Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Трикстер

Перейти к: навигация, поиск
Лис Ренар, изображённый в детской книге Мишеля Роданжа (1869)

Трикстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) архетип в мифологии, фольклоре и религии — «демонически-комический дублер культурного героя, наделенный чертами плута, озорника»[1] божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер совершает действо не по «злому умыслу» противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни. Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера. В художественных произведениях трикстеры часто выступают в роли антигероев.

Персонаж, называемый трикстером, расположен по центру диаграммы: ни свой, ни чужой, ни сильный, ни слабый, нечто среднее.

«Трикстер - ум без чувства ответственности»[2].

Мифология

Божество-трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно (например, Локи), но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта.

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Часто нарушение правил происходит в форме различных уловок, хитростей (например, у Эриды) или воровства. Трикстеры бывают хитрыми, или глупыми, или же могут совмещать оба этих качества; часто являются предметом осмеяния, даже будучи священными существами или выполняя различные культурные функции. Примером может служить священный Хейока, чья роль заключается в том, чтоб дурачиться и играть, и с помощью этого повышать самосознание и служить уравновешивающим механизмом.

Во многих культурах (например, в древнегреческих, скандинавских или славянских мифах, а также в индейских историях), трикстер и культурный герой часто смешиваются. Во многих североамериканских мифологиях койот (у юго-западных индейцев) или ворон (северо-западные индейцы) также выкрал огонь у богов (звёзды или солнце), но он более трикстер, чем культурный герой. Различие заключается в других историях, касающихся характеров этих персонажей: Прометей — Титан, тогда как Койот или Ворон обычно является шутником и проказником.

Зачастую фигура трикстера проявляет половую изменчивость, меняя гендерные роли. Такие трикстеры появляются в мифологиях североамериканских индейцев, и тогда про них говорят, что они имеют двоедушную природу. Локи, скандинавский трикстер, также проявляет гендерную неустойчивость и однажды даже забеременевает от жеребца Свадильфари; интересно, что он делит способность менять пол с Одином, верховным богом, который также проявляет много характеристик трикстера.

Мифологические трикстеры

Герои мифологии народов северной Америки:

Герои мифологии народов Африки:

Герои мифологии народов Европы и Азии:

Герои прочих мифологий:

Персонажи государственных и мировых религий:

Фольклорные герои:

Архетип

Трикстер — это пример юнгианского архетипа. В современной литературе трикстер сохранился как архетипический персонаж, не обязательно божественный или сверхъестественный.

В позднем фольклоре трикстер предстает как:

  • сообразительный озорной человек (антропоморфные трикстеры) или
  • существо, которое пытается противостоять опасностям и проблемам окружающего мира с помощью различных уловок и хитростей (зооморфные трикстеры).

Например, во многих сказках верховный правитель выбирает своей дочери жениха, устраивая различные испытания. Храбрые герои, принцы и рыцари не могут эти испытания выдержать. Тогда появляется простой бедный крестьянин, который с помощью своей сообразительности и ума без борьбы, каким-нибудь необычным способом, дурачит чудовищ, злодеев и избегает прочих опасностей. Таким образом, наименее желательный кандидат проходит все испытания и получает награду. Более современными примерами такого типа являются Багз Банни и маленький бродяжка Чарли Чаплина.

Примером озорного человека является образ Коровьева. В сериале Бортко «Мастер и Маргарита» Коровьев во время фокусов в варьете ловит ртом последнюю из всех карт, залетевших ему в рот. Когда он разворачивает эту карту публике, то на ней оказывается Джокер, то есть Шут. Таким образом Коровьев, как одна из граней Воланда-архетипа, является трикстером. Когда надо исправить навязчивое, но глупое положение дел, Коровьев-трикстер вырывает из дела неудобные страницы ради справедливости.

Другим примером, являются существа Кью, из кью континуума, в сериале Star Trek: The Next Generation. На протяжении всего сериала, в некоторых сериях, персонаж Кью, появляется на борту корабля Enterprise и всячески мешает команде и капитану Жан-Люку Пикару, устраивая различные пакости, шутки, уловки и т. д. Более того — отсылкой к Кью из «Star Trek» являеся трикстер из мира Эквестрии (мультсериал «My little pony friendship is magic») Дискорд.

Примечания

  1. ↑ Трикстер // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  2. Цитата, которую приводит Стеблин-Каменский М. И. в одной из своих книг.
  3. Koshares. Священные клоуны (англ.).
  4. Одиссей — пример трикстера - человека, который избегает опасностей, например, смерти от рук циклопа Полифема, благодаря своему уму.
  5. Сизиф — первый в истории лжец, жестоко наказанный за свои преступления
  6. Ребёнок Кришна — персонаж, похищающий масло.
  7. Кришнавуайерист, похититель одежды и соблазнитель, в истории с юными купальщицами.
  8. Дале Мохтар — вдова из Багдада.

Литература

на русском языке
  • Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев. Радин П. // «Евразия», 1998, 288 стр.; ISBN 5-8071-0028-X
  • Карл Кереньи. Трикстер и Древнегреческая мифология // Из: Пол Радин. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. — СПб.: Евразия, 1999, с. 242—264
  • Гаврилов Д. А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре. М.: «Социально-политическая мысль», Кафедра истории социально-политических учений философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, 2006. — 240 с. ISBN 5-902168-72-4
  • Гаврилов, Д. А. Трюкач. Лицедей. Игрок (Образ Трикстера в евроазиатском фольклоре). — М.: «Ганга», ИЦ «Слава», 2009. — 288 с. ISBN 978-5-98882-096-3
  • Гаврилов, Д. А. К определению трикстера и его значимости в социо-культурной реальности. 2006
  • Гаврилов, Д. А. Трикстер в период социо-культурных преобразований: Диоген, Уленшпигель, Насреддин. 2006
  • Новик Е. С. Структура сказочного трюка
на других языках
  • Gates, Henry (2004), "«The Blackness of Blackness: A Critique on the Sign and the Signifying Monkey»", Literary Theory: An Anthology (Oxford: Blackwell Publishing) 
  • Earl, Jr. Riggins R. Dark Symbols, Obscure Signs: God, Self, And Community In The Slave Mind. — Maryknoll, New York: Orbis Books, 1993.
  • Bassil-Morozow Helena The Trickster in Contemporary Film. — Routledge, 2011.
  • Franchot Ballinger, Sacred Reversals: Trickster in Gerald Vizenor's "Earthdivers: Tribal Narratives on Mixed Descent" American Indian Quarterly, Vol. 9, No. 1, The Literary Achievements of Gerald Vizenor (Winter, 1985), pp. 55–59 10.2307/467321
  • L. Bryce Boyer, Ruth M. Boyer The Sacred Clown of the Chiricahua and Mescalero Apaches: Additional Data Western Folklore, Vol. 42, No. 1 (Jan., 1983), pp. 46–54 Miwok creation story
  • Joseph Durwin Coulrophobia & The Trickster
  • Hansen, G.P.(2001). The Trickster and the Paranormal.Philadelphia: Xlibris. ISBN 1401000827
  • Koepping, Klaus-Peter [1] (February 1985). «Absurdity and Hidden Truth: Cunning Intelligence and Grotesque Body Images as Manifestations of the Trickster». History of Religions 24 (3): 191–214. 10.1086/462997.
  • Lori Landay Madcaps, Screwballs, and Con Women: The Female Trickster in American Culture 1998 University of Pennsylvania Press
  • Paul Radin The trickster: a study in American Indian mythology (1956)
  • Allan J. Ryan The Trickster Shift: Humour and irony in contemporary native art 1999 Univ of Washington ISBN 0-7748-0704-0
  • Trickster’s Way Volume 3, Issue 1 2004 Article 3 TRICKSTER AND THE TREKS OF HISTORY
  • Zolotarjov A. M. Társadalomszervezet és dualisztikus teremtésmítoszok Szibériában // A Tejút fiai. Tanulmányok a finnugor népek hitvilágáról / Hoppál, Mihály. — Budapest: Európa Könyvkiadó, 1980. — P. 29–58. — ISBN 963-07-2187-2. Chapter means: "Social structure and dualistic creation myths in Siberia"; title means: "The sons of Milky Way. Studies on the belief systems of Finno-Ugric peoples".
  • Tannen, R.S., The Female Trickster: PostModern and Post-Jungian Perspectives on Women in Contemporary Culture, Routledge, 2007

Трикстер.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24