Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Трансцендентальное знание, трансцендентальное единство апперцепции кратко, понятие трансцендентальное я введено, трансцендентальное в философии

Кантианство


Основные понятия
Вещь в себе, Феномен

Созерцание, Апостериори, Априори
Трансцендентальное
Рассудок и Разум
Антиномия
Категорический императив
Ценность

Тексты
Критика чистого разума

Критика практического разума
Критика способности суждения

Течения
Неокантианство
Люди
Кант, Рейнгольд, Фихте

Шопенгауэр, Фриз
Гельмгольц, Либман, Ланге
Коген, Наторп, Кассирер
Виндельбанд, Риккерт

Не следует путать с термином Трансцендентность.

Трансцендента́льное (от лат. transcendens — выходящий за пределы) — связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела. Это понятие имеет долгую историю и не сразу приобрело то значение, которое является наиболее распространённым и которое приведено в определении.

Русское слово является практической транскрипцией лат. transcendens (возможно, через посредничество нем. transzendental). Это латинское прилагательное образовано в средневековой латыни от причастия transcendens (родительный падеж transcendentis) — «перешагивающий», «выходящий за пределы», в философии «трансцендентный», образованный от глагола transcendo — «переступаю», «перешагиваю».

Содержание

Трансцендентальное и трансцендентное

В строгом философском смысле «трансцендентность» означает пребывание за пределами возможного опыта (запредельность), тогда как «трансцендентальность» имеет отношение к познанию и к условиям нашего опыта. Бертран Рассел сравнивал трансцендентальное с призмой, посредством которой мы смотрим на мир. Отсюда все трансцендентальное в отличие от трансцендентного имманентно нашему сознанию и находится у нас «в голове», однако оно не подлежит наблюдению. Так, согласно Канту, к области трансцендентального относятся, например, такие понятия как пространство и время, которые характеризуют не столько мир, сколько нашу способность воспринимать мир (Кант, «Критика чистого разума», раздел «Трансцендентальная эстетика»).

Средневековая философия

В схоластике своеобразным прототипом и первым употреблением слова транцендентальное были трансценденталии (лат. transcendentalia) — предельно общие, философские категории, посредством которых определялось все сущее. Трансценденталии — это разновидность универсалий[1]. Так Фома Аквинский выделил 6 транценденталий: сущее, единое, истинное, благое, вещь и нечто. В философии Дунса Скотта трансценденталии также являлись синонимами философских категорий[2].

Кант

В философии И. Канта трансцендентальными называются априорные формы познания, которые обуславливают и определяют возможность всякого опыта и организовывают наше познание. Трансцендентальными формами чувственности являются пространство и время, трансцендентальными формами рассудка — категории (субстанция, причинность и др.), трансцендентальными формами разума — регулятивные идеи чистого разума (идеи Бога, души, мира как целого). Трансцендентальное (априорное) противостоит, с одной стороны, эмпирическому (опытному, апостериорному), которое оно оформляет, а с другой стороны, — трансцендентному — выходящему за пределы опыта, вещам в себе. Соответственно, субъекту познания присуще трансцендентальное единство апперцепции. К области трансцендентальной диалектики Кант относит неразрешимые[прояснить] вечные[прояснить] философские вопросы о начале мира, Боге и нашей свободе.

Трансцендентальное познание, по Канту, — это познание априорных условий возможного опыта. Именно оно является задачей трансцендентальной философии:

Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией.[3].

После Канта

После Канта слово «трансцендентальное» приобрело необычайную популярность. Гуссерль говорил о трансцендетальной редукции, а Деррида о трансцендентальном означаемом[4].

В XIX веке понятие «трансцендентальное» подхватили американские романтики-трансценденталисты, которые понимали под этим словом нечто изначальное, неиспорченное, девственное и близкое к природе.

В XX веке в околофилософской литературе слово «трансцендентальное» стало синонимом понятия духовности и приобщенности к потустороннему божественному миру[5]. Одной из первых это новое посткантовское понимание предложила теософ Елена Блаватская, введя понятие трансцендентальной физики[6].

В современном кришнаизме широко используется термин «трансцендентальное» для характеристики Бога. Так трансцендентальное тело — это нетленное, неограниченное тело Бога[7]. Трансцендентальный образ — это изначальный, божественный образ, а трансцендентальное знание — это божественная наука[8]. В рамках синтеза восточных и западных учений появилось даже такое понятие как трансцендентальный секс (см. Тантрический секс)[9]

Связанные термины

Организации и сочинения

Примечания

В Викисловаре есть статья «трансцендентальный»
  1. Трансценденталии бессознательного и современный дискурс
  2. Круглое А. Н. Понятие трансцендентального у И. Канта: предыстория вопроса и проблемы интерпретации // Вопросы философии. 1999. № 11
  3. Критика чистого разума: Введение. VII // Сочинения. — Т. 3. — М., 1964. — С. 121.
  4. Трансцендентальное Означаемое
  5. Трансцендентальные, духовные способности
  6. Е. П. Блаватская. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЗИКА
  7. Выпуск «Бхагавад-гита — вечное знание Трансцендентальное тело»
  8. Трансцендентальное знание
  9. Рави Сингх — Искусство трансцендентального секса

Ссылки

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ

Трансцендентальное знание, трансцендентальное единство апперцепции кратко, понятие трансцендентальное я введено, трансцендентальное в философии.

Файл:Python molurus Area.svg, Файл:1967 Ferrari 330 P3slash4, Glickenhaus (Lime Rock).jpg, Европейский маршрут E42, Безумство от любви (фильм).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24