Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Трезвость 100 отзывы, трезвость рассуждений сканворд 12, трезвость залог здоровья

Трезвость — согласно определению Всемирной организации здравоохранения — непрерывное воздержание от приема алкоголя и других психоактивных веществ[1].

Раньше понятие трезвость употреблялось также и в значении «умеренность в употреблении алкогольных напитков», однако в настоящее время подобное значение почти полностью вышло из употребления[1].

Трезвость, в переносном значении, указывает на здравую рассудительность, свободу от самообмана, иллюзий (трезвость суждений, трезвость ума)[2]. Трезвость — отвлечённое существительное по значению прилагательного «трезвый» (не пьяный)[3].

Похожий термин используется в специализированных организациях наподобие Анонимных алкоголиков (АА), где однако под ним понимается много дополнительных специфических условий, таких как «достижение и поддержание человеком общего контроля и равновесия в жизни»[1]. В отличие от других организаций АА ставит своей целью обретение трезвого образа жизни лишь для тех членов общества, которые страдают болезненной зависимостью от алкоголя и признали своё бессилие перед алкоголем.

Содержание

Борьба за трезвость в дореволюционной России

Первое трезвенное движение 1858—1859 годах

В домосковской Руси пьянства, как такового, не было, так как русские употребляли слабоградусные напитки: брагу, мёд, пиво, квас (крепостью от 1 до 6 градусов), причём достаточно редко, лишь во время больших праздников. Опьянение от слабоградусных напитков несильно и действует непродолжительное время. Привозное (из Византии) вино было очень дорогим, поэтому малодоступным.

Положение резко изменилось после введения Иваном Грозным вместо привычных корчем (где можно было поесть и выпить) кабаков, которые были только питейными заведениями. Каждый кабак облагался государственной пошлиной. В случае недоимки крестьян ждало суровое наказание[4].

Первое трезвенное движение — массовый протест в 1858—59 податного населения России против откупной системы в связи с повышением косвенного налога на водку. Главными участниками движения были государственные крестьяне, к которым позже присоединились представители других сословий. К лету 1859 движение распространились на 32 губернии России, крестьяне принимали решения не употреблять вина. В мае 1859 начались волнения и массовые разгромы питейных заведений. Трезвенное движение было усмирено войсками. После суда, 780 наиболее активных его участников были преданы военному суду, наказаны шпицрутенами и сосланы в Сибирь[5].

Борьба за трезвость в СССР

Общественные и государственные кампании по борьбе за трезвость неоднократно возникали в России. Первая антиалкогольная кампания в СССР была развёрнута на государственном уровне в 1958 году с постановления ЦК КПСС и Советского правительства «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками»[6]. Следующая антиалкогольная кампания началась в 1972 году с постановления Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма»[7][8].

Наибольшую известность получила антиалкогольная кампания М.С. Горбачёва. 7 мая 1985 года были приняты постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом. В результате кампании официально зарегистрированные среднедушевые продажи спиртного в 1985—1987 годах снизились более чем в 2,5 раза, значительно выросла рождаемость и сократилась смертность, ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю России, существенно снизился общий уровень преступности[9]. В дальнейшем антиалкогольная кампания сошла на нет, но при этом была создана общественная организация «Союз борьбы за народную трезвость».

Борьба за трезвость в современной России

Доля населения России, не употребляющая алкогольные изделия, согласно опросам ВЦИОМ

За последнее десятилетие в России резко активизировалась борьба за трезвость[источник не указан 382 дня], были созданы многочисленные трезвеннические движения и общества трезвости, такие как «Трезвый Башкортостан»[10], «Челябинск Трезвый»[11], «Трезвый Магнитогорск»[12], «Трезвая Удмуртия», «Трезвый Татарстан», «Трезвый Новосибирск», «Трезвая Москва», «Трезвый Питер», «Трезвый Барнаул», «Трезвый Саратов» и др.

Активно действует[13][14][15][16] «Союз борьбы за народную трезвость», проводя общественные акции, лекции и семинары по всей территории России. Последние 22 года проходит ежегодный «Международный слёт трезвости России и стран СНГ „Еланчик“» для обмена информацией и опытом активистов трезвеннических движений.

В 2009 году, Церковно-общественным советом РФ с участием пропагандиста трезвости Независимость», призванный информировать россиян о последствиях употребления алкоголя, помочь им определить и преодолеть алкогольную и наркотическую зависимость[18].

11 сентября в России отмечается неофициальный праздник «День Трезвости», впервые он отмечался в Российской империи 29 августа по старому стилю (11 сентября по стилю новому) в 1911 году[19].

Как показывают опросы ВЦИОМ, за последние 15 лет доля населения, придерживающаяся трезвого образа жизни выросла с 23 % в 1996 году до 30 % в 2011 году, среди молодых людей в возрасте 18-24 лет эти цифры составляют, соответственно, 15 % и 27 %[20][21][22][23].

Отношение к трезвости в религиях

В христианстве

Трезвость в православии – это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел».[24] «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», — предостерегает апостол (1 Петр.5:8).

Практически все христианские деноминации не исповедуют полного отказа от алкоголя в быту, допуская употребление вина в тех или иных количествах, и используя вино в евхаристии и ряде других таинств.[25][26][27] Иной позиции придерживаются Адвентисты седьмого дня, считающие, что повеление Божие относительно алкоголя – полное воздержание. Для совершения Вечери Господней адвентисты используют неброжёный виноградный сок, считая, что в Библии Бог одобряет только такой напиток для использования его в качестве символа[28][29][30].

В православии различают богослужебное употребление вина и употребление вина во время трапезы. Богослужебное употребление вина происходит в таинствах Причащения (Евхаристии), Венчания, Елеосвящения (Соборования), а также во время благословения хлеба, пшеницы, вина и елея во время Всенощного Бдения. Употребление вина во время трапезы в определенные дни года, в определенном количестве разрешается Уставом Церковным (Типиконом).[31]

Правила святых апостолов 51 и 53 решительно возбраняют христианам гнушение вином (отношение к нему, как к чему-то мерзкому), но допускают «удаление от вина» ради подвига воздержания.[32][33]

Пьянство в Священном Писании запрещается: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют»(1 Кор. 6:10); «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф.5:18); «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч.20:1); «Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством» (Лк.21:34).

Отцы церкви отмечали духовный и телесный вред от пьянства:

Святитель Василий Великий: «Пьянство — вражда на Бога», «Пьянство — это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».[34]

Святитель Иоанн Златоуст: «Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница», «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание».[34]

Преподобный Ефрем Сирин: «Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания».[34]

Святитель Феофан Затворник писал: «…„Не упивайтесь вином“ (Еф.5,18), но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет – совсем не пей, – разве только в крайностях, в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость».[35]

Известный богослов начала XX века, священномученик митр. Владимир (Богоявленский) в докладе «Против ли нас, абстинентов Библия» писал: «Если, таким образом, я знаю, что весь народ, среди котораго живу я, тяжело страдает от какого-нибудь бедствия, то эта любовь обязывает меня сделать все, что только я могу предпринять к устранению бедствия, а прежде всего употребить то средство, которое может быть наиболее действенным. А самое действительное средство против алкоголя как в отношении общественнаго оздоровления, так и уврачевания отдельных его жертв, есть совершенное отречение от употребления спиртных напитков».[36]

Существуют православные организации, ставящие достижение трезвости в обществе одной из своих целей, например «Трезвение», председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» ― священник Игорь Бачинин.[37]

В исламе

Ислам запрещает употребление любых опьяняющих веществ в любом количестве[38][39]. С точки зрения ислама алкоголь, так же как и любые другие опьяняющие вещества, включая наркотики, — это харам — абсолютно запрещено.

Всякое одурманивающее средство называется по-арабски хамр и полностью запрещено мусульманам (Коран, сура 5:92, 93)[38]. В том числе пророк «не одобрял использования алкоголя в лечебных целях, сколь бы ни были они насущны и необходимы»[40]. В Коране неоднократно встречаются аяты, указывающие на вред и недозволенность опьяняющих веществ.

Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них обоих — великий грех, и хотя есть и польза для людей, но греха в них больше, чем пользы»…

— Коран, 2:219

О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите? Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь!..

— Коран, 5:90-92

Встречаются различные мнения касательно толкования этих аятов, вплоть до того, что они не содержат прямого запрета на употребление этих веществ и совершение этих действий.

Тем не менее, существует большое количество хадисов Пророка Мухаммада, явно запрещающие мусульманам употребление спиртного и наркотических веществ.

Поистине, Аллах проклял вино и того, кто его выжимает и того, кому выжимают и того, кто его несет и того, кому его несут и того, кто его продает и того, кто его покупает и того, кто ест заработанное на этом и того, кто его пьет и того, кто им поит!

— Абу Дауд; ат-Табарани; аль-Хаким; аль-Байхакъи[41]

Для того, кто пил вино в этом мире и не покаялся в этом, в мире вечном оно будет запретным.

— Аль-Бухари, 1840 (5575)[42]

Когда прелюбодей прелюбодействует, верующим он не является, и когда кто-нибудь пьет вино, верующим он не является, и когда вор совершает кражу, верующим он не является.

— Аль-Бухари, 1841 (5578)[42]

При этом несмотря на то, что речь в основном ведется о вине (ввиду того, что в то время это было единственным из широко известных опьяняющих веществ), существует хадис, который указывает на запрет употребления всех веществ, приводящих организм к интоксикации (опьянению).

Та вещь, которая опьяняет в большом количестве, запрещена и в малом количестве!

— Абу Дауд, 3681; ат-Тирмизи, 1865; Ибн Маджах, 3393

Этот хадис также указывает на запрет так называемого «умеренного» потребления, запрещая данные вещества в любых количествах.

В буддизме

В философских школах индуизма

В иудаизме

Запрета на употребление спиртных напитков нет, наоборот, праздники обычно сопровождаются ритуалами с вином (Кидуш), особенно Седер Песах и Пурим. Впрочем, вместо вина можно использовать виноградный сок, а на Пурим достаточно выпить «больше обычного». Талмуд одобряет умеренное употребление вина для развития ума, утешения скорбящих и др., но осуждает чрезмерное увлечение хмелем[43]. То же в библейской Книге Притчей Соломоновых. Библейскиe примеры злоупотребления алкоголем: Ной, Лот и др.

Примечания

  1. ↑ Lexicon of alcohol and drug terms published by the World Health Organization
  2. "трезвость", "трезвый" в словаре Ушакова
  3. Трезвость в словаре Ефремовой
  4. Иван Прыжов. История кабаков в России в связи с историей русского народа
  5. Революционная ситуация в России в 1859—1861 гг.
  6. Григорий Заиграев. Государственная политика как фактор алкоголизации населения (pdf)
  7. Приказ Минздрава СССР ОТ 24.08.1972 № 694 о мерах по дальнейшему усилению борьбы против пьянства и алкоглизма
  8. Андрей Светенко. Идейный компромисс для нетрезвеющего народа — Радио «Маяк»
  9. Халтурина Д. А., Коротаев А. В. Русский крест. Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. — М.: УРСС, 2006. — 128 с. — ISBN 5-484-00528-0
  10. Общество «Трезвый Башкортостан»
  11. Общество «Челябинск Трезвый»
  12. общество «Трезвый Магнитогорск»
  13. Новости Обнинска. 01.09.2011 Бopиcь зa тpeзвocть — пoвышaй дeмoгpaфию!
  14. Новости Липецка. 11.09.2011 Липчане отметили День трезвости пробежкой
  15. Newsland 27.04.2011 Произвол чиновников в Белово: трезвый — значит экстремист
  16. «ГАЗЕТА КЕМЕРОВА» 28.03.2011 Кемеровчан призвали не употреблять алкоголь
  17. Путин утвердил антиалкогольную концепцию, чтобы к 2020 году покончить с русским пьянством
  18. 09.09.11 День борьбы с пьянством в России пройдёт в сотый раз
  19. News.Mail.RU 6 Сентября 2011. Празднику трезвости исполняется 100 лет
  20. ВЦИОМ, Пресс-выпуск № 1279, «АЛКОГОЛИЗАЦИЯ РОССИИ: НЕ ПОРА ЛИ ОПЯТЬ ЗВАТЬ ГОРБАЧЕВА?» 29 июля 2009 г.
  21. Опрос ВЦИОМ 30.10.1996 Употребляете ли Вы алкогольные напитки, и если да, то как часто?
  22. Опрос ВЦИОМ 19.07.2009 Употребляете ли Вы алкогольные напитки, и если да, то как часто?
  23. Опрос ВЦИОМ 17.04.2011 Употребляете ли Вы алкогольные напитки, и если да, то как часто?
  24. Библейская энциклопедия. М., 1891
  25. Вино // Православная энциклопедия
  26. Altar Wine // Catholic Encyclopedia; Eucharist // Catholic Encyclopedia
  27. Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера
  28. В начале было Слово: Пер. с англ. — Заокский: «Источник жизни», 2002. — С. 285. — 544 с. — 8500 экз. — ISBN 5-86847-484-1, 0-8280-0466-8
  29. William Patton. Bible Wines – Laws of Fermentation. — Oklahoma City, OK: Sane Press, n.d. — С. 24-41.
  30. C. A. Christoforides. More on Unfermented Wine. — Ministry, April 1955. — С. 34.
  31. «Типикон, сиречь, изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя лавры, преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы».
  32. 51 Правило Святых Апостолов
  33. Правило 53 Святых Апостолов
  34. ↑ Святые отцы о грехе винопития
  35. http://trezvenie.org/trezvenie/predanie/full/&id=874 Святитель Феофан Затворник. Толкование на Первое послание св. апостола Павла к коринфянам
  36. Против ли нас (абстинентов) Библия»: доклад священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, 1912 год.
  37. Заседание Совета Всероссийского Православного Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»
  38. ↑ Ислам: Наркотики, алкоголь и табак
  39. Ислам: Наркотики
  40. Ислам: Алкоголь
  41. См. «Сахихуль-джами’» 72, 1802, 5091.
  42. 1 2 Сборник хадисов Мухтасар «Сахих» — Составитель: Имам аль-Бухари. Книга 76: "Книга о напитках". Глава 1372.
  43. Трактат Санхедрин, 70А-Б

См. также

В Викисловаре есть статья «трезвость»


Трезвость 100 отзывы, трезвость рассуждений сканворд 12, трезвость залог здоровья.

Самакова, Категория:Статьи проекта Мультипликация IV уровня неизвестной важности.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24