Терминатор | |
The Terminator | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Арнольд Шварценеггер |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Cinema 84 |
Длительность |
Театральная версия: |
Бюджет | |
Сборы |
$ 78 371 200[1] |
Страна | |
Язык | |
Год | |
Следующий фильм | |
IMDb |
ID 0088247 |
«Термина́тор» (англ. The Terminator) — культовый[2][3] фантастический фильм режиссёра Джеймса Кэмерона 1984 года.
В центре сюжета — противостояние живого солдата и Киборга-терминатора, прибывших в 1984-й год из постапокалиптического 2029 года. Цель терминатора — убить Сару Коннор — девушку, чей ещё нерождённый сын ведёт войну человечества с машинами. Влюблённый в Сару солдат Кайл Риз пытается помешать терминатору. В фильме поднимаются проблемы путешествий во времени, вопросы судьбы, создания искусственного интеллекта, поведения людей в экстремальных ситуациях.
Благодаря фильму слово «терминатор» превратилось в нарицательное, а коронная фраза Арнольда Шварценеггера «I'll be back» («Я вернусь») вошла в число самых известных киноцитат. В СССР фильм показывали в кинотеатрах с дубляжом студии «Синхрон» компании «Хлопушка».
Созданный в недалёком будущем военный компьютер «Скайнет», обладающий искусственным интеллектом, спровоцировал ядерную войну, а затем поработил остатки человечества. Однако у людей остаётся надежда — великий лидер Джон Коннор, организовавший Сопротивление и сумевший к 2029 году выиграть Войну у машин. Поверженный «Скайнет», цепляясь за последнюю возможность, отправляет в прошлое, в 1984 год, Киборга-терминатора с целью убить мать Джона Коннора — Сару Коннор, чтобы не допустить рождение Джона. Киборг располагает информацией только об имени матери Джона и, прибыв, начинает убивать всех женщин по имени Сара Коннор.
В 1984 году Саре 19 лет. Она учится в университете и подрабатывает официанткой, не подозревая о своей великой миссии. На её защиту люди посылают человека — сержанта Сопротивления Кайла Риза. Силы противников неравны. Ризу противостоит чрезвычайно мощная боевая машина, почти неуязвимая для огнестрельного оружия — терминатор серии 800, модель 101. Неотличимый от человека, он специально предназначен для внедрения в человеческое общество и уничтожения людей. Ризу приходится не только бороться с роботом, но и убеждать поверить ему шокированную Сару. После непродолжительной погони их захватывает полиция, которая принимает Риза за сумасшедшего террориста. Терминатор вламывается прямо в полицейский участок, в котором находятся Сара и Кайл, и убивает всех полицейских, но Саре и Ризу вновь удаётся бежать. В тяжёлых испытаниях недоверие, испытываемое Сарой к Ризу, сменяется симпатией. Когда они отрываются от терминатора, им удаётся поговорить, и они понимают, что им придётся прожить всю оставшуюся жизнь вместе — в бегах. Сара расспрашивает Кайла о женщинах его времени, и он говорит, что у него никогда не было девушки. В порыве откровенности он признаётся Саре, что был влюблён в неё уже по фотографии, которую дал ему Джон Коннор. Риз говорит Саре, что единственной причиной, по которой он согласился на перемещение в прошлое, была его любовь к ней. Они проводят ночь вместе, и таким образом именно Кайл Риз становится отцом Джона Коннора.
Тем временем Терминатор узнаёт об их укрытии и начинает погоню на мотоцикле, догоняя Сару и Кайла, угнавших машину. Кайл пытается подорвать Терминатора самодельной взрывчаткой на ходу, но тщетно. Терминатор ранит Кайла, и очередная бомба взрывается рядом. Сара, видя, что Кайла контузило, совершает манёвр и подрезает мотоцикл Терминатора. Терминатор слетает с мотоцикла и оказывается на пути грузовика-бензовоза, который его сбивает. Машина Кайла и Сары также переворачивается. Терминатор получил лёгкие повреждения и, выбравшись из-под колёс грузовика, раскидывает водителей, садится за руль и снова начинает преследовать Сару и раненого Кайла. Во время погони Кайлу удаётся подорвать бензовоз взрывчаткой. Кайл и Сара думают, что победили, и вдруг Терминатор поднимается из обломков грузовика, лишённый сгоревшего кожного покрова, и продолжает преследование. Убегая от него, они пытаются укрыться в находившемся рядом заводе компании «Кибердайн Системс» (англ. Cyberdyne Systems), где робот вскоре нагоняет их. В фильме наименования завода не было, а в новеллизации второй части «Терминатора» было указано, что Cyberdyne Systems было основана двумя бывшими сотрудниками данного завода после того, как они нашли и спрятали процессор и руку. Во время сражения с Терминатором Кайл взрывает его, однако при этом погибает сам, а Сара получает серьёзное ранение в ногу. Но Терминатор оказывается не повержен и на этот раз: лишённый взрывом ног и одной руки, он продолжает функционировать и ползком гонится за Сарой. Девушке удаётся заманить робота под гидравлический пресс и раздавить его. При этом остатки процессора и часть металлической руки Терминатора попадают к сотрудникам компании «Кибердайн Системс» — будущим создателям «Скайнета». Таким образом, возникает временная петля: попытка коррекции будущего приводит к противоположному результату — всё встаёт на свои места, на путь к катастрофе.
Сара Коннор принимает решение кардинально изменить свою жизнь, посвятив её воспитанию и защите сына. Она отправляется путешествовать на машине, по пути записывая на диктофон всё, о чём должен знать Джон. На автозаправке её фотографирует мальчик и продаёт ей фото — то самое, которое Джон Коннор в будущем покажет Кайлу Ризу.
Актёр | Роль |
---|---|
Арнольд Шварценеггер | Терминатор |
Майкл Бин | Кайл Риз |
Линда Хэмилтон | Сара Коннор |
Пол Уинфилд | лейтенант полиции Эд Трэкслер |
Лэнс Хенриксен | Детектив Хэл Вукович |
Эрл Боэн | Доктор Питер Силберман |
Бесс Мотта | Джинджер Вентура |
Рик Россович | Мэтт Бьюкенан |
Дик Миллер | Продавец в оружейном магазине |
Франко Коломбо | Терминатор из будущего |
Билл Пэкстон | Панк |
Брайан Томпсон | Панк |
Многие идеи фильма неоднократно обыгрывались в предшествующей научно-фантастической литературе и кинематографе. Один из первых фильмов о роботах вообще, «Механический человек» Андрэ Дида (1921), построен на том, как преступница Мадо использует робота, созданного профессором Д’Ара, чтобы погубить незадачливого создателя — значительную часть фильма, включая сохранившиеся фрагменты, составляет преследование роботом профессора и его близких. Любопытно отметить сцену, в которой герои спасаются на машине от бегущего за ними робота. Робот-убийца, использующий человеческую плоть для маскировки, описан в повести Станислава Лема «Маска» (1976) и «Вторая модель» Филипа К. Дика в 1953 году. Одним из ключевых образов фильма Майкла Крайтона «Мир Дикого Запада» (1973) был замаскированный под человека робот, который вышел из-под контроля и преследовал героев; в этом же фильме впервые был представлен снятый с использованием спецэффектов вид «из глаз» робота. Идею путешествия во времени впервые высказал Герберт Уэллс в знаменитом романе «Машина времени», а Рэй Бредбери в рассказе «И грянул гром» популярно описал, к чему может привести вмешательство в прошлое.
Более конкретные сюжетные совпадения стали причиной судебного иска со стороны американского писателя-фантаста Харлана Эллисона. В его рассказе «Солдат» повествуется о пехотинце, который из апокалиптической войны попадает в наше время. Выслушав его рассказы, политики приходят в ужас и решают, что теперь сделают всё возможное, чтобы избежать страшного будущего, однако финал рассказа остаётся тревожно неопределённым: неясно, не приведут ли принятые меры к тому самому развитию событий. В другом рассказе — «Демон со стеклянной рукой» — человечество будущего порабощено инопланетной расой, и единственный уцелевший человек спасается от преследования в далёком прошлом. С собой он носит обломок таинственной стеклянной руки. Также Эллисон утверждал, что в его рассказе «У меня нет рта, и я должен кричать» описан аналог «Скайнета» — разумный компьютер, уничтоживший человечество. Два первых рассказа были экранизированы в телевизионном сериале «Внешние Пределы» (1963—1965). Продюсеры фильма решили урегулировать спор без судебного разбирательства: при выходе фильма на видео Эллисон был указан как один из авторов сюжета.
Из других интересных совпадений можно отметить малоизвестную пьесу Сэма Шепарда «Форенсик и экстерминаторы» («Forensic & the Navigators») (1967), написанную в жанре абсурда. По ходу действия появляются два терминатора, чья миссия заключается в очистке местности. Само слово употребляется в более традиционном значении — «дезинфектор». Но интересно, что в разговоре героев упоминается о некой войне.
Утверждается, что идея фильма буквально приснилась Джеймсу Кэмерону. В 1981 году в Риме, заканчивая работу над своим первым крупным фильмом «Пираньи-2», Кэмерон заболел лихорадкой. В бреду он увидел человека с красным глазом, преследовавшего девушку. Сценарий написал в 1982 году в соавторстве со своим другом Уильямом Вишером. Найти финансирование долго не удавалось, крупные кинокомпании отказались браться за проект. В итоге сценарий был продан за символическую цену в один доллар начинающему продюсеру Гэйл Энн Хёрд (будущей второй жене Кэмерона).
Уже тогда у Кэмерона возник замысел о роботе из жидкого металла, способном изменять свою форму в зависимости от обстоятельств, а действие фильма целиком происходит в будущем. Но с одной стороны, в середине 1980-х спецэффекты ещё не достигли необходимого уровня, а с другой — у проекта был весьма скромный бюджет. Поэтому режиссёру пришлось перенести место действия фильма из будущего в настоящее, и отказаться от идеи использования «жидкого» терминатора. Эта идея была реализована во втором фильме.
Вначале Кэмерон полагал, что Терминатор должен выглядеть как человек стандартной комплекции, чтобы не выделяться в толпе. Так что эта роль писалась под Лэнса Хенриксена. Джеймс Кэмерон заявил:
Пригласить Арнольда Шварценеггера на роль Терминатора не представлялось возможным. Терминатор должен был быть лазутчиком, незаметно проникающим к противнику, а вы не сможете не заметить в толпе Терминатора, если он похож на Арнольда. В этом нет никакого смысла. Но красота фильмов заключается в том, что им не нужно быть логичными. Они должны быть только правдоподобными. Если внутреннее чутьё на то, что кинопродукт понравится публике, не подведёт, то аудиторию не будет волновать, что на экране происходит нечто неправдоподобное.
Оригинальный текст (англ.)Casting Arnold Schwarzenegger as our Terminator, on the other hand, shouldn't have worked. The guy is supposed to be an infiltration unit, and there's no way you wouldn't spot a Terminator in a crowd instantly if they all looked like Arnold. It made no sense whatsoever. But the beauty of movies is that they don't have to be logical. They just have to have plausibility. If there's a visceral, cinematic thing happening that the audience likes, they don't care if it goes against what's likely
Одной из первых задач Кэмерона было найти исполнителя на роль Кайла Риза. Кинокомпания «Орион» хотела пригласить звезду с растущей в США популярностью, но которая бы уже отметилась и за рубежом. Один из основателей «Ориона» Майк Медавой повстречался с Арнольдом Шварценеггером и отправил к нему агента со сценарием для фильма «Терминатор». У Кэмерона возникли сомнения в пригодности Шварценеггера для роли Риза, он полагал, что Терминатор должен быть физически погабаритнее Риза. Студия рекомендовала О. Симпсона, но Кэмерон посчитал, что Симпсон будет неправдоподобен в роли убийцы. Кэмерон согласился встретиться со Шварценеггером и провести с ним кинопробы. Кэмерона позабавили рассуждения Шварценеггера о том, кто должен сыграть отрицательного персонажа. Он начал зарисовывать лицо Шварценеггера в свой блокнот и попросил Шварценеггера помолчать. Вернувшись в Дейли, Кэмерон заявил, что Шварценеггер не подходит для роли Риза, но «будет дьяволом в роли Терминатора». По словам режиссёра, ему пришлось долго уговаривать Шварценеггера, сопровождая свои слова обещаниями о том, что эта роль будет значительно расширена. Арнольд, напротив, утверждает, что именно он разглядел в роли Терминатора огромный потенциал и был вынужден уговаривать Кэмерона уступить её. Перед съёмками фильма Шварценеггер три месяца тренировался с оружием.
Так или иначе, Терминатором стал Шварценеггер, а Лэнс Хенриксен исполнил небольшую роль детектива Вуковича. Впоследствии Кэмерон всё-таки снял Хенриксена в роли человекообразного робота — андроида Бишопа в фильме Чужие. Друзья Шварценеггера были в шоке, полагая, будто роль терминатора поставит крест на его актёрской карьере. Однако эта злодейская роль, состоящая всего из 17 предложений, сделала его звездой мировой величины. Впечатляющий образ абсолютно безэмоционального робота стал классическим эталоном для кинематографа. Авторство знаменитой фразы «I’ll be back» принадлежит самому Арнольду: в сценарии она звучала в форме «I’ll come back». Арни просто слегка напутал текст.
Картина вышла в прокат 26 октября. При скромном бюджете в 6,4 млн долларов фильм многократно окупился. В США он собрал 38,4 млн $ и занял 9-е место в прокате 1984 года. Сборы в мире — 42 млн $. Фильм более популярен за рубежом, чем в США.
Получил Гран-При Международного фестиваля фантастических фильмов в Авориазе (Франция) и 3 награды американской Академии научно-фантастических фильмов и фильмов ужасов (в том числе «лучший научно-фантастический фильм»). В рейтинге лучших фильмов всех времён и народов на сайте IMDb «Терминатор» занимает 184-е место (50-е среди боевиков и 27-е среди научно-фантастических фильмов). В 2008 году был включён Библиотекой Конгресса США в список фильмов, признанных культурным достоянием США[4].
В СССР стал известен во всех видеосалонах в эпоху перестроечного видеобума середины — конца 1980-х в переводах Леонида Володарского, Андрея Гаврилова, Василия Горчакова и Михаила Иванова, а к 1991 году — в кинотеатрах с дубляжем студии «Синхрон», компании «Хлопушка», почти одновременно со второй частью. В постсоветском пространстве с середины 1990-х фильм имел распространение в переводах Григория Либергала и Юрия Сербина. Фигурировал первоначально под названиями «Киборг-убийца» (перевод Леонида Володарского, Андрея Гаврилова) и «Робот-убийца». Также есть вариант нецензурного (не путать со «смешным») «правильного перевода Гоблина» от Дмитрия Пучкова. Стал одним из самых ярких впечатлений от американского кинематографа. В России в 1992 году транслировался на телеканалах «Останкино-1», а 1 января 1994 — на «Останкино-4» с многоголосым закадровым переводом аудиостудии кинопрограмм телерадиокомпании «Останкино» (перевод озвучивали — Надежда Румянцева, Дмитрий Полонский, Виталий Ованесов), в 1995 году — на телеканале TB-6, с 1996 года — на ОРТ с переводом кинокомпании «Селена Интернэшнл». На Ren-TV многоголосый закадровый перевод озвучен компанией Кипарис, на НТВ — телекомпанией НТВ+.
В 1984 году вышла одноимённая книга, написанная сценаристом Уильямом Вишером в соавторстве с Ренделом Фрейксом (переведена на русский язык в 1992 году). Существует ещё одна новеллизация, написанная британским писателем Шоном Хатсоном в 1984 году (на русский не переводилась). В 1994 году российский писатель-пародист Сергей Ульев использовал Терминатора в качестве главного антагониста в своём пародийном романе «Фредди Крюгер и железная леди» (Ульев опубликовал роман в том же году под псевдонимом Джек Кент), в котором киборг послан в прошлое, дабы уничтожить Фредди Крюгера, что ему в конечном счёте удаётся сделать.
В 1991 году Джеймс Кэмерон снял не менее культовое и на порядок более масштабное продолжение «Терминатор-2: Судный день». В 1996 при участии Кэмерона и команды создателей первых фильмов в Лос-Анджелесе был запущен 3D-аттракцион «Терминатор: Битва сквозь время», для которого Арнольд Шварценеггер, Эдвард Ферлонг и Роберт Патрик (актёры, игравшие в «Терминаторе 2») специально снялись в мини-фильме, повествующем о войне будущего.
Вселенной «Терминатора» в определённом смысле повезло в том, что она, в отличие от других культовых фантастических блокбастеров 80-х, избежала многочисленных низкокачественных продолжений. Одной из причин такого положения, помимо добросовестности Кэмерона, была запутанная ситуация с авторскими правами. Когда данная проблема была решена, в 2003 году на экраны вышел третий фильм саги — «Терминатор 3: Восстание машин», созданный совсем другой командой, но по-прежнему со Шварценеггером в главной роли (из оригинального актёрского состава в фильме также принял участие Эрл Боэн в камео доктора Силбермана). В 2009 году состоялась премьера фильма «Терминатор: Да придёт спаситель» с Кристианом Бэйлом в роли Джона Коннора и Антоном Ельчиным в роли молодого Кайла Риза. Лицо Шварценеггера в качестве облика Терминатора было воссоздано с помощью компьютерных технологий. Кроме того, в 2008 году был снят телевизионный сериал «Терминатор: Хроники Сары Коннор» (в российском показе «Терминатор: Битва за будущее»). Его сюжет представляет собой самостоятельное продолжение второй части, игнорирующее события третьего фильма. Сериал был закрыт после второго сезона из-за низких рейтингов при показе.
Для телетрансляции в США были подредактированы нецензурные бормотания мусорщика и бомжа в переулке. Кроме того, были вырезаны выстрелы из эпизода убийства первой Сары. В ответ на требование Терминатора отдать одежду панк говорит «Съешь это, мразь» («Eat this, scum») вместо оригинального «Fuck you, asshole». Затем был вырезан момент вырывания сердца и обрезан кадр, когда голый Терминатор смотрит на панораму города, так, чтобы не было видно его ягодицы. В этом же ключе подрезан был и кадр с прибытием Кайла. Удален был и момент, когда Терминатор бил полицейского лицом о дверцу машины — он просто отбрасывал его на асфальт. В сцене убийства Джинджер был показан только один выстрел Терминатора и затем падающая Джинджер. А диалог Трекслера и Вуковича был переозвучен, как в канадской версии.
В телевизионной версии, показанной в Канаде, была переозвучена одна фраза. Когда в полицейском участке Трекслер спрашивает у Вуковича «Как я выгляжу?», тот отвечает ему: «Как будто мертв уже неделю» («like you’ve been dead for a week»), вместо оригинального «Как дерьмо, босс» («like shit, boss»). Кроме того, был вырезан момент убийства продавца оружия — был показан вход в магазин, затем слышался выстрел, и дверь магазина распахивалась.
Из шведской театральной версии фильма был вырезан момент, где терминатор вынимает свой глаз и бросает его в раковину.
В американском DVD-релизе (1) была исправлена сцена, которая раньше отмечалась как ошибка. В сцене, когда Терминатор уходит из мотеля, кадр обрезали так, чтобы не были видны ноги, потому что по недосмотру у него на ногах оказались ботинки вместо сапог. В DVD-релизе 2 зоны кадр остался прежним.
При создании многоканального звука для DVD исправили ещё одну ошибку: Терминатор, сказав дежурному в полицейском участке «I`ll be back», выходит и оставляет дверь открытой, а когда таранит участок на машине, дверь уже закрыта. На DVD добавили звук захлопывающейся двери, пока камера смотрит на пишущего дежурного.
Фраза Терминатора — «I’ll be back» («Я вернусь») стала очень популярна и неоднократно занимала высокие места в рейтингах цитат:
В сценарии фраза была иной: «I’ll come back». Она присутствовала во всех вариантах сценариев, вплоть до финального. По одной версии, в самый последний момент она была заменена кем-то, кто остался неизвестен, на «I’ll be back»; по другой версии, это сам Арнольд Шварценеггер, тогда ещё не слишком хорошо говоривший по-английски, во время съёмки оговорился, но Кэмерону оговорка понравилась и он оставил её в фильме. Фраза стала визитной карточкой Шварценеггера и он произнёс её в одиннадцати своих последующих фильмах и неоднократно использовал в публичных выступлениях во время своей избирательной кампании и нахождении на посту губернатора Калифорнии.
Прокатные фильмокопии отпечатаны контактным способом в том же формате[10]. Длина фильма 2935 метров в обычной версии и 2924 в сокращённой. Оригинальная фонограмма — оптическая одноканальная по системе Dolby.
Фильмы Джеймса Кэмерона | |
---|---|
Художественные |
Ксеногенезис (1978) • Пиранья 2: Нерест (1981) • Терминатор (1984) • Чужие (1986) • Бездна (1989) • Терминатор 2: Судный день (1991) • Правдивая ложь (1994) • Титаник (1997) • Аватар (2009) • Аватар 2 (2017) |
Документальные |
Экспедиция «Бисмарк» (2002) • Призраки бездны: Титаник (2003) • Чужие из бездны (2005) |
Сценарист/продюсер |
Рэмбо: Первая кровь 2 (1985) • На гребне волны (1991) • Странные дни (1995) • Тёмный ангел (2000) • Солярис (2002) • Расшифрованный исход (2006) • Санктум (2011) |
Терминатор (фильм).