой дизельного двигателя В-46-5М мощностью 690 л. с.[13]
Т-55АМВ
Модернизация Т-55А. Разработан в 1985 году. Из отличительных особенностей: навесная динамическая защита, бортовые резиновые экраны, комплект управляемого оружия, система управления оружием «Волна», баллистический вычислитель БВ-55, установлены 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902Б «Туча».[14]
- ТТХ[14]:
- Масса, т: 41,5
- Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
- Ширина, мм: 3526
- Высота, мм: 2350
- Клиренс, мм: 392
- Экипаж: 4 чел
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
- Боекомплект пушки: 42 выстрела
- Пулемёты: 1×12,7-мм ДШКМ или НСВТ, 2×7,62-мм ПКТ
- Тип двигателя: Дизельный В-55У
- Мощность двигателя, л.с.: 620
- Скорость по шоссе, км/ч: 54
Т-55М
Модернизация Т-55. Разработан в 1983 году. Из отличительных особенностей: на башне установлены многослойные экраны комбинированной брони, на бортах имеются резиновые экраны, дополнительная броня на днище, установлены баллистический вычислитель БВ-55 и 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902Б «Туча».[15]
- ТТХ[15]:
- Масса, т: 40,9
- Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
- Ширина, мм: 3526
- Высота, мм: 2350
- Клиренс, мм: 352
- Экипаж: 4 чел
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
- Боекомплект пушки: 43 выстрела
- Пулемёты: 1×12,7-мм ДШКМ, 2×7,62-мм ПКТ
- Тип двигателя: Дизельный В-55У
- Мощность двигателя, л.с.: 620
- Скорость по шоссе, км/ч: 54
Т-55М-1
Вариант модернизации Т-55, от Т-55М отличается установкой дизельного двигателя В-46-5М мощностью 690 л. с.[15]
Т-55МВ
Модернизация Т-55. Разработан в 1985 году. Из отличительных особенностей: навесная динамическая защита на корпусе и башне, установлены баллистический вычислитель БВ-55, лазерный дальномер и 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902Б «Туча».[16]
- ТТХ[16]:
- Масса, т: 37,4
- Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
- Ширина, мм: 3526
- Высота, мм: 2350
- Клиренс, мм: 392
- Экипаж: 4 чел
- Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
- Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
- Боекомплект пушки: 43 выстрела
- Пулемёты: 1×12,7-мм ДШКМ, 2×7,62-мм ПКТ
- Тип двигателя: Дизельный В-55У
- Мощность двигателя, л.с.: 620
- Скорость по шоссе, км/ч: 54
Т-55М6
Модернизация Т-55. Из отличительных особенностей: 125-мм орудие и шестикатковое шасси[5].
Иностранные варианты Т-55
Т-55AM2B Имеет лазерный дальномер на пушке, резиновый фальшборт, и более толстую переднюю броню чем Т-55A
- Т-55АМ — Чехословацкий танк, оборудован разработанный в Чехословакии СУО «Кладиво», обеспечивающий эффективное поражение целей на дальности 1000—1600 м. Танк имеет более мощный двигатель и усиленную ходовую часть. На танке установлено дополнительное бронирование на верхнем лобовом листе, по бортам корпусов и в передней части башни.
- ТИ-67 Тиран 4/5 — израильские модификации трофейных танков Т-54 и Т-55.
- Т-55Е "Рамзес-II" — Модификация египетских танков Т-54/55. На танке установлена американская 105-мм нарезная пушка М-68, с бельгийской СУО «Титан» Mk.1, американский двигатель AVDQ-1790-5A и египетская трансмиссия ТСМ-304.
- TR-580 — румынский средний танк, модернизация советского Т-55. Производился серийно в 1977—1986 годах, выпущено более 1000 машин. Наряду со своим улучшенным вариантом TR-85, является основным танком румынской армии, также поставлялся в незначительных количествах в Ирак.
- Т-55АГМ — это украинский вариант модернизации, предназначенный специально для Перу. Предполагается, что Украина поставит машинокомплекты, а Casanave на своих мощностях выполнит модернизацию T-55M8-A2 Tifon II. Масса танка увеличивается до 39,3 тонн. Двигатель 5ТДФМ мощностью 850 л.с. или 5ТДФА мощностью 1050 л.с. обеспечит танку скорость 75 км/ч по шоссе и 55 — на пересеченной местности. При этом скорость заднего хода — до 30 км/ч. Экипаж модернизированного танка уменьшится до 3 человек за счет установки автомата заряжания, боекомплект 31 выстрел, из них 18 в АЗ за башней. Основное вооружение — 125 мм гладкоствольная пушка КБМ-1М. Система управления огнем автоматическая с тепловизионным прицелом наводчика.
Машины на базе Т-55
- Модернизированный танк Т-55 с комплексом динамической защиты серийного основного танка на корпусе и башне, установкой серийной пушки калибром 125 мм, боекомплектом механизме заряжания в съемном модуле на корме башни, системой управления огнем и элементами ходовой части танка Т-80У.
Enigma-Модернизированный танк Т-55 с пакетами многослойной брони
- ТО-55 — огнемётный танк. Вместо спаренного пулемёта установлен автоматический огнемёт АТО-200. Пушка и курсовой пулемёт сохранены. В носовой части корпуса смонтирован бак для огнесмеси ёмкостью 460 л.
- Объект 604 — турбореактивный минный тральщик;
- Объект 605 — ходовой макет на базе танка Т-55 для отработки системы электропитания для нового перспективного танка;
- Объект 616 — аварийно-спасательная машина;
- МТУ-20 — Танковый мостоукладчик;
- МТУ-55 — Танковый мостоукладчик;
- VT-55A — Бронированная ремонтно-эвакуационная машина;
- БТР-Т — Российский тяжёлый бронетранспортёр;
- Ахзарит — Тяжёлый гусеничный израильский БТР «Ахзарит» на бaзе Т-54 и Т-55 зaхваченных у арабских стран. В БМП пeреоборудовано oт 400 дo 500 танков.
Операторы
Танки Т-54/55 использовались в следующих странах
Современные
- Алжир — 270 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[17], 25 единиц Т-55 поставлено из СССР в 1966 году[7], 50 единиц Т-55 Чехословацкого производства поставлено из СССР в 1982 году[7]
- Ангола — около 200 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[18], 150 единиц Т-54/Т-55 поставлено из СССР в период с 1975 по 1978 год[7], 100 единиц Т-55 поставлено из СССР в период с 1987 по 1989 год[7]. 30 единиц Т-62 и Т-55 поставлено из России в период с 1993 по 1994 год[7].
- Афганистан — некоторое количество Т-55, по состоянию на 2010 год[19]. Всего поставлено 1005 единиц Т-54/Т-55 из СССР[7]. 50 единиц Т-55 поставлено в период с 1962 по 1964 год[7], 705 единиц Т-55 поставлено в период с 1978 по 1991 год[7], от 40 до 60 Т-55АМ-2 поставлено из России в 2001 году[7]
- Белоруссия — 29 Т-55, по состоянию на 2010 год[20]
- Босния и Герцеговина — 142 Т-55, по состоянию на 2010 год[21]
- Вьетнам — 850 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[22]. 600 единиц Т-55 поставлено из СССР в период с 1973 по 1975 году[7]
- Грузия — 2 Т-55 плюс 23 на хранении, по состоянию на 2010 год[23]
- Египет — 260 «Рамзес II» на вооружении, 840 Т-54/55 на хранении, по состоянию на 2010 год[24]. 700 единиц Т-55 поставлено из СССР[7]: 150 единиц Т-55 поставлено в период с 1961 по 1966 год[7], 550 единиц Т-55 поставлено в период с 1969 по 1973 год[7].
- Замбия — 10 Т-55, по состоянию на 2010 год[25]. 20 единиц Т-55 поставлено из СССР в 1981 году[7]
- Израиль — 261 Ti-267, 126 Т-54/55/Т-62С, по состоянию на 2010 год[26], 50 единиц Т-55 поставлено из СССР в период с 1981 по 1982 год[7]
- Индия — 715 Т-55, по состоянию на 2010 год[27]. 875 единиц Т-55 поставлено из СССР[7]: 225 единиц Т-55 поставлено в период с 1968 по 1971 год[7], 650 единиц Т-55 поставлено в период с 1971 по 1974 год[7].
- Иран — 540 Т-54/55 и Тип 59, по состоянию на 2010 год[28]
- Ирак — 72 Т-55, по состоянию на 2010 год[29]. 700 единиц Т-55 поставлено из СССР[7]: 300 единиц Т-55 поставлено в период с 1974 по 1975 год[7], 400 единиц Т-55 Чехословацкого производства поставлено в период с 1969 по 1973 год[7]
- Йемен — 450 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[30]
- Камбоджа — более 100 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[31]. 115 единиц Т-55 поставлено из СССР. 100 единиц Т-55 поставлено в 1989 году, ещё 15 единиц Т-55 поставлено в 1990 году[7]
- Республика Конго — 25 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[32]
- ДР Конго — 32 Т-55, по состоянию на 2010 год[33]
- Казахстан — 540 Т-54, Т-55 и М-77, по состоянию на 2010 год[34]
- КНДР — более 3500 Т-34, Т-54/Т-55, Т-62 и Тип 59, по состоянию на 2010 год[35]. 300 единиц Т-55 поставлено из СССР[7]: 250 единиц Т-55 поставлено в период с 1967 по 1970 год[7], 50 единиц Т-55 поставлено в период с 1972 по 1973 год[7]. 500 единиц Т-55 или Тип 59 собраны по лицензии в период с 1975 по 1979 год[7]
- Кот-д’Ивуар — 10 Т-55, по состоянию на 2010 год[36]
- Куба — около 900 Т-54, Т55 и Т-62, по состоянию на 2010 год[37], 1300 единиц Т-55 поставлено из СССР в период с 1963 по 1975 год[7], 25 единиц Т-54Т и Т-55 поставлено из СССР в 1981 году[7]
- Лаос — 15 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[38]. 15 единиц Т-55 поставлены из СССР в 1975 году[7]
- Латвия — 3 Т-55, по состоянию на 2010 год[39]
- Ливан — 233 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[40]
- Ливия — 500 Т-55 на вооружении, более 1040 Т-54/55 на хранении, по состоянию на 2010 год[41]. 2250 единиц Т-55 поставлено из СССР[7]: 100 единиц Т-55 поставлено в период с 1970 по 1971 год[7], 150 единиц Т-55 поставлено в 1974 году[7], 2000 единиц Т-55 поставлено в период с 1976 по 1977 год[7].
- Мавритания — 35 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[42]. 35 единиц Т-55 поставлены из СССР в 1991 году[7].
- Мали — 12 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[43]
- Мозамбик — 110 единиц Т-55 поставлено из СССР[7]: 50 единиц Т-55 поставлено в 1983 году[7], 60 единиц Т-55 поставлено из СССР в период с 1983 по 1985 год[7]
- Монголия — 370 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[44]. 250 единиц Т-55 поставлены из СССР в период с 1961 по 1964 год[7]
- Намибия — некоторое количество Т-54 и Т-55, по состоянию на 2010 год[45]
- Нигерия — 100 Т-55, оценивающихся как небоеспособные, по состоянию на 2010 год[46]
- Никарагуа — 62 Т-55 плюс 65 единиц на хранении, по состоянию на 2010 год[47]. 116 единиц Т-55 поставлено из СССР[7]: 66 единиц Т-55 поставлено в 1985 году[7], 50 единиц Т-55 поставлено из СССР в 1987 году[7]
- Пакистан — 51 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[48]. 100 единиц Т-55 поставлено из СССР в 1968 году[7].
- Перу — 75 Т-55, по состоянию на 2010 год[49]. 280 единиц Т-55 поставлено из СССР в период с 1974 по 1975 год[7].
- Абхазия — 100 Т-55 и Т-72, по состоянию на 2007 год[50]
- Румыния — 164 Т-55, по состоянию на 2010 год[51]. 850 единиц Т-55 поставлено из СССР в период с 1970 по 1977 год[7], ещё 400 единиц Т-55 произведено по лицензии под обозначениями TR-580 и TR-77 в период с 1970 по 1977 год[7]
- Сирия — 2250 Т-55 и Т-55MV (некоторое количество на хранении), по состоянию на 2010 год[52].
- Словения — 30 T-55S1, по состоянию на 2010 год[53]
- Судан — 270 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[54]. 50 единиц Т-55 поставлено в период с 1969 по 1970 год[7]
- США — 11 Т-55 поставлены в 1991 году из ФРГ[7]
- Танзания — 30 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[55]
- Того — 2 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[56]
- Уганда — 162 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[25]
- Украина — 112 Т-55, по состоянию на 2010 год[57]
- Уругвай — 15 Ti-67, по состоянию на 2010 год[58]
- Финляндия — 100 Т-54/Т-55, по состоянию на 1990 год[59]. 70 единиц Т-55 поставлено из СССР в период с 1965 по 1967 год[7].
- Хорватия — 186 Т-55, по состоянию на 2010 год[60]
- ЦАР — 3 Т-55, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2010 год[61]
- Чад — 60 Т-55, по состоянию на 2010 год[62]
- Шри-Ланка — 62 Т-55А/Т-55АМ2, по состоянию на 2010 год[63]
- Эквадор — более 30 Т-55 на хранении, по состоянию на 2007 год[64]
- Эритрея — 270 Т-54/55, по состоянию на 2010 год[65]
- Эфиопия — более 250 Т-54/55 и Т-62, по состоянию на 2010 год[66]. 900 единиц Т-55 поставлено из СССР[7]: 200 единиц Т-55 поставлено в период с 1977 по 1978 год[7], 700 единиц Т-55 поставлено в период с 1980 по 1988 год[7].
- Южная Осетия — 12 Т-55, по состоянию на 2008 год[67]
Сняты с вооружения
Боевое применение
Танки Т-54/55 приняли участие в следующих вооружённых конфликтах:
- Шестидневная война (1967) — использовались в составе египетских танковых войск. В результате боевых действий израильская армия захватила 82 танка Т-55[73]
- Операция «Дунай» (1968) — использовались в составе Советской Армии совместно с танками Т-54[74]
- Третья индо-пакистанская война — применялись индийскими войсками[75]
- Арабо-израильская война 1973 года — применялись в составе войск Египта и Сирии, а также трофейные Т-54 и Т-55 применялись израильской армией[73]
- Афганская война (1979—1989) — состояли на вооружении ограниченного контингента Советской Армии[74]
- Ирано-иракская война (1980—1988) — применялись иракской армией[75]
- Ливанская война (1982) — использовались сирийскими войсками[73]
- Война в Персидском заливе (1991) — применялись иракской армией[75]
- Карабахский конфликт (Карабахская война) (1991—1994) — использовались азербайджанскими войсками[74]
- Вооружённый конфликт в Приднестровье — несколько танков Т-55 молдавской армии были замечены во время конфликта в Приднестровье, однако активного участия в боевых действиях они не принимали[76]
- Война в Абхазии (1992—1993) — использовались грузинскими и абхазскими войсками[74]
- Война в Хорватии — использовались югославской армией, кроме того трофейные Т-55 использовались хорватской стороной[75]
- Иракская война (2003) — применялись иракской армией.
- Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) — использовались вооружёнными силами Южной Осетии.
- Гражданская война в Ливии
- Гражданская война в Сирии
Интересные факты
- Волна — словесное название системы управления огнём танка Т-55.
- Один из последних бронепоездов состоящих на вооружении СССР (а ныне РФ) Бронепоезд БП-1 имеет 2 платформы с 1 танком Т-55 на каждой.
- также под названием существует трактор Т-55 тягового класса 2
Иллюстрации
-
Разбитый Т-55 на полигоне
-
-
-
Т-55 в городе Гламоч, Босния и Герцеговина (1998)
-
Т-55 в музее бронетехники в Познани (Польша)
-
Т-55 в музее бронетехники в Познани (Польша)
-
Т-55 в музее бронетехники в Познани (Польша)
-
Т-55 в музее бронетехники в Познани (Польша)
-
Разрезанный Т-55 в в качестве учебного пособия в музее города Parola, Финляндия
Примечания
- ↑ Т-55 с плавсредствами
- ↑ Т-55А с плавсредствами
- Источники
- ↑ 1 2 3 4 М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2011. — № 3. — С. 59.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2011. — № 9. — С. 61.
- ↑ М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2011. — № 2. — С. 54.
- ↑ Средний танк Т-55 - 10 Октября 2009 - 3v-Soviet
- ↑ Омская броня. Сайт «Отвага» (2007). Архивировано из первоисточника 3 июня 2012. Проверено 7 февраля 2012.
- ↑ М. Барятинский. Все танки СССР. С. 367
- ↑ Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database
- Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг.
- ↑ 1 2 А. В. Карпенко. Обозрение. Указ. соч. — С. 288.
- ↑ 1 2 А. В. Карпенко. Обозрение. Указ. соч. — С. 296.
- ↑ 1 2 А. В. Карпенко. Обозрение. Указ. соч. — С. 297.
- ↑ 1 2 3 А. В. Карпенко. Обозрение. Указ. соч. — С. 303.
- ↑ 1 2 3 А. В. Карпенко. Обозрение. Указ. соч. — С. 304.
- ↑ 1 2 А. В. Карпенко. Обозрение. Указ. соч. — С. 306.
- ↑ 1 2 3 А. В. Карпенко. Обозрение. Указ. соч. — С. 302.
- ↑ 1 2 А. В. Карпенко. Обозрение. Указ. соч. — С. 307.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 245.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 294.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 356.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 178.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 179.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 433.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 184.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 248.
- ↑ 1 2 The Military Balance 2010. — P. 331.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 225.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 360.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 251.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 254.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 277.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 398.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 301.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 303.
- Kazak Ground Forces Equipment (англ.). Проверено 2 сентября 2012.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 412.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 302.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 78.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 416.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 145.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 260.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 262.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 264.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 316.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 419.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 318.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 320.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 89.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 368.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 92.
- Почему Грузия проиграет будущую войну (рус.). Сегодня.ру. Проверено 2 сентября 2012.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 157.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 272.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 160.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 327.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 329.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 330.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 196.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 96.
- Maavoimat Army: Major Army Equipment (англ.). Проверено 2 сентября 2012.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 123.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 299.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 300.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 370.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 72.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 306.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 307.
- Вооруженные силы Южной Осетии (рус.). Осетинское радио и телевидение. Проверено 2 сентября 2012.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 223.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 227.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 176.
- Азербайджан, Турция и Израиль наладят совместное производство бронемашин | ЦентрАзия
- Азербайджан должен производить и покупать современное оружие-Анализ
- ↑ Боевое применение танков серии Т-54/55. Военно-патриотический сайт «Отвага». Архивировано из первоисточника 2 июня 2012. Проверено 6 мая 2012.
- ↑ Боевое применение танков серии Т-54/55. Военно-патриотический сайт «Отвага». Архивировано из первоисточника 2 июня 2012. Проверено 6 мая 2012.
- ↑ Боевое применение танков серии Т-54/55. Военно-патриотический сайт «Отвага». Архивировано из первоисточника 3 июня 2012. Проверено 6 мая 2012.
- Танки в Приднестровье. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 16 мая 2012.
Литература
- Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-55. — 3-е изд. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1969. — 676 с.
- М. Барятинский. Средние танки Т-54 и Т-55 // Все танки СССР / Л. Незвинская. — М.: Яуза, Эксмо, 2012. — С. 346—396. — 546 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-669-54263-5
- А. В. Карпенко. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995). — СПб.: Невский Бастион, 1996. — 480 с. — 10 000 экз.
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56.
- П. Н. Сергеев. Т-54/55. Советский основной танк / П. Н. Сергеев. — Киров: Кировское общество Любителей военной техники и моделизма, 2000. — Т. 1. — 42 с. — (Военно-техническая серия № 102). — 300 экз.
- П. Н. Сергеев. Т-54/55. Советский основной танк / П. Н. Сергеев. — Киров: Кировское общество Любителей военной техники и моделизма, 2000. — Т. 2. — 49 с. — (Военно-техническая серия № 103). — 300 экз.
- C. Устьянцев. Т-54/55 / C. Устьянцев, Д. Колмаков. — Нижний Тагил: Медиа-Принт, 2006. — 226 с. — (Боевые машины Уралвагонзавода).
Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе СССР и России после 1945 года |
|
|
|
|
|
Инженерные и специальные машины |
|
|
|
Машины разведки и управления |
|
|
|
|
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы |